Библиографическое описание:

Калашникова Е. Ю., Ловянникова В. В. Проблемы непрерывного образования и финансовая интеграция в международное образовательное пространство // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 250-252.

Развитие современных образовательных систем сегодня представляет собой целостный процесс непрерывного изменения и развития составляющих их элементов с направленностью на интеграцию национальных систем в единое мировое образовательное пространство.

Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство, ставшая возможной вследствие формирования открытого общества в России, предполагает активное участие российских вузов в международном рынке образовательных услуг, научно-исследовательских программах, обучение в российских учебных заведениях и филиалах российских вузов значительного контингента иностранных студентов по приоритетным направлениям науки и техники.

Реализация этой задачи требует проведения последовательной и целенаправленной работы по созданию имиджа российского высшего образования, привлекательного для иностранной молодежи, профессионалов и политиков, информированию мировой общественности о достижениях российской системы высшего образования, рейтинге российских вузов в мировой табели о рангах, возможных направлениях и финансовых условиях обучения в них иностранных граждан [2].

Начиная с 2004 года, когда Россией была подписана Болонская декларация, активизировались исследования российских ученых, посвященные интеграционным процессам образования. Вместе с тем до сих пор недостаточно раскрыты проблемы финансовой интеграции в образовательном процессе.

Болонский процесс представляет собой процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому и как следствие реформирование учебных планов.

Главная цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1.                  Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2.                  Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3.                  Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4.                  Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

5.                  Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6.                  Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

7.                  Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [6].

Растущая взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов мира, обострение глобальных проблем, решение которых невозможно без выхода за национальные рамки, — все это обусловливает первостепенную важность изучения мирового опыта в разных сферах общественной жизни и разных областях научного знания.

Во всем мире образование переживает серьезный кризис, обнаруживает в той или иной степени несоответствие объективным требованиям современной цивилизации. Этим обусловлен интенсивный процесс реформирования образования, принявший поистине глобальный характер; не зависящим от него фактически не остается ни одна страна. Реформы многоаспектны. Обновлению подвергается структура и деятельность всех звеньев системы образования — от детских садов до университетов. Реорганизуется управление образованием, создаются новые типы учебных заведений, модернизируются содержание и методы учебной и воспитательной работы, идут поиски новых форм связи между образовательными институтами и миром труда.

Но процессы обновления наталкиваются на большие трудности и часто не поспевают за динамичными изменениями в экономике, социальных отношениях и культуре [3].

Далеко не всегда реформы основываются на прочной теоретической базе, нередко они представляют собой своеобразную цепь проб и ошибок. В некоторых случаях в контекст реформ вплетаются поспешные и непродуманные новшества, отнюдь не способствующие улучшению дел.

В достоинства Болонского процесса можно включить:

1)                 расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования;

2)                 расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно и давно участвуют в нем. Еще в 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки [1]. Однако до сих пор не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors) [4].

Финансовая интеграция в международное образовательное пространство является частью международной экономической интеграции и представляет собой включение национальных образовательных программ в региональный и мировой в результате устранения барьеров для миграции различного рода ресурсов. По своей сути это подражание Европе с целью создания единого финансового пространства и условий для введения единой образовательной системы интегрирующихся стран. Но как бы Россия не пыталась быть на уровне Европейских стран в области образования, по нашему мнению ей еще очень далеко.

Первая серьёзная проблема интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Вторая, как обычно в России бывает несовершенство законодательной базы, например, если магистратура для бакалавров является ещё первым образованием и дает отсрочку от армии, то для специалиста — второе высшее образование и здесь возникает двоякость вопроса, при котором можно пойти в армию.

По нашему мнению, присоединение России к Болонскому процессу привело к путанице с учебными программами.

Не совершенство законодательной базы приводит работодателей, которые учились во времена СССР, в замешательство и их нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для педагогической или научной деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует. Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.

Растущая интернационализация общественной жизни современного мира, интеграционные процессы выдвигают определенный комплекс сходных требований к образованию в разных странах, особенно в рамках того или иного геополитического региона. Вместе с тем на развитие образования в каждой стране существенно влияют особенности ее социально-политического и культурного развития. Игнорирование национального своеобразия приводит к созданию искусственных «универсальных» конструкций, в угоду которым подбирается материал и отсекается то, что противоречит априорно заданной схеме.

Обучение достигает цели тогда, когда в аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются явления национальной экономики в целом или отдельного региона [5].

Таким образом, говорить о том, что принятие Болонской конвенции для России — это хорошо или плохо не приходится, не смотря на то, что прошло уже 10 лет.

Литература:

1.         Гребнев Л. С. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. — 2004. — № 4. — С.3–17.

2.         Международная интеграция в образовании: механизмы, практические выгоды и проблемы для российских вузов / Мартыненко О. О.. Черная И. П. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. — 70 с.

3.         «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс/ Гл. ред. Ю. Мельвиль. — М., 2005.- С.7.

4.         Филиппович А. Ю. Ситуационный центр мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство — Режим доступа: http:// iu5.bmstu.ru/~philippovicha/Articles/.

5.         Калашникова Е. Ю., Коновалова И. А., Ловянникова В. В. // Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации// Ежемесячный журнал «Молодой ученый» № 12 (59) февраль 2013г. ООО «Издательство Молодой ученый» г. Москва

6.         http://www.edu.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle