Библиографическое описание:

Копбаева М. Р. Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 274-276.

Основные направления совершенствования высшего педагогического образования предусматривают подготовку будущего учителя к творческому, новаторскому обучению учащихся. Нередко нынешние учителя ограничиваются в обучении содержанием своего предмета и не обращаются к знаниям других дисциплин, не используют творческий и научный потенциал учащихся. Вследствие этого утрачивается интерес не только к той или иной дисциплине, но и к обучению в целом. Нами выбран в качестве основного принципа обучения -принцип сотрудничества. Учебное сотрудничество, как известно, организуется с помощью различных способов, приемов, которое регламентируют деятельность участников. Совместное решение задач в условиях учебного сотрудничества предполагает обсуждение участниками подзадач предметно-познавательного, предметно-коммуникативного и предметно-рефлексивного плана. Одним из методов преподавания литературы является выразительное чтение. Однако не все ресурсы этого метода активно используются преподавателями. Обычно читается лирика или драматическое произведение, прозаические произведения редко исполняются на занятиях в вузе и уроках литературы в школе. На наш взгляд, можно при изучении прозаического произведения использовать такой метод как композиционное чтение. Выделим фазы сотрудничества при подготовке композиционного чтения:

1 фаза — разделение между студентами обязанностей (задание способов совместной работы);

2 фаза — саморегулируемые действия студентов, под контролем преподавателя (целостный и исполнительский анализ художественного текста)

3 фаза — самоорганизуемые действия студентов (творческая работа студентов: кинолентавидение, творение биографии персонажей за пределами художественного произведения: «что было до того, как» и «что будет, после того, как».

4 фаза — самопобуждаемые действия студентов (коллективное исполнение художественного произведения, причем каждый из участников композиционного чтения может выразительно читать не за одного, а нескольких героев, голосом передавая особенности их характера; в целом, композиционное чтение должно строится так, словно повествование ведется от лица повествователя или рассказчика, который через свой рассказ выражает отношение к описываемым событиям).

Приведем пример работы над рассказом Н. Тэффи «Выслужился».

Для того, чтобы наиболее точно выразить авторскую мысль посредством композиционного чтения, студентам предлагается проанализировать рассказ в аспекте структуры повествования. В ходе анализа студенты отмечают, что в произведении четко выделяются две части. В первой — разворачивается диалог между теткой главного героя, Лешки, и кухаркой, суть которого в том, что Лешка не устраивает хозяев. Во второй части повествуется об «успехах» Лешки в услужении.

Повествование ведется от лица всезнающего повествователя, который не только сообщает о развитии действия рассказа, комментирует поведение героев, но и знает все мысли главного героя. Например: «Лешка догадывался, что крут' этот не что иное, как тень от головы его тетки с торчащими вверх концами платка» [6,19].

Завязка произведения — разъяснение цели посещения тетки. Однако, повествователь меняет логику рассказа, начиная повествование с описания позы Лешки, жадно прислушивающегося к разговору за стеной. Семантическая инверсия усиливает интригу произведения и акцентирует внимание читателя на центральном герое произведения Лешке. Дистанция между повествователем и героем меняется. В начале повествователь находится рядом с Лешкой, видит все происходящее его глазами: «В коридорчике было совсем темно, и через узкую щель приотворенной двери виднелся только освещенный кусок стены над кухонной плитой» [6,19]. Далее автор дистанцируется от героя, его повествование становится объективным: «Тетка пришла навестить Лешку, которого только неделю назад определила в «мальчика для комнатных услуг... [6,19]. Неожиданно тон повествования меняется, становится более субъективным, повествователь вновь видит все с позиции главного героя: «Переговоры носили характер неприятно-тревожный, тетка сильно волновалась, и рога на стене круто поднимались и опускались, словно какой-то невиданный зверь бодал своих невидимых противников» [6,9]. Увидеть на стене рога вместо концов платка может ребенок, наделенный творческим воображением. Автор использует несобственно-прямую речь.

В целом, слово повествователя иронично. Комизм речи достигается следующими приемами:

— лексическое значение слова не соответствует семантике всего разговора («патетические места» в бытовом диалоге): «Разговор велся полным голосом, но на патетических местах падал до шепота, громкого и свистящего» [6,19];

— употребление пословиц в семантически чуждом контексте (обычно пословица «Человек предполагает, а Бог располагает» употребляется в бытийном смысле, в данном случае в сниженно-бытовом): «Предполагалось, что Лешка моет в передней калоши. Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает, и Лешка с тряпкой в руках подслушивал под дверью 6,19».

Во второй части произведения проясняется смысл его названия («Выслужился»).

Лешка, подслушав разговор тетки и кухарки. Пришел к выводу, что ему необходимо выслужиться перед хозяевами, чтобы они не отправили его домой, где отец «спустит с него семь шкур». Повествование во второй части становится динамичным (за счет использования глаголов совершенного вида): «Он кинулся на кухню и, вырвав у оторопевшей кухарки кочергу, помчался снова в комнаты, быстро распахнул дверь в помещение жильца и пошел мешать в печке» [6,21]. Повествователь сообщает о дополнительных обстоятельствах, возникших неожиданно: «Жилец сидел не один. С ним была молоденькая дама, в жакете и под вуалью» [6,21]. Лешку данное обстоятельство не останавливает: «Дрова трещали, искры летели во все стороны. Жилец и дама напряженно молчали. Наконец, Лешка направился к выходу, но у самой двери остановился и стал озабоченно рассматривать влажное пятно на полу. Затем перевел глаза, на гостьины ноги и, увидев на них калоши, укоризненно покачал головой.

Вот, — сказал он с упреком, — наследили! А потом меня хозяйка ругать будет [6,21].

Постепенно характер повествования сменяется повествованием «спиральным»: каждая любовная сцена прерывается очередным вторжением Лешки, который поставил перед собой цель «намозолить глаза». Комизм создается за счет соотнесения реплик героев, ремарок повествователя (иронично вскрывающих смысл происходящего) и внутреннего монолога Лешки, детское сознание которого воспринимает все по-своему.

Следующий этап работы — расстановка пауз и ударений (в соответствии с ролью).

Затем студентам предлагается нарисовать в воображении прошлое и будущее героев, представить мотивировку их поведения, описать внешность и костюм каждого персонажа, интерьер.

Завершает работу над произведением композиционное чтение.

Подобная методика работы над прозаическим произведением возможна не только на практических занятиях по выразительному чтению, но и на занятиях по другим дисциплинам литературоведческого цикла, а также на уроках литературы в школе.

Литература:

1.      Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М.Л975

2.      Посталюк В. В. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992

3.      Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987

4.      Формирование интереса к учению у школьников/ Под ред. А. К. Марковой. М, 1986

5.      Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться М.,1992

6.      Тэффи Н. А. Юмористические рассказы. — М.: Худ. Лит, 1990

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle