Библиографическое описание:

Аслонова О. П. Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 445-447.

В настоящее время одна из важнейших задач,стоящих перед педагогами — это воспитание молодого поколения, которое новым взглядом смотрит на этот мир, эрудированного, активного, умеющего самостоятельно решать поставленные задачи. Если это так, значит воспитание молодых и сообразительных, логически мыслящих личностей - одно из условий нашего стабильного развития в будущем. Для этого необходимо повышение у учащихся способностей восприятия, развитие речи и расширение словарного запаса, и на этой основе, развитие основ находчивости и скорости мышления. В этом вопросе большое значение имеют постоянный новаторский подход учителя, труд и применение нестандартных методов. Говоря о скорости мышления, необходимо рассмотреть индивидуальные особенности каждого ученика. «Скорость мышления есть не степень сознательности, а специфическое направление деятельности сознания» [3, стр.37].

На наш взгляд, суть этого феномена заключается в следующем:

-        находчивость — это способность к решению проблем, опираясь на свои знания;

-        скорость мышления — это умение быстро отобрать необходимое из изучаемого материала, то есть способность к анализу и синтезу, умение сопоставлять предметы и факты;

-          находчивость и скорость мышления — умение подобрать необходимые средства решения поставленной задачи.

В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности, которые были указаны выше. С учетом индивидуальных особенностей, появляется возможность развития скорости мышления и её коррекция, что служит общей задачей развития.

Значит, находчивость — процесс быстрого реагирования личности на задаваемые вопросы, нахождение правильного ответа. Обучение находчивости и скорости мышления играют важную роль для человека, способствуя становлению и развитию устной речи. Ребенок познает окружающий мир и смысловую сущность слов. Это способствует ускорению познавательного процесса, т.е. ускоряет мышление и развивает находчивость и остроумие.

Правильная организация учебного процесса, с использованием современных методов обучения с целью повышения активности учащихся, способствует развитию основ находчивости и скорости мышления учащихся в усвоении учебного материала.

Исходя из цели нашего исследования и результатов наблюдения, мы выносим на обсуждение следующие основные положение понятия находчивости и скорости мышления.

К общему       понятию находчивости и скорости мышления ученика можно отнести следующие навыки:

-        иметь представление и знания по обучаемому материалу;

-        определять основные точки происходящих событий и процессов, сравнивать имеющиеся особенности, выделять отличительные признаки:

-        творчество;

-        решительность;

-        четкаяречь;

-        применение на практике полученных знаний.

Обучение ученика находчивости способствует развитию познавательных навыков, что способствует активности, скорости мышления, что является важным аспектом процесса. Для привития находчивости в изучении окружающего мира, необходимо содействие в понимании значения слов и их применения по обстоятельствам. Это способствует восприятию и пониманию материального мира и формирует у них навыки находчивости и скорости мышления.

Усвоение основных правил находчивости связано с работой мышления, ее скоростью, и показывает уровень знаний учащихся. Важную роль в этом играет уровень мышления и словарного запаса обучаемого.

Скорость мышления личности непосредственно связана с его речью. Способность личности к анализу, обобщению, сопоставлению и привитие этих качеств ученику, способствуют развитию находчивости у подрастающего поколения, и повышает эффективность обучения. Анализ — разделение изучаемых событий и предметов мысленно на части. Обобщение — рассмотрение отдельных частей событий и предметов в виде целого. В процессе сопоставления предметов и событий, ученики познают различия изучаемых объектов в целом и в частности. Все это проявляется при помощи речи. Речь — форма проявления социальной и учебной деятельности языка в формировании и материализации мысли.

Мышление без речи и речь без мышления невозможны. Мышление человека обогащается в процессе усвоения жизненного опыта и проявляется в форме речи.

Психологические эксперименты свидетельствуют, что речь и мышление, хотя и разные явления, но тесно связаны между собой. Совершенная речь человека - проявление его гибкогомышления. Речь учащихся обогащаетсявпроцессе комплексного обучения. В формировании у подрастающего поколения находчивости важную роль играет развитие у них речи и мышления.

Обучение находчивости и развитие скорости мышления у учеников начальных классов, в процессе обучения происходит по двум направлениям:

-        при помощинаглядных средств (картинки, наглядные пособия и т. д.);

-        изучение обогащающих разговорную речь примеров из устного народного творчества и художественной литературы (считалки, состязания в острословии, смекалке и др.).

Обучение учащихся находчивости и скорости мышления это педагогический процесс, развивающий такие компетенции как умение выражать свое мнение, восприятие различных событий и предметов, которые их окружают, наблюдательность и внимательность.

При формировании у учащихся навыков находчивости и скорости мышления, необходимо учитывать их подростковые особенности.

Если ученики правильно воспринимают предметы и события, которые их окружают и умеют выделить необходимое, то и навыки находчивости и скорость мышления формируются системно. Особое педагогическое значение имеет то, что дидактические упражнения и учебные занятия с целью развития находчивости и скорости мышления непрерывно усложняются. Чтобы научиться находчивости и развить скорость мышления, ученики должны понять значимость этого навыка. Формирование у учеников основ находчивости и скорости мышления свидетельствует об активности и развитости у них таких свойств, как сознание, смекалка, стройность речи. Понимание у учеников значимости смекалки появляется в процессе освоения учебного материала. Склонность и стремление к учебному процессу ученика проявляется в следующем:

Показатели освоения учебного материала, которые служат для формирования основ находчивости и скорости мышления учащихся

Творческий

Репродуктивный

Активный интерес, умение осуществлять выбор, способность выполнять различные задания с использованием различных средств (считалочки, состязание в острословии, смекалка)

Опора на образцы при определении ответа на заданные вопросы, пассивность в самостоятельном выполнении заданий.

Творческий настрой, осознанное результативное выполнение каждого задания, ускоренное мышление и оценка происходящих событий и предметов

Не проявление активности, готовности ответить на вопросы

Быстрые ответы на заданные вопросы;

Анализ заданных вопросов, стремление к устранению ошибок.

Медлительность в ответах и анализе на заданные вопросы, опора на помощь одноклассников.

Показатель активности в процессе учебы, анализ заданий;

Способность найти правильный ответ в результате анализа ответа, как собственных, так и одноклассников.

Неосознанно выполнение различных действий;

Неумение концентрировать свое внимание.

Показатели творческой активности учащихся является свидетельством динамики умственной познавательности в обучении. Репродуктивные показатели свидетельствуют о том, насколько пассивны устремления учащихся в освоении знаний. Наблюдения показывают, что необходимо активизировать процесс участия учащихся в освоении учебного материала, в котором они используют элементы находчивости и скорости мышления.

Литература:

1.      Газиев Э. Развитие мышление учащихся в процессе образования. Ташкент: Укитувчи, 1980. — 88 стр.

2.      Газиев Э. Общая психология. Ташкент.: Университет. 2002. -240 стр.

3.      Шодиев Р. Д. Методолого-дидактические основы анализа учебных текстов. Ташкент.: ФАН, 2004. -105с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle