Библиографическое описание:

Лавицкая Е. С. Теоретическое обоснование инновационного содержания профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 91-94.

 

В статье автор рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров на основе повышения практикоориентированности образовательного процесса, теоретически обосновывает новое содержание подготовки бакалавров физкультурного профиля в условиях ФГОС ВПО и модернизированного ФГОС ВО 3+.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, практикоориентированность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, спортивные игры, волейбол, рейтинг студента.

 

Актуальность исследования. Развитие высшего профессионального образования на данном этапе характеризуется введением многоуровневой системы подготовки специалистов, предполагающей разработку новых механизмов и технологий обучения и воспитания будущих специалистов, формирование личности, владеющей диалектикой мышления, способной выявлять наиболее значимые проблемы обучения и воспитания [1;4;6;8;10;11;14]. Так, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) и их модификация ФГОС ВО 3+ предполагают построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода [4;6], а как конечный результат — определенный уровень сформированности профессиональных и общекультурных компетенций педагога по физической культуре (ФК).

Поэтому изучение вопросов формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов является составной частью общей проблемы повышения качества подготовки выпускников физкультурных вузов. Высокий уровень профессионализма спортивного педагога является ведущим условием организации образовательного процессам по ФК на высоком организационном, методическом и практическом уровне [1;5;6;13].

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической культуре и спорту осуществляется в процессе освоения ими комплекса дисциплин и предметной подготовки на протяжении всего периода обучения в вузе. Этим дисциплинам принадлежит основная роль, потому что именно в них находят своё конкретное отражение те знания и умения, которые необходимы для их профессионально-практической деятельности. Однако, в последние десятилетия содержание данных практических дисциплин (Спортивные игры, Легкая атлетика, Плавание, Гимнастика, Лыжный спорт и т. п.) не решают главной задачи — формировать профессиональные компетенции педагога, а в основном направлены на формирование спортивных умений и определённого багажа знаний.

Курс педагогического физкультурно-спортивного совершенствования (ПФCC) на факультетах физической культуры и спорта для студентов не обеспечивает необходимого качества их профессиональной подготовки. Только в процессе организованной профессиональной деятельности возможен рост профессионального мастерства как самих студентов, так и их воспитанников [2;3]. В этой связи возрастает потребность разработки инновационной модели профессиональной подготовки бакалавров по данному виду деятельности.

Необходимость широкого обеспечения качественного процесса воспитания детей и подростков при недостаточном уровне профессиональной подготовки выпускников физкультурных вузов является одним из противоречий, преодоление которого позволит существенно повысить качество процесса физического воспитания в школе. Данные противоречия определили актуальность темы нашего исследования.

Цель исследования: содействовать формированию у студентов физкультурного профиля профессиональных компетенций в будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта на предметной основе спортивных игр.

Объект исследования: образовательный процесс студентов физкультурного профиля по дисциплине «спортивные игры» (раздел «волейбол»).

Предмет исследования: формирование профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм.

Задачи исследования:

1.    Изучить традиционные подходы к организации и содержанию подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм.

2.    Определить показатели профессиональной подготовленности студентов физкультурного профиля за занятиях по спортивным играм на основе балльно-рейтинговой оценки.

3.    Разработать и теоретически обосновать новое содержание и организацию образовательного процесса по спортивным играм у студентов физкультурного профиля.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изменение подходов в преподавании спортивных игр и повышение практикоориентированности образовательного процесса в профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля приведет к более эффективному формированию их профессиональной компетентности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями при построении и организации образовательного процесса на факультетах физической культуры, физкультурных вузах по дисциплине «Спортивные игры».

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; метод наблюдения; метод тестирования; метод экспертной оценки данных; метод математико-статистической обработки данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе ИГПИ им. П. П. Ершова в учебных группах студентов ФФК в количестве 123 человек. Первый этап исследования с февраля по май 2014 года. На данном этапе был проведен изучение и анализ литературных источников, практического опыта организации учебного процесса на ФФК. Второй этап исследования с мая по сентябрь 2014 г. включил сбор, обработку и анализ материала, полученного в результате предварительного эксперимента, расчет показателей и их математическую обработку. На третьем этапе исследования (октябрь 2014 г.) подведены итоги исследовательской работы, сформулированы выводы работы.

Анализ полученных результатов. На первом констатирующем этапе эксперимента нами проведен анализ качества подготовки студентов последних 5 лет по результатам промежуточного контроля на основе балльно-рейтинговой оценки, которая включает различные параметры деятельности студентов [7;9]. Полученные данные свидетельствуют о имеющихся резервах в повышении качества подготовки студентов. Так, средний рейтинг за 5 лет по дисциплине «Спортивные игры» (раздел «волейбол») колеблется от 64 до 75 баллов, что в целом характеризует качество подготовки студентов как выше среднего (таблица).

Содержание подготовки студентов специальности 050720.65 Физическая культура по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» основана на нормативном подходе: студенты-специалисты изучают теорию и методику спортивных игр, осваивают правила, технику и тактику игр, частично осваивают методику обучения технике и тактике конкретной спортивной игры. Успеваемость студентов основывается на знании теории и правил игры, сдают практические нормативы по двигательной подготовленности студентов по данному виду спорта, проводят урок по ФК из раздела «Спортивные игры».

Таблица 1

Показатели рейтинга студентов по дисциплине «Спортивные и подвижные игры»

Учебный год

Группа

Итоговый рейтинг ±σ, балл

Уровень образования

1

2009–10 у.г.

881

75,2±16,3

Специалитет

2

2009–10 у.г.

882

68,9±12,0

Специалитет

3

2010–11 у.г.

891

67,2±18,2

Специалитет

4

2010–11 у.г.

892

64,2±16,3

Специалитет

5

2011–12 у.г.

801

74,0±18,4

Специалитет

6

2012–13 у.г.

811

75,3±25,6

Бакалавриат

7

2013–14 у.г.

821

79,7±19,5

Бакалавриат

 

Однако, существенный показатель рейтинга студентов специалитета составляют теоретические знания студентов и их двигательные компетенции, что не дает возможности утверждать о высоком уровне профессиональной готовности студентов к выполнению профессиональных функций педагога по физической культуре. Кроме этого, необходимо отметить повышение рейтинга до 75–79 баллов у студентов-бакалавров (2012–2014 гг.), обучающихся по новому стандарту ФГОС-3, где частично реализован принцип практикоориентированности процесса. На наш взгляд, качество подготовки возрастет с учетом внедрения нового содержания подготовки бакалавров, что отразится на повышении рейтинга студентов и повышении уровня сформированности профессиональных компетенций.

С 2011 г. в связи с переходом на новый образовательный стандарт ФГОС-3 изменены подходы в преподавании дисциплин — стандарт построен на основе компетентностного подхода, ведущей идеей которого является овладение студентами основных профессиональных и общекультурных компетенций, характерных для будущего педагога. В связи с этим образовательный процесс по спортивным играм меняет свое содержание: уменьшены объемы часов на теорию спортивных игр и правила игры, увеличена учебная нагрузка на практические занятия и учебные практики. Кроме освоения техники и тактики игры, студенты-бакалавры, начиная со второго семестра, в большем объеме используют различные форматы учебных практик, т. е. проводят подготовительную часть занятия, часть урока по обучению отдельного техническому приему из раздела спортивных игр, затем проводят учебную практику по подвижным играм, далее проводят полный урок со студентами в своей учебной группе, а в конце курса спортивных игр проводят урок с незнакомым контингентом обучающихся (студентов педагогического вуза нефизкультурного профиля).

Таким образом, поэтапно формируются профессиональные компетенции, связанные с овладением технологиями обучения двигательным действиям в спортивных играх с различным контингентом занимающихся. Такой подход позволит повысить профессиональную готовность студентов-бакалавров к работе с реальным контингентом в общеобразовательной школе к выходу на непрерывную педагогическую практику.

Мы предполагаем, что реализация данного подхода приведет к повышению качества подготовки студентов-бакалавров, что выразится в существенном приросте итогового рейтинга студентов по дисциплине «спортивные игры», а также в статистически значимом приросте уровня сформированности профессиональных компетенций студентов.

На данном этапе эксперимента мы можем сформулировать следующие выводы:

1.    Современные инновации в построении образовательного процесса в вузах основаны на компетентностном подходе, целью которого является формирование профессиональных компетенций студентов. При этом на современном этапе развития высшего образования в России не до конца остаются изученными вопросы обеспечения данного подхода в реальном процессе подготовки студентов. К тому же, не в полной мере разработаны оценочные средства, позволяющие судить о качестве подготовки студентов физкультурного профиля.

2.    Анализ качества подготовки студентов за последние 5 лет по результатам промежуточного контроля на основе балльно-рейтинговой оценки свидетельствуют о имеющихся резервах в повышении качества подготовки студентов. Так, средний рейтинг за 5 лет по дисциплине «Спортивные игры» (раздел «волейбол») колеблется от 64 до 75 баллов, что в целом характеризует качество подготовки студентов как средний и выше среднего. Однако, показатели рейтинга студентов специалитета составляют теоретические знания студентов и их двигательные компетенции, что не дает возможности утверждать о высоком уровне их профессиональной готовности.

3.    Нами предложено инновационное содержание и построение образовательного процесса по спортивным играм на факультете физической культуре, основанное на повышении практикоориентированности образовательного процесса, изменения форматов учебных и педагогических практик, на моделировании профессиональной деятельности в условиях учебных занятий, практикумов и учебных практик.

 

Литература:

 

1.         Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.

2.         Гетманова, Т.В Обоснование необходимости учета типа телосложения студенток-волейболисток при развитии скоростно-силовых способностей [Текст] / Т. В. Гетманова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — 37. — С. 152–156.

3.         Гетманова, Т.В Теоретическое обоснование содержания процесса специальной физической подготовки студенток- волейболисток массовых разрядов в зависимости от типа телосложения [Текст] / Т. В. Гетманова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — 38. — С. 145–149.

4.         Лубышева, Л. И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога [Текст] /Л. И. Лубышева, В. А. Магин. — М.: Теория и практика физической культуры, 2005. — С.13–17.

5.         Мацибурский, А. В. Формирование педагогического мастерства преподавателей физической культуры [Текст] / А. В. Мацибурский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 5. — С. 71–74.

6.         Пасишников, А. А. Профессиональная компетентность как результат внедрения инновационной модели деятельности преподавателя физической культуры высшего учебного заведения [Текст] / А. А. Пасишников // Успехи современного естествознания. — 2008. — № 3. — С. 24–27.

7.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

8.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

9.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

10.     Поливаев, А. Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Высшее образование в России. — 2013. — № 11. — С.134–137.

11.     Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

12.     Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.

13.     Туник, Е. Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания [Текст] / Е. Ю. Туник // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2008. — № 6. — С.156–158.

14.     Фомичёва, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичёва, А. Г. Поливаев, Н. А. Волохина, А. Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С.61–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle