Библиографическое описание:

Корнилова Ю. В. Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 494-496.

В статье описаны особенности развития креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: творчество, задания.

В педагогике под креативностью чаще всего понимают такие различные способности, как изобретательность, оригинальность, фантазия, интуиция, способность решения проблем и т. д. Подчеркивается многогранность данной способности. «Креативность — потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию».

Необходимым условием организации творчества является ассертивность (от лат. assertorius — утвердительный) — способность делать все по–своему. Ассертивность означает своеобразие самовыражения личности в противоположность манипулированию ею. Таким образом, эвристическое обучение опирается, по крайней мере, на три интегративных способности учащегося: креативную, когнитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником такой образовательной продукции, которая носит характер комплексного общеобразовательного результата, а не отдельных его элементов. Под эвристическими способностями с данной точки зрения мы будем понимать комплексные возможности учащегося в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов [2,c.58].

В то же время эффективная творческая самореализация ученика обусловлена степенью развития отдельных его эвристических качеств, которые обеспечивают творчество необходимым «инструментарием». В работах психологов достаточно подробно исследованы такие эвристические качества, как воображение, фантазия, интуиция.

Становления прочных орфографических умений и навыков учащихся невозможно достигнуть путем выполнения только чисто орфографических (правилоориентированных) упражнений. Орфографический навык складывается в процессе творческого письма (М. М. Разумовская). Именно через творческие упражнения идет закрепление умении и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма.

С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного вы сказывайся.

Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктат — по памяти, творческий, свободный, восстановленный диктант, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно–смысловым анализом текста.

Перед проведением традиционного зрительного диктанта ученики в течение ограниченного учителем времени (примерно 7–10 минут) знакомятся с текстом диктанта, читают его про себя, анализируют трудные для них написания или пытаются запомнить графический облик слова. Затем учитель диктует текст, а по окончании работы ученики сами сверяют запись текста с оригиналом. Важно, чтобы учащиеся умели видеть собственные ошибки и реально оценивали уровень своей фактической грамотности. Оценки за традиционный зрительный диктант, как правило, в журнал не выставляются.

Задания творческого характера — это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся. Такие задания направлены на развитие операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности [3,c.87].

Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого–либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от младшего школьника смекалки, сообразительности, т. е. нестандартного творческого мышления.

Очень часто наши коллеги — учителя начальных классов — сетуют на то, что развивать индивидуальные способности учащихся, создавать благоприятные условия для их всестороннего развития, для воспитания творческой личности в рамках урока трудно, поэтому педагоги стремятся ввести у себя в школе специальные занятия (как правило, за счет факультативных занятий и часов по выбору) по развитию творческих способностей, которые способствовали бы решению этих задач.

Я глубоко убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока.

Предлагаемые авторами учебники и учебные пособия способствуют, на наш взгляд, развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают у них взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Выполнение заданий, которые подбирает учитель в содружестве с авторами учебников, требует от учеников не только и не столько хорошего знания программного материала, сколько умения делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять законы и закономерности, уметь фантазировать [1,c.36].

Очень важен для учителя и тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку: главное, чтобы ученики думали, творили, мыслили, искали пути решения и чтобы у них появился интерес к учебной деятельности.

Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка нам помогают творческие формы проверки усвоения фактического материала — например, кроссворды.

По мнению Л. И. Полесской и С. А. Тихомировой, кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Важно отметить, пишут авторы, что педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В рамках рассматриваемой проблемы в кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое–либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения.

Работа с кроссвордами не потребует от учителя каких–то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам все большую самостоятельность, и результаты не заставят себя долго ждать: дети очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята сами начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.

Отличительной особенностью кроссвордов является и то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.

Относительную трудность при использовании кроссвордов, по мнению учителей, представляет его вычерчивание. Здесь может быть несколько вариантов решения проблемы:

-                   Можно предварительно начертить кроссворд на доске, а текстовое пояснение учитель читает устно.

-                   Возможен показ проекции кроссворда через эпидиаскоп или кодоскоп.

-                   При индивидуальном применении эффективным будет использование многоразового трафарета с прорезями вместо букв, который накладывается на лист бумаги. Изготовление трафарета можно поручить родителям или шефам — учащимся старших классов.

Среди основных приемов развития творческих способностей я выделила следующие:

-                   написание сочинений, изложений;

-                   игры на уроках «Лингвистические угадайки», «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру» и др.;

-                   творческие словари, копилки интересных текстов, ребусы, кроссворды;

-                   творческие задания на дом;

-                   написание сказок, басен, стихов по первой строчке и по заглавным буквам;

-                   задания по каждой теме: составить кластер, схему, алгоритм, таблицу, запоминалку по теме (на уроке, если позволяет время, или на дом).

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.

При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания «Объясни», «Докажи».

Большое место в преподавании русского языка и литературы занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность.

Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

После изучения по литературе темы «Стихотворные рифмы» использую работу с опорными словами, предлагаю детям игру «Буриме». По последним словам в строке попробовать восстановить стихотворение. Эта работа очень увлекает детей.

Например, пишу на доске следующие слова:

Океану, матрос, обезьяну, привез, тоскуя, напролет, такую, поет, юге, кустах, подруги, хвостах, бананы, моей, обезьяне, друзей.

Игра «Я начну, а ты продолжи». Даю начальные строки стихотворения, а дети продолжают. Например, «Ты ее увидишь, и забьется сердце.».. или «Окно выходит в белые деревья».. (Е.Евтушенко).

После изучения темы «Пословицы и поговорки» даю задание детям написать сочинение–миниатюру «Объясни смысл пословицы».

Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Изучив сказки и басни, предлагаю учащимся написать свои сказки и басни. Больше всего детям нравится сочинять волшебные сказки. А после того, как ребята усвоят, что такое басня, что такое мораль басни, предлагаю сочинить басни (говорю, что можно в прозе, как у Эзопа), а можно стихами как у Жана де Лафонтена или И.Крылова.

Мне близки слова Сухомлинского, который сказал: «Через сказку, басню, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка».

Я убедилась, что составление сказок, басен благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, развивает их наблюдательность и любознательность.

Задание. Угадайте слово по его значению: Оптический прибор — игрушка в виде трубки; состоит внутри из трех продольных, сложенных под углом зеркал; при поворачивании трубки разноцветные стеклышки или камешки, находящиеся между зеркалами, образуют в них путем отражения красивые симметричные узоры, быстро меняющиеся но мере поворачивания трубки.

Калейдоскоп — восходит к греческим словам, означающим «красивый» + «вид»+ «смотрю». Учащиеся рассматривают узоры и калейдоскопе.

Задание. Расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет?

Затем некоторое время отводится неречевой творческой деятельности:

— Составьте свой узор при помощи цветных геометрических фигур. Завершает урок письменная творческая работа: учащиеся должны описать увиденный узор.

Литература:

1.         Пранцова Г. В. Обучение школьников драматическому типу словесного художественного творчества на основе фантастического вымысла.// Русский язык в школе. 2001 № 5. –С.15

2.         Астахов А. И. Воспитание творчеством. М., 1996. — 305 с.

3.         Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2002. — 290 с.

4.         Ильясов И. И. Структура процесса учения. М..2004. — 269 с.

5.         Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М., 2001.– 290 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle