Библиографическое описание:

Кузьменко В. И. Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 37-38.

На протяжении последних десяти­летий в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволя­ющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механиз­мом является институт уполномоченно­го по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах, а их более сорока, службы уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональ­ном уровнях выполняют функции неза­висимого механизма обеспечения прав детей. История данного института насчитывает несколько столетий. Впервые подобная структура появилась в Швеции в 1809 г. Тогда она называлась «парламентский омбудсмен». В других странах такие институты стали появляться в XX в., особенно, во второй половине.

В России должность Уполномоченного по правам ребенка была учреждена 1 сентября 2009 г. Указом Президента РФ. Согласно Указу, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлялось право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе

Обращения Уполномоченных к органам власти способствуют принятию управленческих решений по обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, решению актуальных проблем детства. Объективно деятельность региональных Уполномоченных по правам ребенка способствует усилению координации деятельности всех структур и обеспечению комплексного решения проблем детей.

Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и повышение эффективности его деятельности по содействию защиты прав детей сдерживается рядом проблем.

Успешность работы Уполномоченного по правам ребенка как института независимого контроля общества за деятельностью государственных органов по обеспечению прав детей в значительной степени связана с организационно-правовым статусом Уполномоченного. Встроенность должности Уполномоченного в структуру исполнительной власти, фактическое подчинение вышестоящему руководителю ограничивает действия Уполномоченного по полноценной защите прав и законных интересов ребенка в субъекте Российской Федерации, хотя на первом этапе такой вариант организации работы Уполномоченных в определенной мере оправдан. Примеры работы Уполномоченных на общественных началах свидетельствуют о том, что они испытывают значительные трудности при осуществлении своей деятельности, прежде всего, финансового и организационно-технического характера, а это в свою очередь снижает результативность их работы и в конечном итоге подрывает саму идею независимого контроля за деятельностью государственных органов по соблюдению прав детей. Предпочтительным представляется вариант, при котором должность Уполномоченного вводится законом субъекта Российской Федерации, закрепляющим правовые основы, принципы и гарантии деятельности Уполномоченного, его полномочия, порядок назначения и прекращения полномочий, а сам Уполномоченный назначается законодательным (представительным) органом власти либо с его согласия. В этом случае он получает определенную стабильность и независимость в работе, что немаловажно для данного института.

Не у всех Уполномоченных при объективно значительном объеме их работы предусмотрено наличие аппарата, обеспечивающего его работу, что значительно ослабляет организационно-технические возможности осуществления Уполномоченным его функций. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации пока не интегриpoван в систему федерального законодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту прав детей, например, в суде или детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях.

Согласно Закону от 7 июля 2011 г. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты…» был определен статус, компетенции, порядок избрания на должность, а также основы обеспечения деятельности данного должностного лица.

В нашей уже стране есть опыт работы Уполномоченного по правам ребенка, которым можно поделиться с другими регионами. Так, например, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте. Только в 2010 году Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге поступило 1453 устных и 192 письменных обращения, в которых содержалось 1854 вопроса по нарушению прав детей. Уполномоченным по правам ребенка Калужской области в 2010 году было принято более 800 человек, в адрес Уполномоченного поступило около 300 обращений. К Уполномоченному по правам ребенка Волгоградской области в 2010 году обратилось более 300 человек, кроме того, им дано около 700 устных консультаций по телефону, в том числе на «Детском телефоне доверия». Только за последний год Уполномоченному по правам ребенка в Республике Татарстан поступило более тысячи устных и письменных обращений. Ежегодно к Уполномоченному по правам ребенка в Новгородской области обращается до 600 человек. В Красноярском крае назначение Уполномоченного по правам ребенка вызвало рост числа индивидуальных и коллективных обращений граждан в защиту детей, обращений общественных организаций.

По каждому заявлению проводится работа, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав детей с обращением, в случае необходимости, в учреждения, государственные органы, включая органы прокуратуры, внутренних дел, суд. В подавляющем большинстве случаев проблемы разрешаются в пользу детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle