Библиографическое описание:

Кудрин А. А. Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в свете новых стандартов образования // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 51-54.

Воплощение в жизнь идей Болонской декларации и связанные с этим процессы вхождения России в европейское образовательное пространство ориентируют ученых на исследование инновационных путей реформирования отечественной высшей школы. Поиск резервов оптимизации педагогического образования сегодня смещается в плоскость активизации и инициативы самих студентов, создания условий для их индивидуального развития и саморазвития.

Новая стратегия предполагает такую вовлеченность студента в процесс обучения, которая дает ему право свободного выбора образовательного маршрута, соответствующего уровню знаний и умений в допрофессиональной подготовке, его индивидуальным способностям и познавательным потребностям.

Исходя из анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы c опорой на работы С.В. Алексеева, Г.А. Бордовского, В.А. Козырева, М.С. Пак, Г.Н. Пономарева, Н.Ф. Радионовой, О.Г. Роговой, В.П. Соломина, А.П. Тряпициной, Н.Л. Шубиной, П.В. Станкевича и других педагогов-исследователей становятся очевидными такие основные тенденции, влияющие на развитие современного высшего профессионального педагогического образования, как глобализация, интернационализация, европеизация, регионализация. Это отвечает международным стандартам по уровню подготовки выпускника в области образования на основе региональных стандартов качества [14].

Интенсивные и существенные социально-экономические изменения, непрерывно нарастающий поток социальной и профессиональной информации, повышение значимости готовности современного специалиста к решению разнообразных профессиональных задач диктуют необходимость реализации компетентностного подхода в современной профессиональной школе.

Актуальные тенденции находят отражение в проектируемом содержании профессионального образования, представленном в Государственных образовательных стандартах. Образовательный стандарт как обобщенная модель, включает в себя комплекс требований, норм, ценностей, правил к уровню, содержанию, качеству профессиональной подготовки и характеризуется определенными компонентами, параметрами, функциями, обеспечивающими структурную организацию и реализацию в практической деятельности всей образовательной системы.

Государственные образовательные стандарты нового поколения предлагают ориентировать профессионально-образовательный процесс на формирование новых интегративных конструктов – общекультурных и профессиональных компетенций, – тем самым усиливая развивающую функцию содержания профессионального образования [3].

Компетентностный подход определяет направленность преподавателя на подготовку будущих специалистов, готовых и способных успешно осуществлять профессиональную деятельность, решать профессиональные задачи. Успешность выполнения профессиональной деятельности во многом определяется тем, насколько самостоятельно, стабильно и надежно она осуществляется. В этой связи особое значение приобретает формирование профессиональной устойчивости будущего специалиста – выпускника высшей профессиональной школы.

Впервые понятие «профессиональная устойчивость личности» было выделено в качестве предмета научного рассмотрения К.К. Платоновым, трактовавшим данный термин как такое свойство личности, в котором проявляется интенсивность, действенность и устойчивость профессиональной направленности. Профессиональная устойчивость характеризует такое слияние работника со своей профессией, когда профессиональная деятельность становится для человека «трудовой доминантой» [11].

В педагогической науке на данный момент накоплен определенный фонд знаний, раскрывающих сущность и структуру профессиональной устойчивости специалиста. Определяя «профессиональную устойчивость» личности, Н.Е. Мажар отмечает, что данное качество характеризует одну из сторон устойчивости личности и включает в себя устойчивость профессиональных интересов, намерений и направленности личности [7].

 В исследовании З.Н. Курлянд профессиональная устойчивость педагога трактуется как сложное интегрированное качество, обеспечивающее наряду с педагогическими способностями быстроту становления учителя как мастера своего дела, как синтез качеств и свойств личности, позволяющий уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения выполнять свою профессиональную деятельность с минимальными ошибками на протяжении длительного времени. В структуру профессиональной устойчивости исследователь включает ряд компонентов:

- мотивационный (педагогическая направленность, уверенность в себе как в учителе, удовлетворенность деятельностью); 

- эмоционально волевой (умение регулировать свои эмоциональные состояния, отсутствие эмоциональной напряженности, наличие волевых качеств);

           - личностный (познавательная направленность, быстрота реакции на поведение учащихся, нормальная утомляемость);

          - профессионально-педагогический (знания, умения и навыки учителя, умение принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, наличие стремления к самообразованию) [6].

З.Н. Курлянд существенную роль в формировании профессиональной устойчивости будущего педагога отводит развитию педагогических способностей, отмечая при этом, что более высокий уровень их развития обеспечивает более высокий уровень профессиональной устойчивости учителя [6].

По мнению ученого, ранняя диагностика профессиональной устойчивости, а также дифференцированный подход в обучении студентов, эмоциональная регуляция деятельности студентов-практикантов способствуют развитию их профессиональной устойчивости.

В исследовании З.К. Каргиевой устойчивость профессиональной деятельности учителя связывается с деятельностью длительной, успешной и удовлетворяющей, причем исключение любого из этих параметров не дает полной характеристики устойчивости. Факторами, определяющими устойчивость, по мнению З.К. Каргиевой являются удовлетворенность педагогической профессией, успешность учебно-познавательной деятельности, уровень сформированности организаторского и коммуникативного компонентов педагогической деятельности, а также уровень развития профессионально-педагогической направленности. Автором предлагается формирование профессиональной устойчивости будущего учителя через усиление профессиональной направленности преподавания специальных дисциплин [4].

В.Е. Пеньков анализирует понятие профессионально-личностной устойчивости педагога, под которой понимает интегративное качество, представленное совокупностью следующих компонентов:

 - мотивационный;

 - когнитивный (специальные, т.е. «предметные», знания, психолого-педагогические знания, знания о способах организации деятельности);

- конативный (способность к саморегyляции, способность к самодеятельности, способность к педагогическому творчеству) [10].

 Профессионально-личнocтная устойчивость, как полагает исследователь, выступает составной частью личностно-творческогo компонента педагогической культуры. Ведущим условием формирования данного качества будущего педагога, по мнению В.Е. Пенькова, выступает организация профессионaльно-ориентированногo изучения специальных дисциплин [10].

И.А. Клюшникова трактует профессиональную устойчивость педагога как личностное образование, включающее совокупность профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности. Процесс формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности, полагает автор, должен выступать в качестве системообразующего компонента в профессиональной подготовке педагога [5].

В.В. Гузь, раскрывая понятие профессионально-личностной устойчивости педагога, отмечает, что это качественная характеристики субъекта педагогической деятельности, отражающая высокий уровень стабилизации ценностных установок, эмоционально-волевых процессов и состояний. В структуре данного качества исследователь выделяет мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный и рефлексивно-регулятивный компоненты. В качестве значимого механизма становления и развития профессионально-личностной устойчивости учителя автор рассматривает субъектно-деятельностные педагогические технологии, в том числе технологии профессиональной самоактуализации педагога, рефлексивно-аналитические технологии, технологии психолого-педагогической поддержки [1].

Приведенный обзор исследований свидетельствует о значимости целенаправленного развития такого интегративного качества современного специалиста как профессиональная устойчивость. В актуальной образовательной ситуации решение данной задачи видится осуществимым как посредством усиления профессиональной направленности и практической ориентированности общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин, так и в результате проектирования курсов, практикумов, направленных на формирование обозначенного интегрального качества будущего специалиста.

Таким образом можно сделать вывод, что усиление развивающей функции содержания образования, характерное для образовательных стандартов нового поколения, позволяет осуществить решение сформулированной задачи формирования профессиональной устойчивости будущего специалиста, подготовленного к успешному и стабильному функционированию в современной социально-экономической ситуации.

 

Литература:

1.      Гузь, В. В. Формирование профессионально личностной устойчивости учителя : автореф. дисс. … канд. пед. наук. / В. В. Гузь. – М., 2007. – 20 с.

2.      Ефремов, О. Ю. Педагогика : учебное пособие. / О.Ю. Ефремов. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с. – ISBN 978-5-49807-6652.

3.      Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник / Э.Ф.Зеер. – М.: Академия, 2009. – 384 с. – ISBN 978-5-7695-5678-4.

4.      Каргиева, З.К. Профессиональная устойчивость учителей и определяющие ее факторы. / З.К, Каргиева. // Вопросы преемственности воспитания и формировании учебной деятельности в системе «школа-вуз». –Орджоникидзе, 1984. – С. 59 – 65.

5.      Клюшникова, И. А. Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности :автореф. дисс. … канд. пед. наук. / И. А. Клюшникова. – Ставрополь, 2005.– 27 с.

6.      Курлянд, З. Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости учителя : автореф. дисс. … доктора пед. наук. / З. Н. Курлянд. – М., 1993. – 30 с.

7.      Мажар, Н.Е. О профессиональной устойчивости социально активной личности учителя. / Н.Е. Мажар. // Формирование социально активной личности учителя. – М., 1986. – С. 31 – 55.

8.      Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учебник : Т.1 : Дидактика / Н. А. Морева. – М. : Академия, 2008. – 432 с. – ISBN 978-5-7695-4896-3.

9.      Педагогика профессионального образования : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2006. – 368 с. – ISBN 5-7695-2603-3.

10.  Пеньков В. Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе : автореф. дисс. … канд. пед. наук. / В. Е. Пеньков. – Белгород, 1997. – 20 с.

11.  Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – М. : Высш. шк., 1984. – 174 с.

12.  Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2004. –480 с. – ISBN 5-7695-18596.

13.  Психология здоровья: учебник / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2003. – 607 с. – ISBN 5-318-00668-Х.

14.  Станкевич П.В., Концептуальные основы обновления содержания и структуры стандарта третьего поколения по педагогическому образованию [Текст] /П.В. Станкевич, С.Б. Бахвалова// материалы доклада. Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область «Безопасность жизнедеятельность). Материалы XIII научно-практической конференции 23-27 ноября 2009 г. Санкт-Петербург./ Под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2009.-с.26-27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle