Библиографическое описание:

Володина К. А. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 244-247.

В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Проанализирована проблема формирования образа профессии в рамках компетентностного подхода.

Ключевые слова:компетентностный подход, образ профессии, формирование.

Развитие профессиональной сферы в условиях современного общества происходит быстрее, чем меняется содержание профессиональной подготовки будущих специалистов. Это и определяет требования, предъявляемые к выпускникам вузов, которые должны быть компетентными в рамках своего профессионального профиля, конкурентоспособными на рынке труда, а также владеть профессиональными навыками и умениями, знаниями в смежных областях деятельности, обладать профессионально-важными качествами, стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию. Из этого следует, что профессиональная подготовка специалиста должна предполагает перестройку всего учебно-воспитательного процесса.

Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в результате которого происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях [2].

И. А. Зимняя указывает три причины, которые свидетельствуют о необходимости введения компетентностного подхода: общеевропейская и мировая тенденции интеграции, смена образовательной парадигмы, директивы и предписания [4].

На современном этапе развития система профессионального образования характеризуется переходом от квалификационной модели подготовки специалистов к компетентностной. Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, Б. Д. Эльконин, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, М. А. Чошанов и др.) отметили, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в своей профессиональной деятельности.

Рассмотрим основные отличия компетентностного подхода:

1)        образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования — подготовке специалиста, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;

2)        в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает представлениям о содержании образования;

3)        «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах, неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит, в организации образовательного процесса в целом;

4)        данный подход обладает интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества [6].

Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности образовательного процесса, в котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения) [1].

Как считает А. В. Хуторский, компетентностный подход выражается в следующем:

-          освоение на высоком уровне содержания предметной области, связанной со сферой предполагаемой профессиональной деятельности;

-          овладение способами деятельности (начальные профессиональные навыки и умения), необходимыми для успешной социализации в начале трудовой деятельности по специальности [10].

Таким образом, компетентностный подход предполагает смещение приоритетов от определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков к совокупности различных компетенций, обеспечивающих профессиональное развитие и успешную адаптацию в условиях современного общества.

Внедрение компетентностного подхода в систему профессиональной подготовки обеспечивает достижение цели гуманитарного образования, которая предполагает не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей, что составляет основу профессиональной позиции.

Как отмечает О. Д. Дячкин, если обратиться к задачам профилированного обучения в вузе, то оно должно не просто формировать высококачественные профессионально-ориентированные знания и умения, но и обеспечивать студенту осознанное выделение реальной связи характеристик образа будущей профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости [3].

Проблема образа профессии освещена в исследованиях С. В. Зибровой, Е. А. Бодякшиной, И. В. Дурмановой, В. В. Овсянниковой, М. Н. Рыбниковой, Н. В. Курбет, Е. Ф. Платаш, В. Д. Брагиной, Т. А. Верняевой, Г. С. Помаз и др., где изучается проблема образа профессии, исходя из специфики трудовой деятельности.

Авторы рассматривают образ профессии как: систему, состоящую из взаимодополняющих компонентов (Е. А. Климов, А. А. Гопкало, Е. Ф. Платаш); некое образование, формирующееся в процессе профессионального становления и развития (С. В. Зиброва, М. Н. Рыбникова); представления человека о своей профессии (А. М. Сосновская, Н. В. Курбет).

Образ профессии — это представления человек о выбранной профессии и его отношение к ней, которые содержат в себе субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, отношение к ней, профессионально-важные качества личности, профессиональное общение.

Содержание понятия «образ профессии» составляют такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии. Можно утверждать, что человек «нашел свое место», когда он представляет, где и кем будет работать, что от него требуется [9].

Под образом профессии мы понимаем совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом.

Одной из главных задач авторы определяют изучение компонентного состава образа профессии.

Структура образа профессии определена такими компонентами как когнитивный (Н. В. Курбет, Е. Ф. Платаш), мотивационный (М. Н. Рыбникова, Е. Ф. Платаш), творческий, эмоциональный, социальный (Ю. П. Солодовников, Н. В. Курбет).

В исследовании С. В. Зибровой структура образа профессии имеет несколько иной акцент и включает в себя цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области и ее специфическую предметную область. Разнообразие предложенных структурных компонентов образа профессии позволяет рассмотреть его с различных сторон, выявить его особенности.

Важным моментом при изучении образа профессии является процесс его формирование, исследование которого представлено в работах Б. Ф. Ломова, Н. Н. Курбет, М. Н. Рыбниковой, О. Д. Дячкина, Е.Ф Платаш и др.

Установлено, что формировать образ профессии у студентов необходимо в процессе профессионального обучения, так как в процессе формирования образа профессии индивид начинает представлять, кем и как он будет работать, возникает некий иерархический процесс, последовательность операций, план реализации профессионального образа.

Яркость, насыщенность, полнота и реалистичность образа профессии у студентов позволит им более успешно справляться с трудными условиями в процессе обучения, а в будущем более эффективно выполнять профессиональную деятельность [7].

Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлении их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов [3].

По мнению Е. Ф. Платаш, при формировании образа профессии важное место занимает профессиограмма специалиста, которая включает в себя сводку сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психологических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации.

В исследовании М. Н. Рыбниковой, формирование образа профессии является динамическим процессом, реализующимся через механизмы профессионального становления и идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом идеалом» при наличии у работников определенной мотивационной направленности и соответствующего уровня профессионально важных качеств [8].

Основное наполнение образ профессии приобретает на стадии профессионального обучения. В это время происходит целенаправленное освоение системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, формирование целостных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формирование профессиональной пригодности к обучению профессии (ближняя цель) и к реальной практической деятельности (отдаленная цель) на основе развития профессионально важных качеств и профессионально ориентированных структур личности. Целенаправленное формирование образа профессии у студентов будет способствовать достижению главной цели политики в области высшего образования — повышению качества выпускаемых специалистов [5].

О. Д. Дячкин считает, что формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые приобретают для него внутреннее значение. При формировании образа профессии происходит преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [3].

Таким образом, формирование образа профессии у студентов необходимо начинать на первых этапах профессионального обучения для того, чтобы повысить уровень знаний о получаемой профессии, сформировать положительное отношение к ней, развить личность профессионала.

Сформированный образ профессии обеспечивает студентам полное и четкое представление о выбранной профессии, повышенный интерес к ней, осознание своего личностного потенциала, пути профессионального развития, возможность карьерного роста после окончания вуза.

Литература:

1.                  Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании /А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm. (дата обращения: 25.08.2014).

2.                  Букреева, И. А., Евченко И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, И. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 309–312.

3.                  Дячкин, О. Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования / О. Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 7. — С.20–22.

4.                  Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

5.                  Зритнева, Е. И. К вопросу о формировании образа профессии у студентов / Е. И. Зритнева, Е. Ф. Платаш // Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008год. Том 2. Общественные науки. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. — 208 с.

6.                  Королькова, С. А. Компетентностный подход в профессиональном обучении / С. А. Королькова // Вестник ВолГУ, 2008–2009. — Серия 6. — Вып. 11. — С. 29–33.

7.                  Курбет, Н. Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Н. Курбет. — М., 2007.

8.                  Рыбникова, М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Н. Рыбникова. — М., 2008.

9.                  Тимченко, И. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебн. пособие для ст-тов пед. учеб. завед. / И. Н. Тимченко. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1997. — 144 с.

10.              Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle