Библиографическое описание:

Мухаметгалиев И. Г. Особенности терроризма и экстремизма XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 54-55.

Терроризм (лат. terror – устрашать, запугивать). Именно это обстоятельство и определяет террор как особую форму политического насилия, характеризующуюся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили широкое использование террора на протяжении человеческой истории в качестве средства борьбы в интересах отдельных групп и лиц. Террор был распространенным инструментом борьбы революции и контрреволюции в период глубоких социальных потрясений общества.

В современных условиях наблюдается нарастание террористической деятельности экстремистских организаций, усложняется их характер, возрастает антигуманность террористических актов. Террор вошел и в общественно-политическую жизнь российского общества.

Экстремизм (фр. еxtremism – крайний) – приверженность к крайним взглядам и действиям. Из многочисленных форм проявления экстремизма можно выделить экстремизм политический, националистический, религиозный. Впрочем, в чистом виде та или иная разновидность террористической и экстремистской деятельности встречается крайне редко.

Особенностью современного терроризма является религиозный экстремизм в виде исламского радикализма. Сегодня мусульманский мир попал в цивилизационную западню, вследствие чего оказался подвержен сильнейшей деструкции. Имея в своей основе вероучение, общественно-правовой базой которого является шариат (свод законов и норм поведения, напрямую выводимые из Корана, т.е. раннесредневековых религиозных источников), он отрицает возможность нерелигиозного развития. Модернизация ислама, разумный компромисс между религиозными догмами и современным миром, то, чем занимаются священники традиционного ислама с точки зрения фундаменталистов – тягчайший грех. Какие могут быть модернизации развития, если все предначертано свыше в источниках, не подлежащих ни сомнению, ни толкованию.

Как ни печально, к террористическим актам в отношении мусульманских священников традиционного направления на Северном Кавказе уже привыкли. Терроризму нужны не только жизни людей, сколько их души. Идеология – более эффективный инструмент, чем автомат Калашникова. Внедри идеи ваххабизма (радикального течения ислама) в души значительной части людей – и используй их по своему усмотрению. Однако покушение на мусульманских священнослужителей в Казани – событие трагическое и экстраординарное, но, к сожалению, укладывающееся в логику российских тенденций последнего времени.

Организуя процесс противодействия терроризму, мы должны учесть и использовать опыт других стран. Но наше собственное видение методов и форм борьбы должно опираться на отечественный опыт и собственные ресурсы: нравственные, интеллектуальные, экономические и силовые. Например, в Татарстане сейчас необходимо налаживать не межконфессиональный диалог (в отношениях мусульман с православными, и с представителями других конфессий проблем не существует), а внутриконфессиональный в исламе: между традиционалистами и салафитами. Первостепенное значение приобретает оздоровление атмосферы в стране, ликвидация разрыва между обществом и государством, возвращение доверия народа к органам власти, без чего последние не получат необходимой поддержки в борьбе с терроризмом. Предпосылкой оздоровления атмосферы выступают также усиление борьбы с коррупцией, меры, делающие понятной политику государства для населения, преодолевающая причины, вызывающие экстремальные формы протестного поведения. Необходимо устанавливать правовую ответственность за любую форму содействия терроризму и экстремизму и, соответственно, уголовно-правовую ответственность должностных лиц, стимулировать развитие межконфессионального и внутриконфессионального диалога, формировать оптимальные условия для решения проблем религии, культур, цивилизаций.

Основные термины: экстремизма xxi века, иная разновидность террористической, форм проявления экстремизма, распространенным инструментом борьбы, священники традиционного ислама, нарастание террористической деятельности, радикального течения ислама, процесс противодействия терроризму, мусульманских священников традиционного, качестве средства борьбы, религиозный экстремизм, виде исламского радикализма, особую форму политического, Особенностью современного терроризма, форму содействия терроризму, Предпосылкой оздоровления атмосферы, подвержен сильнейшей деструкции, глубоких социальных потрясений, широкое использование террора, антигуманность террористических актов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle