Библиографическое описание:

Ялхороев А. А. Роль организации активных досуговых процессов в современной парковой зоне // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 632-633.

Современные исследования показывают, что массовые использование информационных и компьютерных технологий препятствует развитию межличностных отношений людей. Так философ А. Гостищев подчеркивает, что «информационный бум, внешне соединяя людей, внутренне разъединяет их, поскольку по причине технологически обеспечиваемого пространственного приоритета -дискредитирует органику естественного знакового общения» [1]. Наиболее заметное влияние избыточного использования компьютерных технологий (общения в социальных сетях, компьютерных игр и др.) наблюдается в изменении структуры свободного времени детей и подростков. Все более значительная часть этого времени отводится темам с использованием компьютера в ущерб физической и творческой активности. Снижение доли этих видов активности препятствует раскрытию в молодом человеке его творческого потенциала, развитию и совершенствованию навыков творческого познания мира. Важной проблемой, которая наблюдается у многих абитуриентов которые выбрали творческое направление является отсутствие образного, пространственного и скульптурного мышления, смелости в композиционных решениях, скованность в творческом направлении. Эти проблемы берут начало из самого раннего возраста, когда ребенок по тем или иным причинам лишен свободного осознания и восприятия мира. Для того что бы избавиться от этих проблем необходимо предлагать молодому поколению новые формы активности. Одной из проектных идей разрабатываемых автором, является создание Города Творчества или Арт — Города, целью которого было бы создание удобной площадки и структуры для максимально свободной творческой деятельности маленького художника. Элемент творчества заключает в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Любая творческая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы. Создание таких объектов в городской среде, где так много шума и других негативных факторов, не даст никакого результата. Поэтому, разумно разместить такой городок ближе к природе. Для этих целей самой подходящей по структуре является парковая зона города. Парковые зоны, места отдыха и площади городов становятся всё уютнее и краше. Это характерно не только для крупных мегаполисов, но и для не больших провинциальных городов — парки и площади являются сердцем города, любимым местом отдыха, прогулок и проведения праздников.

Специфика парка как учреждения культуры заключается в том, что для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участия в массовых развлечениях, удовлетворить потребности в неформальном общении с семьёй и новыми знакомыми, где принцип смены занятий является непременным условием для отдыха и развлечения.

В больших парковых зонах и общественных местах отдыха зачастую не уделяется внимание, создания объектов активного отдыха, поэтому было бы целесообразно создание культурно — развивающих зон для подростков, в которых проходи ли бы занятия в игровой форме с участием родителей.

 Городок творчества обеспечит формирование благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности.

Он будет представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для игр, развлечений, занятий физкультурой и культурно-просветительной работой с детьми и родителями в их свободное время, поможет интересно и с пользой для детей и взрослых организовать их досуг, что позволит обеспечить хороший отдых. Он станет неким центром развития индустрии развлечений организованного досуга, а так же информационно- познавательных, игровых, спортивных и зрелищных мероприятий.

Принцип смены деятельности является непременным условием отдыха и развлечений. Это обстоятельство является особо важным с точки зрения специфики парка и психологических установок посетителей.

Смена деятельности необходима для учета характеристики аудитории — её динамичности. По своим особенностям комплексные программы такого городка предоставляют возможность широкого выбора занятий, охватывая его значительные пространство. Выбор возникает при определенной потребности. Поэтому содержание программы для культуры и отдыха сводится к следующему:

-       воспитательная работу;

-       физкультурно-массовая работа;

-       культурно-просветительная работа;

-       художественная работа;

-       развлекательная;

-       работа с детьми.

Здесь под присмотром педагогов будут проходить занятия в игровой форме по дисциплинам: архитектура, дизайн и актерское мастерство (драматургия, хореография и вокал). В занятиях смогут принимать участие не только дети, но и взрослые. [2]

Из модульных частей разнообразных форм, родители и дети смогут создавать свой мир, а так же использовать его для организации шоу программ. Это будут художественные программы, включающие проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных мероприятий, направленных на популяризацию лучших достижений моровой и отечественной культуры, организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм, использование игровых подвижных форм общения людей с природой и искусством.

Для тех, кто желает провести отдых в семейном кругу, предусмотрены модули быстро и легко возводимого места для пикника.

Таким образом, при содействии с родителями, ребенок организовывал бы своё маленькое пространство, тем самым у подростка развивалось образное и пространственное мышление, композиционное чувство, ощущение участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций ритма, эти качества способные активизировать его восприятия, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на него многостороннее, эмоциональное воздействие. Этим определяется большие социально- воспитательные возможности. Кроме того, нет ничего более сближающего, чем коллективная работа над одной  темой. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект. [2]

Поскольку парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздуха, такие игровые — досуговые комплексы как городок творчества, хорошо впишется в парковую зону и обеспечат не только правильный активный отдых для подростков и их родителей, но и помогут индивидууму в игровой форме соприкоснуться с такими сложными, но в тоже время не возможными без свободы мышления профессиями как архитектура, дизайн и театральное искусство. Ажурные, легкие конструкции, обтекаемые воздушные покрытия весьма красиво впишутся в ландшафт любого парка, тем самым создавая единую развивающую — игровую, рекреационную систему. [3]

Такой центр будет выполнять ряд важнейших социально-культурных функций, главными из которых является воспитание, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительской, рекреационной и физкультурно-оздоровительной работы среди различных категорий населения. Специфика таких учреждений культуры, состоит в том, что они сочетают в себе разнообразные виды рекреационно-развлекательной и социально-культурной деятельности учреждений культуры и досуга, где принципы смены занятий на открытом воздухе является первостепенными. Особенности проектирования социально-культурной деятельности парка вытекают из особенности самого парка культуры и отдыха как учреждения, которые сводятся к пространству под открытым небом, зонированию территории, большому числу зеленых насаждений и организации досуговых процессов для отдыха и развития различных групп посетителей.

Литература:

1. Гостищев А. К., Докучев В. В. О некоторых аспектах дизайнерской практики в эпоху постмодернизма.- Современная культура в контексте постмодернизма. материалы межвузовской научной конференции.,Краснодар,1998,с.67

2. Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. — Казань, издательство “ГранДан”, 1999. — 462 с.

3. В. Ф. Гостев, Н. Н. Юскевич Проектирование садов и парков: Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы), Санкт-Петербург,2012,с 169

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle