Библиографическое описание:

Мухаметгалиев И. Г. Особенности терроризма и экстремизма XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 54-55.

Терроризм (лат. terror – устрашать, запугивать). Именно это обстоятельство и определяет террор как особую форму политического насилия, характеризующуюся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили широкое использование террора на протяжении человеческой истории в качестве средства борьбы в интересах отдельных групп и лиц. Террор был распространенным инструментом борьбы революции и контрреволюции в период глубоких социальных потрясений общества.

В современных условиях наблюдается нарастание террористической деятельности экстремистских организаций, усложняется их характер, возрастает антигуманность террористических актов. Террор вошел и в общественно-политическую жизнь российского общества.

Экстремизм (фр. еxtremism – крайний) – приверженность к крайним взглядам и действиям. Из многочисленных форм проявления экстремизма можно выделить экстремизм политический, националистический, религиозный. Впрочем, в чистом виде та или иная разновидность террористической и экстремистской деятельности встречается крайне редко.

Особенностью современного терроризма является религиозный экстремизм в виде исламского радикализма. Сегодня мусульманский мир попал в цивилизационную западню, вследствие чего оказался подвержен сильнейшей деструкции. Имея в своей основе вероучение, общественно-правовой базой которого является шариат (свод законов и норм поведения, напрямую выводимые из Корана, т.е. раннесредневековых религиозных источников), он отрицает возможность нерелигиозного развития. Модернизация ислама, разумный компромисс между религиозными догмами и современным миром, то, чем занимаются священники традиционного ислама с точки зрения фундаменталистов – тягчайший грех. Какие могут быть модернизации развития, если все предначертано свыше в источниках, не подлежащих ни сомнению, ни толкованию.

Как ни печально, к террористическим актам в отношении мусульманских священников традиционного направления на Северном Кавказе уже привыкли. Терроризму нужны не только жизни людей, сколько их души. Идеология – более эффективный инструмент, чем автомат Калашникова. Внедри идеи ваххабизма (радикального течения ислама) в души значительной части людей – и используй их по своему усмотрению. Однако покушение на мусульманских священнослужителей в Казани – событие трагическое и экстраординарное, но, к сожалению, укладывающееся в логику российских тенденций последнего времени.

Организуя процесс противодействия терроризму, мы должны учесть и использовать опыт других стран. Но наше собственное видение методов и форм борьбы должно опираться на отечественный опыт и собственные ресурсы: нравственные, интеллектуальные, экономические и силовые. Например, в Татарстане сейчас необходимо налаживать не межконфессиональный диалог (в отношениях мусульман с православными, и с представителями других конфессий проблем не существует), а внутриконфессиональный в исламе: между традиционалистами и салафитами. Первостепенное значение приобретает оздоровление атмосферы в стране, ликвидация разрыва между обществом и государством, возвращение доверия народа к органам власти, без чего последние не получат необходимой поддержки в борьбе с терроризмом. Предпосылкой оздоровления атмосферы выступают также усиление борьбы с коррупцией, меры, делающие понятной политику государства для населения, преодолевающая причины, вызывающие экстремальные формы протестного поведения. Необходимо устанавливать правовую ответственность за любую форму содействия терроризму и экстремизму и, соответственно, уголовно-правовую ответственность должностных лиц, стимулировать развитие межконфессионального и внутриконфессионального диалога, формировать оптимальные условия для решения проблем религии, культур, цивилизаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle