Библиографическое описание:

Корчагин П. В. Стандартизация качества высшего образования // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 496-497.

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, образовательная система, подготовка специалистов, образовательный процесс.

Анализ публикаций по проблеме качества образования позволяет заключить, что в отечественной науке наиболее системные подходы к определению качества высшего образования разработаны Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов.

Не вызывает сомнения утверждение о том, что качество образования не может рассматриваться вне контекста потребностей его субъектов, прежде всего, его потребителей, тех, кому оно должно служить. Действительно, качество образования — это качество удовлетворения потребностей людей, общества, производства в определенном, соответствующем сегодняшним и завтрашним требованиям функционирования и развития личности и общества.

Иначе говоря, качественным может быть только то образование, которое позволит нынешним учащимся и студентам успешно, продуктивно жить и работать на протяжении нескольких десятилетий, адекватно и эффективно справляться с теми вызовами, которые неизбежно возникнут в первой половине XXI века.

Качество образования — категория многоаспектная и системная. Именно системные принципы позволяют сформулировать следующие основные характеристики понятия «качество образования»:

совокупность, система свойств, процессов и результатов образования;

единство элементов и структуры объектов и процессов; система качеств элементов и подсистем объектов и процессов;

единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств объектов и процессов;

основа цельности образования;

иерархическая система свойств или качеств частей объектов или процессов;

динамическая система свойств или качеств частей объектов или процессов (качество объекта или системы в динамике отражает в себе качество их жизненного цикла);

полезность, ценность объектов и процессов, их пригодность или приспособленность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, идеалов, т. е. соответствие или адекватность требованиям, потребностям и нормам.

При этом для повседневной работы вузов принципиальное значение имеет производственно-прагматическая трактовка, когда ключевым становится понятие «качество образования» как совокупность его существенных потребительских свойств, значимых для потребителя.

При таком подходе особенности характеристик качества образования состоят в следующем:

многоаспектность или многогранность качеств (качество конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества);

многоаспектность качества конечных результатов (качество образования, включая качество обучения и качество воспитания);

многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов, основные из которых: сами учащиеся и студенты, выпускники образовательных учреждений, их родители, работодатели, государственные органы, общество в целом, сама система образования и преподаватели различных ее уровней и ступеней, исследователи системы образования);

текущие, тактические и стратегические аспекты качества образования, неоднозначность их оценки различными субъектами в различных условиях и в различные периоды [1].

Именно при производственно-прагматической трактовке качества образования его можно рассматривать, оценивать (измерять) через призму качества образовательных услуг, оказываемых учебным заведением, и сравнивать с определенными стандартами. В международных стандартах качество трактуется именно так. При таком подходе высшее образование как специфическая социально-культурная услуга подлежит стандартизации качества.

Качество образования — это взаимосвязанная совокупность характеристик вуза, относящихся к его способности удовлетворять устоявшиеся и формируемые потребности (запросы) потребителей образовательных услуг.

Можно говорить о качестве образовательной системы в широком смысле этого слова, когда в нее включается и процесс, и результат образования.

Образовательный процесс выступает в этом случае как единство целей и содержания образовательной деятельности.

При таком подходе качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

качества образовательной (учебной) программы;

качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе;

качества учащихся (в начале учебного процесса как качество подготовленности абитуриентов, в конце учебного процесса как качество подготовки или компетентности выпускников);

качества средств образовательного процесса (качества материально-технической, экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий);

качества образовательной технологии;

качество управления в образовательном заведении.

В соответствии с вышеизложенным категория «качество образования» выступает как степень соответствия (адекватности) образования (образовательной системы) базовой системе описывающих его свойств.

Таким образом, качество высшего образования — это соответствие сущностных свойств и основных характеристик реальных культурно-ценностных ориентиров, систем, процесса и результатов обучения, воспитания, развития студентов и выпускников высшей школы сложившимся в обществе нормам, потребностям личностей, общества и производства с позиции сегодняшнего и завтрашнего дня.

Чтобы подойти к измерению качества высшего образования, предстоит определить:

с одной стороны, эти сущностные свойства и характеристики разных культурно-ценностных ориентиров, системы, процесса и результатов общения, воспитания и развития студентов и выпускников;

с другой стороны, раскрыть потребности личностей, общества и производства как с позиции сегодняшнего, так и завтрашнего дня, также найти механизмы и процедуры их соотнесения.

В конечном счете, следует определить, что такое качество высшего образования в норме. В настоящее время на все эти вопросы вразумительных ответов никто не может дать. И такая картина не только в России. Во всем мире роль науки в ответе на актуальные вопросы качества высшего образования, увы, чётко и однозначно не определена. Именно это на наш взгляд и является причиной того, что единой общепризнанной концепции качества высшего образования до сих пор не разработано.

Литература:

1.      Плаксий С. И. Качество высшего образования. — М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — 654 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle