Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник Детства» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковшарова, Я. А. Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник Детства» / Я. А. Ковшарова, И. Н. Филиппова, А. А. Филоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 793-796. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11211/ (дата обращения: 19.04.2024).

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

Речевой материал к празднику нужно подбирать, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т. к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т. к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

Праздник не должен быть растянут во времени, т. к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т. к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников. [2]

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим и духовно-нравственным ценностям.

По мере углубления в проблематику культурно-досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей — признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.

К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей и их воспитание.

Открытая комплексная программа «Праздники Детства» во многом способствует решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Она является организационно-управленческой и опытно-экспериментальной в организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Главная цель программы — организация культурно-досуговой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленная на создание благоприятной социально-педагогической и творческой среды развития личности ребенка.

Основные задачи программы:

-         разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

-         осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуговой деятельности;

-         развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

-         расширение кругозора детей, формирование доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.

-         развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи дошкольников и младших школьников.

Принципы реализации программы:

-         принцип активности — создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры и пр.);

-         принцип взаимодействия — интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);

-         принцип синтетичности — совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит и т. д.);

-         принцип целостности — согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;

-         принципа динамичности — вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени.

Пути реализации программы:

На основе предложений участников программы на базе научно-практического центра развития ребенка «Академия детства»формируется творческий коллектив студентов, который ведеторганизационно-методическую работу по реализации комплексной программы «Праздники детства».

Сроки реализации:

Июнь 2014 — июнь 2015гг. на базе научно-практического центра развития ребенка «Академия детства».

Описание содержания:

Тематический план организации досуговой деятельности детей.

Таблица 1

Тема мероприятия

Форма проведения

Время проведения

День защиты детей

Разовая игровая программа

1 час

Праздник знаний

Коллективное творческое дело, арбузник.

1 час

День независимости

Историческое путешествие

1 час

День матери

Праздник

1 час

Новый год

Праздник, мастерская Деда Мороза.

1 час

Рождество

Спектакль (рождественская сказка).

1 час

День Защитника Отечества

Конкурсно-игровая программа

1 час

Праздник Весны

Разовая игровая программа

1 час

День птиц

Творческая мастерская

1 час

Салют ветеранам

Тематическая программа

1 час

«Именинник»

Разовая игровая программа

1 час

Праздник осени

Конкурсно-игровая программа

1 час

«Путешествие по сказкам»

Спектакли

30 минут

Папа, мама, я — спортивная семья

Конкурсно-игровая программа

1 час

Мультфильмы своими руками

Творческая мастерская

2 часа

Откуда пришли к нам буквы

Учебно-позванательная программа

1 час

Прогулки по Ишиму

Заочная экскурсия

1 час

День смеха

Праздник, разовая игровая программа

40 минут

Шоу мыльных пузырей

Праздник

30 минут

Сказочный карнавал

Разовая игровая программа

1 час

Веселые нотки

Музыкально-развлекательная программа

1 час

Веселые старты

Спортивная игра

40 минут

Целевая аудитория:

Дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Критерии оценки эффективности:

Таблица 2

Критерии оценки эффективности деятельности

Подтверждающие документы

Наличие и эффективность реализации программы деятельности педагога-организатора с учетом особенностей потенциальной аудитории участников.

Программа деятельности педагога-организатора (годовые, полугодовые, календарные планы, досуговые программы (краткосрочные и долгосрочные), временные и долгосрочные проекты, программы клубной деятельности, планы работы с детским сообществом, движением и пр.).

Отчеты о проведенных мероприятиях и пр.

Выводы по итогам реализации программы деятельности (графики, диаграммы, комментарии и пр.).

Сценарии и планы мероприятий (оформленные в соответствии с требованиями).

Презентации и видеоматериалы, используемые для реализации программы деятельности (на диске).

Перечень используемых электронных образовательных ресурсов.

Перечень электронных образовательных ресурсов, созданных самостоятельно (презентации, видео и пр.)

Материалы работы с родителями.

Фотоотчеты.

Материалы анкетирования.

Отзывы о мероприятиях.

Устав или положение о деятельности детской организации, клуба, объединения, документы по планированию и организации деятельности и др.

Наличие и эффективность реализации досуговых программ массовой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Наличие и эффективность реализации досуговых программ для детей и родителей.

Наличие собственной программы организации досуга учащихся в каникулярный период.

Наличие положительных отзывов о проведенных мероприятиях.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы досуговой деятельности ожидается развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи дошкольников и младших школьников. Кроме этого, расширение кругозора, сформированность доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.

Праздник — важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей — это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что основными функциями досуга является отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Досуг, как составная часть свободного времени может трансформироваться в творческую деятельность. В достижение этой цели помогают досуговые программы. По классификации, предложенной методистом А. Б. Гальченко выделяется 6 основных типов программ. Все они имеют свою специфику и успешно применяются в организации досуговой деятельности детей [1].

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности — общение.

Технология подготовки театрализованных форм досуга предполагает ряд этапов процесса: составление сметы, четкого репетиционного графика, изготовление костюмов, реквизита, оформительского, музыкального и светового оформления, изготовления рекламы и пригласительных билетов и др.

Считая, что творчество — дело «живое», можно допустить, что представленные в работе материалы могут варьироваться в зависимости от форм досуга и претерпевать изменения, но все же ими можно воспользоваться как методическим материалом организаторам театрализованных форм досуга в своей практической деятельности.

Литература:

1.                  Гальченко А. Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга — сфера социализации, с. 47–51

2.                  Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей / Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. — СПб, 1998

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, час, праздник, разовая игровая программа, деятельность детей, конкурсно-игровая программа, младший школьный возраст, программа, детский праздник, изобразительная деятельность.


Похожие статьи

Методическая разработка театрализованно-игровой программы...

Методическая разработкатеатрализованно-игровой программы «Вовка в новогоднем

Особенно интересным и даже волшебным праздник детям кажется, когда создана

Практика показала, что вовлечение детей в специально организованную деятельность, направленную...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого воображения и образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и разносторонняя.

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников...

упражнение, знание, прием обучения, предмет, образовательный процесс, начальная школа, младший школьный возраст, изобразительная деятельность детей, изобразительная деятельность...

Театрализованная игровая деятельность как метод развития...

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста. Исследования уровня и динамики интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Методическая разработка театрализованно-игровой программы...

Методическая разработкатеатрализованно-игровой программы «Вовка в новогоднем

Особенно интересным и даже волшебным праздник детям кажется, когда создана

Практика показала, что вовлечение детей в специально организованную деятельность, направленную...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого воображения и образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и разносторонняя.

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников...

упражнение, знание, прием обучения, предмет, образовательный процесс, начальная школа, младший школьный возраст, изобразительная деятельность детей, изобразительная деятельность...

Театрализованная игровая деятельность как метод развития...

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста. Исследования уровня и динамики интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задать вопрос