Библиографическое описание:

Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 387-390.

История Интернета как социально-психологического явления, влияющего на жизнедеятельность личности, достаточно молода. Однако это компенсируется высокими темпами развития вовлеченности людей в сеть и возрастанием влияния виртуального пространства на современное общество.

На сегодняшний день, одним из самых востребованных интернет-ресурсов являются социальные сети. Найти молодых людей, не зарегистрированных хотя бы в одной из них, практически невозможно. Отмечается увеличение как количества, так и разнообразия данных ресурсов. Занимаясь проблемой самопрезентации и стремления к публичности личности в сети [1], мы обратили внимание на социальную сеть «Инстаграм». По своей сути это компьютерная программа, предполагающая размещение ее пользователями своих фотографий.

Проект данной социальной сети возник в Сан-Франциско, носил название «Бурдн». Изначально он был ориентирован на владельцев определённых марок телефонов, снабженных фотокамерой. В широком использовании программа появилась в 2010 году, и являлась приложением только для техники фирмы «Apple». Практически сразу было введена функция «хэштегов» — своеобразных подписей под снимком, указывающих к какой тематике или разделу относится фотографии (например, пейзаж, еда, определенный населённый пункт, заведение и т. д.). Через год, в 2011 году появилась новая версия, включающая разнообразные функции для обработки фотографий. Спустя еще год, расширился перечень техники, для которой данная программа была доступной (с этого времени «Инстаграм» стал пригоден для любых телефонов на базе «Андроид»). На данный момент программа стала продуктом широкого круга пользования, без каких-либо ограничений по типу техники. Единственное ограничение — возраст, однако этот ценз весьма низок, пользователем может стать любое лицо, достигшее 13 лет.

Суть данной сети в том, что пользователи выкладывают свои фотографии, смотрят снимки других, как своих знакомых, так и просто наиболее популярные записи, а также оценивают их с помощью «лайков» (символ того, что человеку нравится данный снимок) и комментариев к нему. Существуют ограничения по содержанию фотографий: нельзя размещать материалы, пропагандирующие агрессию и насилие, также запрещены снимки с обнаженной личностью. Однако контроля за комментариями и взаимодействием между пользователями не существует [2]

В итоге «Инстаграм» стал популярной социальной сетью, специфика которой сводится к визуальным образам. К марту 2014 года количество пользователей составило 2 миллиона. На этот период проявились также следующие показатели: ежедневно размещается 60 млн. новых фотографий и 1,6 млрд. отметок «Мне нравится». Общее число загруженных изображений превысило 20 миллиардов [3].

С психологической точки зрения, «Инстаграм», как любая другая социальная сеть, имеет в основе систему взаимодействия. Кроме того, на наш взгляд, еще больше, чем другие, она способствует ее стремлению к публичности и самопрезентации личности.

Хотелось бы добавить про роль отдельных фотографий из Инстаграма — «сэлфи». По сути это автопортрет, когда пользователь снимает сам себя. Сейчас это один из популярнейших жанров, свидетельствующий о возрастании самолюбования, самовыражении и о желании быть в центре внимания, а также в необходимости постоянного позитивного подкрепления своей самооценки, за счет «лайков» со стороны других. На наш взгляд это является предметом и социальной психологии, и психологии личности, и требует именно психологических исследований.

На сегодняшний день, большинство исследований носят все-таки социологический характер. Так, журнал «Слэйт» (США) проводил исследования социальных сетей на предмет возникновения негативных эмоций. По их результатам самой депрессивной, угнетающей сетью является именно «Инстаграм» [4]. Объясняется это тем, что пользователи обычно выкладывают снимки, свидетельствующие об их успешности, о красивой, насыщенной жизни, о счастье, материальном благополучии, наличии семьи и др. В результате действительно получается картинка «идеальной жизни», которая начинает угнетать других пользователей, которые не могут соответствовать подобным стандартам. В итоге может возникать чувство зависти, несостоятельности, неблагополучности, одиночества. В подростковой среде возможны суициды.

Примером подобного эффекта «бумеранга» можно считать тенденцию, выявленную учеными Университета Бригама Янга, штат Юта. В рамках их исследования, в котором приняло участие 232 испытуемых, было установлено, что фотографии чужой еды снижают аппетит и вызывают отвращение к пище [6].

Далее приведем данные, полученные аналитической платформой «Curalate». Базой их анализа стало более 8 миллионов фотографий с целью определить то, что более всего привлекает пользователей. В итоге выявлены следующие параметры «привлекательного» кадра: доминирующий один цвет, лучше всего синий, низкая насыщенность цветовой гаммы, светлые тона, наличие заднего плана, большое количество текстур в кадре. Однако эти данные больше интересны в сфере рекламы, а не социальной психологии.

Что же касается именно социально-психологических исследований, то подобную работу провел Дж. Оуллетт, занимающийся вопросом «селфи». По его мнению, стремление делать и размещать подобного рода снимки, связано с самоидентификацией личности.

Причем главный акцент делается на восприятии и демонстрации себя счастливым человеком. Сами «селфи» он называет «тотемами», соединяющими внутренний мир и внешний [7]. Кроме того, он указывает, что такие фотографии являются новым типом взаимодействия: человек сообщает о событиях своей жизни и приглашает других к их обсуждению. Зарубежные исследователи по-разному оценивают последствия такого увлечения. Один говорят о том, что хорошая самооценка людей, их принятие себя способствует гармоничному развитию обществу. Но мы более склонны согласиться с другими, которые считают, что высокая активность по распространению «селфи» способствует нарциссизму и утрате близких отношений с окружающими. Стоит заметить, что американская психиатрическая ассоциация пристрастие к фотоавтопортрету расценивает как психическое расстройство [5].

На основании всего вышеизложенного мы видим, что явление «Инстаграм» нуждается в социально-психологическом исследовании, в рамках которого необходимо проанализировать и специфику активности в данной сети, и выявить индивидуальные особенности пользователей «Инстаграм».

Один из изучаемых аспектов — мотивация приобщения к данной социальной сети. Выявлено, что вначале сеть использовалась для развлечения, как досуг. Кроме того, быть членом социальной сети «Инстаграм» считалось модным и престижным. К настоящему времени пользователи сети используют «Инстаграм» лишь как профиль для фотоснимков, выкладывают свои снимки и смотрят на фотографии других пользователей.

Нужно отметить, что непосещение «Инстаграма» вызывает у пользователей негативные чувства, преимущественно астенические эмоции (печаль, страх, растерянность, вина), приводящие к снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Никто из опрошенных от непосещения «Инстаграма» не испытывает позитивных эмоций. Из чего можно сделать вывод, что посетители «Инстаграма» находятся под влиянием данной сети, испытывают потребность в его посещении, так как именно там они презентуют себя и ждут отклика от подписчиков. Именно там они общаются с друзьями. «Инстаграм» становится «полем» для установления контактов и общения.

Больше половины опрошенных утверждают, что в их поиске «подписчиков» более ста друзей из реальной жизни. Здесь можно заметить «показные», преувеличенные данные, желание показать свое превосходство на просторах социальной сети «Инстаграм». Также это может свидетельствовать об искаженном восприятии, которое проявляется в том, что человек настолько вживается в роль в сети, настолько вовлечен во взаимодействие там, что воспринимает всех подписчиков как знакомых ему людей из реальной жизни.

На вопрос о количестве подписчиков пользователи отвечали, что имеют в среднем более двух сотен подписчиков. Количество лиц, на которые подписан сам, около ста человек. Здесь можно говорить, что респонденты таким способом отмечают свою популярность. Многие желают видеть его работы, следить за его новостями. Раз на респондента подписано много человек — он интересная и популярная личность. В то же время количество страниц, на которые подписан сам, вдвое меньше. И это говорит о том, что для большинства пользователей «Инстаграм» гораздо важнее презентовать себя, чем интересоваться другими.

Говоря о преобладающих видах активности в социальной сети «Инстаграм», можно констатировать следующие факты. «Инстаграм» используется как информационный портал, где пользователи узнают о событиях из жизни своих друзей, новинках в «мире», о моде, новых течениях.

Данная социальная сеть также используется как способ самоактуализации и повышения собственной самооценки. Важна оценка других, мнение, комментарии, выявление круга лиц, заинтересованных в пользователе.

Меньше распространено видео и все, что связано с ним. Обмен личными сообщениями практически не востребован пользователями сети.

Что касается содержания фотографий, выкладываемых пользователями социальной сети «Инстаграм», то это преимущественно снимки, на которых изображен сам пользователь или он вместе с друзьями. Это говорит о том, что «Инстаграм» используется как средство демонстрации себя, персонализации, а также идентификации себя с референтной группой лиц — друзьями, чьи особенности внешнего вида, поведения и другие различимые на фотографии характеристики свидетельствуют опять же и о самом пользователе. В «Инстаграм» пользователь никогда не выложит снимки, компрометирующие его. Снимки с едой теряют былую популярность, пользователи отмечают, что совсем редко выкладываю такие фотографии в сеть.

В связи с тем, что показатели деятельности личности в сети имеют множественные корреляционные связи, на наш взгляд разумнее остановиться на факторном анализе особенностей вовлеченности личности в социальную сеть «Инстаграм». В итоге мы выявили 3 фактора.

Первый фактор: «Общение, самопрезентация и самоактуализация».

Пользователи, ведущие активную виртуальную «жизнь» в социальной сети «Инстаграм» испытывают потребность в общении и признании. Они в курсе всех новинок в области техники и моды, не стесняются себя, что подтверждает частое «селфи». Такие пользователи «раскручивают», внедряют недавно введенные производителями обновления.

Они также являются частыми гостями на «страницах» своих подписчиков. Им интересно знать, как они живут и чем интересуются. Поэтому в случае непосещения «Инстаграма» пользователи испытывают чувство вины. Здесь проявляется некая зависимость от социальной сети. У личности наблюдается желание общаться, небольшая неуверенность в себе, поиск одобрения со стороны, демонстрация своих способностей. Все вышеперечисленное свидетельствуют о том, что «Инстаграм» для этой категории людей — часть жизни.

Второй фактор: «Инструментальный».

Вторую особенность вовлеченности личности в социальную сеть «Инстаграм» составили следующие особенности: пользователи данной категории регистрировались в «Инстаграм» для развлечения, а сейчас его используют в качестве приложения для обработки фотографий. Эти люди совсем не ориентированы на поиск контактов и общение в «Инстаграм». Скорей всего, сеть служит обычным дополнением к профессиональной деятельности или увлечениям, интересам. Ничего кроме функциональной обработки снимков их в данной сети не привлекает. «Инстаграм» для них — это новые функции, это опыт обращения с техникой.

Третий фактор: «Интерес к другим»

Анализируя результаты по данному фактору можно определить, что часть пользователей имеют истинный интерес к фотографиям и видео других людей. Также одним из основных видов активности таких пользователей является «отметка» друзей на своих фото, а также проставление «лайков» и «комментариев» к фото и видео других людей. Такие пользователи «выставляют» фотографии со своими друзьями. И здесь явно просматривается интерес не к собственной персоне, а к другим.

На наш взгляд, выявленные факторы схожи с видами направленности личности: «на себя» — первый фактор, «на дело» — второй, «на других» — третий.

Далее остановимся на рассмотрении некоторых социально-психологических качеств пользователей «Инстаграм» (Для этого в исследование была включена контрольная группа — лица, не являющиеся и не желающие быть пользователями данной сети.)

В первую очередь обратимся к механизмам психологической защиты.

Итак, существенное отличие в механизмах психологической защиты между пользователями социальной сети «Инстаграм» и контрольной группы наблюдается по трем защитам: подавление, гиперкомпенсация и рационализация.

У пользователей сети ярко выражена гиперкомпенсация, и это объясняется тем, что они ищут на просторах интернета признания, то есть переносят неудовлетворенность потребностей из реальной жизни в сферу виртуального мира. Там проще создать хорошее впечатление о себе, легче вступать в диалог, так как в любой момент можно прекратить общение, нажав клавишу «выход». Общение там ни к чему не обязывает, но в то же время приносит ощущение реальной вовлеченности во взаимодействие с другими людьми. Особенность «Инстаграма» заключается в его «зрительном формате»: а для людей очень ценна внешность. Поэтому найти одобрение, признание, получить «дружбу» можно с помощью подбадривающих комментариев и комплиментов другим, даже если они не искренни.

Пользователями сети более характерен и механизм подавления.

Рационализация у пользователей развита слабее, чем у контрольной группы. Для того, чтобы уйти от негативных эмоций, пользователи не прибегают к логическому объяснению произошедшего. В итоге, можно сказать, что пользователи социальной сети «Инстаграм» склонны к неконструктивным формам защиты, присущим личности невзрослой.

Также мы сравнивали уровень самооценки, однако, статистически значимых различий выявлено не было. Другую картину мы видим в отношении потребности в общении. Пользователи социальной сети «Инстаграм» имеют ярко выраженную неудовлетворенную потребность в общении, значительно более высокую, чем лица, не являющиеся пользователями данной сети «Инстаграм».

Таким образом, можно сделать вывод, что «Инстаграм» как и любая другая социальная сеть не способна реализовать существующие в реальности потребности в качественном, близком общении.

Литература:

1.                  Козлова Н. С., Сушков И. Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation. (дата обращения 25.09.2014)

2.                  Как пользоваться инстаграм // главный портал Россия Instagram http://instagrama.net/pro-instagram/kak-polzovatsia-instagram (дата обращения 25.09.2014)

3.                  Ланговой А. Число пользователей Instagram достигло 200 млн http://www.3dnews.ru/814146/ (дата обращения 25.09.2014)

4.                  Названа самая депрессивная социальная сеть // Newsru.com Технологии http://hitech.newsru.ru/article/25jul2013/instagram (дата обращения 25.09.2014)

5.                  Пристрастие к «селфи» официально признано психическим расстройством. http://adindex.ru/news/offtop/2014/06/30/112156.phtml (дата обращения 25.09.2014)

6.                  Фотографии чужой еды в Инстаграме портят аппетит. http://www.factroom.ru/facts/43849 (дата обращения 25.09.2014)

7.                  Sifferlin A. Why Selfies Matter http://healthland.time.com/2013/09/06/why-selfies-matter/ (дата обращения 25.09.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle