Академическая мобильность научно-педагогических работников в документах Болонского процесса и нормативно-правовых документах РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Козырева О. М. Академическая мобильность научно-педагогических работников в документах Болонского процесса и нормативно-правовых документах РФ // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 854-859. — URL https://moluch.ru/archive/107/25859/ (дата обращения: 15.08.2018).



 

В системе российского образования реализуется ряд проектов по развитию университетов (создание федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, реализация программы повышения международной конкурентоспособности российских университетов), в которых академическая мобильность научно-педагогических работников рассматривается как один из основных компонентов функционирования современного университета, развития его кадрового потенциала, обеспечивающего качество образования и научных исследований. В данной работе мы рассмотрим нормативно-правовые основы исследования академической мобильности научно-педагогических работников.

Академическая мобильность научно-педагогических работников в документах Болонского процесса

Присоединившись в 2003 году к Европейскому пространству высшего образования (ЕВПО), Россия взяла на себя обязательства по трансформации собственной образовательной системы в соответствии с требованиями Болонского процесса, ключевым положением которых является развитие академической мобильности.

Так, в Болонской декларации 1999 года указывается, что «преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, проведенных в европейском регионе с целью исследования, преподавания и обучения, без нанесения ущерба их законным правам» [1].

Более четко данное понятие определяется в предболонских документах: «академическая мобильность» подразумевает период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, нежели страна местожительства (далее «родина») учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период имеет ограниченную продолжительность, и предполагается, что учащийся или сотрудник возвращается на родину после завершения обозначенного периода. Термин «академическая мобильность» не предназначен для обозначения миграции из одной страны в другую» [2]. Таким образом, в данном определении выделяются основные элементы академической мобильности НПР: 1) цель — преподавание и/или исследование; 2) пребывание в другой стране; 3) ограниченный период пребывания.

Также указываются «способы осуществления» мобильности — мобильность может реализовываться через созданные для этой цели программы, соглашения по обмену между правительствами, соглашения между вузами (ассоциациями вузов) или по индивидуальной инициативе (free movers). Выделяются виды мобильности — «страны должны посылать и принимать», т. е. должна осуществляться как «исходящая», так и «входящая» академическая мобильность [2]. Кроме этого, европейские страны призываются к созданию условий для предоставления творческого отпуска преподавателям как для преподавания, так и для исследования, таким образом подчеркивая цели мобильности НПР. Отмечается, что академические сотрудники должны иметь право занимать должности в иностранном учреждении высшего образования на временной основе или в рамках программы обмена [2].

На встрече стран-участниц Европейского пространства высшего образования в Саламанке в 2001 году подчеркивается, что мобильность — необходимое условие существования ЕВПО. В рамках данной встречи поднимаются два существенных вопроса: во-первых, подход к виртуальной мобильности («не рассматривают виртуальную мобильность в качестве замены физической», во-вторых, вопрос о транснациональном образовании [3].

Академическая мобильность научно-педагогических работников в нормативно-правовых документах РФ

Интеграция России в ЕПВО должна обеспечиваться посредством преобразования нормативной базы, учитывающей основные принципы Болонского процесса, в том числе развитие академической мобильности научно-педагогических работников.

Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в Главе 14, посвященной международному сотрудничеству в сфере образования, отмечается, что РФ содействует развитию «международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования» [4]. Также указывается, что образовательные организации принимают участие в международном сотрудничестве по следующим направлениям: разработка и реализация образовательных и научных программ, направление обучающихся, педагогических и научных работников и прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, проведение совместных исследований, совместное осуществление инновационной деятельности, участие в сетевой форме реализации образовательных программ, участие в деятельности международных организаций, проведение научных и образовательных мероприятий, обмен учебно-научной литературой[4]. Таким образом, в Законе академическая мобильность рассматривается в качестве инструмента интеграции РФ в международное сообщество, выделяются отличные от зафиксированных в Болонских документах цели академической мобильности НПР (например, повышение квалификации и др.), а также отмечается, что мобильность может осуществляться в рамках совместных и сетевых образовательных программ.

В соответствии с Федеральным Законом в стратегических документах РФ подчеркивается важность развития инструмента академической мобильности. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в качестве приоритета в образовании в контексте реструктуризации сектора высшего образования и расширение международной интеграции указывается усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ [5]. Предполагается стимулирование мобильности преподавателей и студентов (как внутренней (внутристрановой), так и международной), а показатель международной академической мобильности должен быть включен в рейтинги образовательных учреждений [5]. Ключевые направления развития образования, отраженные в данной стратегии, находят свое развитие в Государственной программе «Развитие образования», одним из ожидаемых результатов которой является повышение академической мобильности студентов и преподавателей [6]. Таким образом, помимо международной академической мобильности выделяется и внутрироссийская.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы направлена на решение задач развития кадрового потенциала, которые устанавливает Стратегия инновационного развития. ФЦП «расширяет финансируемые из бюджета возможности для молодых исследователей, в том числе в части активизации их втутрироссийской и международной мобильности, способствует усилению интеграции российских научных и научно-педагогических кадров в мировую среду» [7]. Для мониторинга результативности программы по данному направлению устанавливается показатель «Удельный вес научно-педагогических работников вузов-участников Программы, охваченных программами международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах (нарастающим итогом)» [7].

В указанных концепциях и программах определение понятия «академическая мобильность» дается неявно, то есть его содержание раскрывается через контекст его употребления, тогда как в Концепции Государственной миграционной политики РФ до 2025 года под академической мобильностью НПР понимается «международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях» [8]. В данной концепции, в отличии от рассмотренных ранее, под академической мобильностью НПР понимается только международная мобильность.

Среди нормативно-правовой базы Проекта 5–100, имеющего своей целью вхождение российских вузов в сотню лучших мировых университетов, развитию академической мобильности научно-педагогических работников уделяется значительное внимание, что нашло отражение в постановлении Правительства № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров», где указано, что программы повышения конкурентоспособности университетов-участников должны включать мероприятия по реализации «программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и в других формах» [9]. В соответствии с распоряжением № 2006-р были введены показатели академической мобильности НПР, в которых под академической мобильностью понимается следующие: «Реализуемые вузом программы академической мобильности оформляются локальными нормативными актами вуза и делятся на программы повышения квалификации (в том числе в форме стажировки) и программы профессиональной переподготовки (в том числе в форме стажировки), программы участия (выступление с докладом и наличие публикации) в научных мероприятиях, а также другие» [10]. Таким образом, в качестве характеристики академической мобильности НПР устанавливается ее обязательная фиксация внутренними документами университета. А в методике для расчета показателя «Удельный вес численности НПР вуза, принявших участие в реализуемых вузом программах академической мобильности, в общей численности НПР вуза», также отмечается, что «Отношение средней численности НПР вуза, принявших участие в реализуемых вузом программах академической мобильности, начавшихся за последний полный год на базе ведущих российских и иностранных вузов и/или ведущих российских и иностранных научных организациях, к средней численности НПР вуза за последний полный год», расширяя таким образом границы академической мобильности НПР до границ университетов.

Таким образом, во-первых, в нормативно-правовых документах, нет единства в понимании концепта академической мобильности НПР. Во-вторых, академическая мобильность в нормативно-правовых актах РФ понимается более широко, нежели в документах Болонского процесса — выделяются иные цели/формы академической мобильности. В целом, классифицировав по различным основаниям, академическую мобильность научно-педагогических работников можно разделить на: входящую и исходящую; внутристрановую, международную или межвузовскую; осуществляемую с целью: научной деятельности (включая представление результатов исследований, проведение научных мероприятий, совместная разработка и реализация научных программ), образовательной деятельности (включая преподавание, разработку и реализацию совместных образовательных программ), участия в сетевой форме реализации образовательных программ, участия в деятельности международных организаций; форма осуществления: повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка.

 

Литература:

 

  1.              The Bologna Declaration of 19 June 1999. URL: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/documents/MDC/BOLOGNA_DECLARATION1.pdf (дата обращения: 25.03.2015). (Recommendation № R(95)8, 1995).
  2.              Recommendation № R(95)8 of the Committee of Ministers to Member States on Academic Mobility. 1995. URL: https://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=535687&SecMode=1&DocId=519606&Usage=2 (дата обращения 25.03. 2015).
  3.              Salamanca Convenction 2001: The Bologna Process and the European Higher Education Area. 2001. URL: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/SALAMANCA_final.1069342668187.pdf (дата обращения: 23.04.2015).
  4.              Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 25.03.2015).
  5.              Распоряжение Правительства Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz3XCkaGt6E (дата обращения: 25.03.2015).
  6.              Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы». URL: http://base.garant.ru/70643472/#help#ixzz3XCmDmeNk (дата обращения: 25.03.2015).
  7.              Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы». URL: http://base.garant.ru/70384512/#ixzz3XCn1Ut6L (дата обращения: 25.03.2015).
  8.              Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz3XCnquXFF (дата обращения: 25.03.2015).
  9.              Постановление Правительства от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL: http://base.garant.ru/70336756/ (дата обращения: 10.05.2015).
  10.         Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2012 г. N 2006-р»Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL: http://base.garant.ru/70250350/ (дата обращения: 10.05.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, программа, вуз, международная академическая мобильность, Российская Федерация, Европейское пространство, виртуальная мобильность, инновационное развитие.


Похожие статьи

Роль академической мобильности в современной Европе

Ключевые слова: академическая мобильность, Европейский Союз, стипендиальные программы. Образование — это непрерывный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

Нормативно-правовое обеспечение мобильности студентов...

академическая мобильность, Российская Федерация, высшее образование, Болонский Процесс, европейское пространство, Россия, вуз, Болонская декларация, послевузовское профессиональное образование, аспирант.

Тенденции развития академической мобильности обучающихся...

академическая мобильность обучающихся, академическая мобильность, Болонский процесс, Казахстан, программа, мировое образовательное пространство, программа обучения, обучающийся, Европейская комиссия...

Роль академической мобильности в повышении мотивации...

Соответственно, во многих ведущих российских вузах академическая мобильность студентов стала необходимым компонентом образовательного процесса. Так, с целью содействия развитию мобильности создаются фонды поддержки этого социального явления...

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

- развитие академической мобильности.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Академическая мобильность студентов как важный инструмент...

академическая мобильность, глобальная образовательная среда, студент, Россия, высшее образование, программа, студенческая мобильность, Болонская декларация, академический обмен, международное партнерство.

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности...

Одним из основополагающих принципов создания европейского пространства высшего образования является обеспечение его качества. В условиях, когда работодатель ощущает потребность в высококвалифицированных специалистах, специалист...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль академической мобильности в современной Европе

Ключевые слова: академическая мобильность, Европейский Союз, стипендиальные программы. Образование — это непрерывный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

Нормативно-правовое обеспечение мобильности студентов...

академическая мобильность, Российская Федерация, высшее образование, Болонский Процесс, европейское пространство, Россия, вуз, Болонская декларация, послевузовское профессиональное образование, аспирант.

Тенденции развития академической мобильности обучающихся...

академическая мобильность обучающихся, академическая мобильность, Болонский процесс, Казахстан, программа, мировое образовательное пространство, программа обучения, обучающийся, Европейская комиссия...

Роль академической мобильности в повышении мотивации...

Соответственно, во многих ведущих российских вузах академическая мобильность студентов стала необходимым компонентом образовательного процесса. Так, с целью содействия развитию мобильности создаются фонды поддержки этого социального явления...

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

- развитие академической мобильности.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Академическая мобильность студентов как важный инструмент...

академическая мобильность, глобальная образовательная среда, студент, Россия, высшее образование, программа, студенческая мобильность, Болонская декларация, академический обмен, международное партнерство.

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности...

Одним из основополагающих принципов создания европейского пространства высшего образования является обеспечение его качества. В условиях, когда работодатель ощущает потребность в высококвалифицированных специалистах, специалист...

Задать вопрос