Библиографическое описание:

Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 169-174.

Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п.

В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно. Рассмотрим соотношение поступивших в российскую экономику иностранные инвестиции в таблице 1.

Таблица 1

Поступление иностранных инвестиций по типам

 

2011

2012

2013

 

млн. долларов США

в % к итогу

млн. долларов США

в % к итогу

млн. долларов США

в % к итогу

Инвестиции

190 643

100

154 570

100

170 180

100

из них:

прямые инвестиции

18 415

9,7

18 666

12,1

26 118

15,4

в том числе:

взносы в капитал

9 080

4,8

9 248

6

9 976

5,9

лизинг

163

0,1

3

0

4

0

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

7 495

3,9

7 671

5

14 581

8,6

прочие прямые инвестиции

1 677

0,9

1 744

1,1

1 557

0,9

портфельные инвестиции

805

0,4

1 816

1,2

1 092

0,6

в том числе:

акции и паи

577

0,3

1 533

1

895

0,5

долговые ценные бумаги

219

0,1

282

0,2

186

0,1

прочие инвестиции

171 423

89,9

134 088

86,7

142 970

84

в том числе:

торговые кредиты

27 775

14,6

28 049

18,1

27 345

16,1

прочие кредиты

139 931

73,4

97 473

63,1

113 950

66,9

Анализ представленных данных показывает, что в структуре притока иностранных капиталовложений наблюдаются незначительные отклонения.

Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве. Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2011 г. до 26 118 млн. долларов США в 2013 г. Так же необходимо сказать об увеличении доли прямых иностранных инвестиций в общем иностранных инвестиции с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. Однако в составе прямых иностранных инвестиций наблюдается стремительный рост кредитной составляющей (кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций) с 7 495 млн. долларов США (3,9 %) в 2011 г. до 14 581 млн. долларов США (8,6 %) в 2013 г., а так же инвестиций в основной капитал (взносы в капитал) с 9 080 млн. долларов США (4,8 %) в 2011 г. до 9 976 млн. долларов США (5,9 %) в 2013 г.

Увеличение абсолютных и относительных статистических величин портфельных инвестиций с 805 млн. долларов США (0,4 %) в 2011 г. до 1 092 млн. долларов США (0,6 %) в 2013 г. связано с влиянием множества социально-политических и макроэкономических факторов, которые обусловили ослабление заинтересованности к развивающимся странам для международных инвесторов. Вследствие этого, последние переориентировались на активы развитых стран, в том числе и России, проявив наибольший интерес к спекулятивным фондам на рынке ценных бумаг.

Если рассматривать долю статьи «прочие инвестиции» в общем объеме зарубежного капитала, поступившего в экономику России, то она несущественно изменилась, а именно, в 2011 г. 89,9 % (171 423 млн. долларов США) и в 2013 г. составила 84 % (142 970 млн. долларов США). Тем не менее, за последние годы прочие инвестиции продолжают занимать наибольшую долю в иностранных инвестициях, заодно способствует стремительному росту их поступления в страну. По сути, прочие инвестиции — это внешние коммерческие и банковские кредиты или займы, выдаваемые российским заемщикам, согласно методологии платежного баланса Центрального Банка, а также открытие счетов в национальной валюте в национальных банках иностранными физическими и юридическими лицами, покупка национальной валюты нерезидентами.

Ввиду того, что с каждым годом возрастает долговая зависимость российских банков и компаний от зарубежного капитала, в

,зникают серьезные опасения от сформировавшейся обстановки с иностранными кредитами и займами в экономике. Вдобавок ко всему, неспособность российской банковской системы и финансового рынка к преобразованию временно свободных денежных средств и сбережений в производственные капиталовложения, инвестируемые в отечественные несырьевые отрасли промышленности. Такая ситуация сложилось вследствие следующих причин:

-        слабой конкурентоспособности национальной банковской системы;

-        отсутствия доступа у предприятий к долгосрочным инвестиционным ресурсам по оптимальной процентной ставке;

-        острой необходимости фундаментальной индустриализации и модернизации экономики;

-        замещение трудоемких производств на капиталоемкие производства;

-        инвестирование воспроизводственного процесса реального капитала;

-        введение ресурсосберегающих технологий.

Стоит отметить тот факт, что действительные масштабы иностранных кредитов и займов превышает данные статистического учета Росстата, так как статья «прямые инвестиции» содержит в своей структуре подстатью «кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций», соответственно статья «прочие инвестиции» не учитывает операции международного внутрефирменного кредитования компаниями-нерезидентами своих дочерних компаний, находящихся на территории России. Тем самым, объективно судить о масштабах зарубежных кредитов и займов, поступающих в нашу страну трудно, поскольку согласно официальным критериям Росстата статья «прямые инвестиции» содержит больше половины иностранных инвестиций, на практике являются кредитами и займами.

Перейдем же к рассмотрению распределения иностранных инвестиций по видам экономической деятельности.

Таблица 2

Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, млн. долларов США

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего

190 643

154 570

170 180

Обрабатывающие производства

41 086

49 230

89 789

Оптовая и розничная торговля;

Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

24 456

25 379

31 030

Финансовая деятельность

86 885

43 395

20 121

Добыча полезных ископаемых

18 634

18 504

11 421

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

9 237

10 035

9 717

Транспорт и связь

5 943

4 622

4 759

Строительство

1 958

850

723

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1 425

1 821

1 636

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

638

624

610

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

188

144

87

Гостиницы и рестораны

99

76

59

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

42

177

194

Рыболовство, рыбоводство

25

65

30

Государственное управление и обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение

25

-

-

Образование

2

2

1

За последние несколько лет, согласно данным Росстата (таблица 2), можно сказать определенно, что определенные виды экономической деятельности стали лидерами по привлечению иностранных инвестиций: обратывающее производство; добыча полезных ископаемых; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность.

Проанализируем отраслевую структуру, поступивших иностранных инвестиции в экономику Россию. Как видно из таблицы 1, за период 2011–2013 гг. произошли значительные изменения:

-        возросли вложения в обрабатывающие производства с 41 086 млн. долларов США в 2011 г. до 89 789 млн. долларов США в 2013 г., а также в здравоохранение и предоставление социальных услуг с 42 млн. долларов США в 2011 г. до 194 млн. долларов США в 2013 г., в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 24 456 млн. долларов США в 2011 г. до 31 030 млн. долларов США в 2013 г.;

-        довольно резкое снижение притока инвестиций наблюдается в финансовой деятельности с 86 855 млн. долларов США в 2011 г. до 20 121 млн. долларов США в 2013 г. и в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении с 25 млн. долларов США в 2011 г. до 0 долларов США в 2013 г., подобная тенденция наблюдается в добыче полезных ископаемых с 18 634 млн. долларов США в 2011 г. до 11 421 млн. долларов США в 2013 г., транспорте и связи с 5 943 млн. долларов США в 2011 г. до 4 759 млн. долларов США в 2013 г., строительстве с 1 958 млн. долларов США в 2011 г. до 723 млн. долларов США в 2013 г., предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг с 188 млн. долларов США в 2011 г. до 87 млн. долларов США в 2013 г., гостиницы рестораны с 99 млн. долларов США в 2011 г. до 59 млн. долларов США в 2013 г.

-        остальные виды деятельности несущественно изменились, так операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг в 2011 г. привлекло 9 237 млн. долларов США, а в 2013 г. 9 717 млн. долларов США; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2011 г. привлекло 1 425 млн. долларов США, а в 2013 г. 1 636 млн. долларов США; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в 2011 г. привлекло 638 млн. долларов США, а в 2013 г. 610 млн. долларов США; рыболовство, рыбоводство в 2011 г. привлекло 25 млн. долларов США, а в 2013 г. 30 млн. долларов США; образование в 2011 г. привлекло 2 млн. долларов США, а в 2013 г. 1 млн. долларов США.

Вызванное столь сильное увеличение притока иностранного капитала в обрабатывающие производства можно объяснить тем, что обрабатывающие производства особо перспективные и развивающееся виды деятельности в современных условиях российской экономики. Именно в этих отраслях реализуются наибольшее число инвестиционных проектов, которые и привлекают иностранных инвесторов, что, соответственно, повлекло отток инвестирования из других сфер экономической деятельности.

Для наглядности, проиллюстрируем данные таблицы 1 в виде диаграмм в процентном соотношении от общей суммы за год за 2011–2013 гг. (рис. 1).

Вполне очевидно из диаграмм, что страновая структура иностранных инвестиций по отраслям за последние три года нерациональна и значительно изменилась.

Диаграммы демонстрируют динамику увеличения доли обрабатывающих производств с 22 % в 2011 г. до 54 % в 2013 г. в структуре иностранных инвестиций, как уже говорилось выше, это вызвано реализующимися инвестиционными проектами в этой отрасли, а также уменьшением доли в общей структуре финансовой деятельности. По причине активной деятельности международных агентов розничных сетей заметно возрастание доли оптовой и розничной торговли с 13 % в 2011 г. до 18 % в 2013 г.

Рис. 1. Структура иностранных инвестиции по видам экономической деятельности, %

Сокращение доли добычи полезных ископаемых в общей структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности с 10 % в 2011 г. до 7 % в 2013 г. довольно предсказуемо, ввиду принятия Федерального закона № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который жестко ограничивает участие иностранного капитала в сырьевых отраслях страны.

Ввиду закрытия нескольких крупных операций с недвижимостью, при участии иностранного капитала, в начале 2013 г. позволило увеличить долю операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в составе иностранных инвестиций по видам экономической деятельности с 5 % в 2011 г. до 6 % в 2013 г.

Сектор транспорта и связи остался неизменным на протяжении всех трех лет и составляет 3 %, тем самым демонстрируя стабильный интерес зарубежных инвесторов к российскому рынку связи и транспортных средств.

Как уже отмечалось ранее, страновая структура иностранных инвестиций по отраслям нерациональна, что крайне невыгодно сказывается для российской экономики. Концентрация зарубежного капитала только в определенных видах экономической деятельности не дает возможности для развития других сфер экономики страны. Соответственно, возникает необходимость в разработке новых механизмов или моделей с целью привлечения иностранных инвестиций в определенные виды экономической деятельности для того, чтобы скорректировать поток инвестирования в благоприятном направлении для развития бизнеса в России и позволить российским предприятиям выйти за пределы внутреннего рынка.

Таблица 3

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам, млн. долларов США

 

2011

2012

2013

Всего инвестиций, включая объем иностранных инвестиции из государств-участников СНГ

190 643

154 570

170 180

из них по основным странам-инвесторам

76 735

84 036

115 850

в том числе:

Кипр

20 268

16 455

22 683

Нидерланды

16 817

21 126

14 779

Люксембург

4 682

11 523

16 996

Китай

1 888

740

5 027

Великобритания

13 104

13 490

18 862

Германия

10 264

7 202

9 157

Ирландия

2 033

4 671

6 757

Франция

4 353

4 193

10 309

Япония

1 243

1 135

2 624

Согласно представленным сведения Росстата за последние годы, ведущими странами-инвесторами в экономику Россию, доля которых в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет 80 %, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция.

Представим показатели таблицы 2 в виде диаграммы для демонстрации динамики накопленных иностранных инвестиций за в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг.

Рис. 1. Динамика накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг.

По данным таблицы 2 и рисунку 1, можно проследить динамику иностранных инвестиций в экономику России по отдельным странам-инвесторам. Как видно из отображенных сведений, ведущей страной-инвестором в 2013 г. был Кипр, от которого поступило 22 683 млн. долларов США. Сложившаяся ситуация не является благоприятной, ввиду того, что Кипр входит в список оффшорных зон, сочетая великобританское законодательство и местные нормы гражданского права. Однако о подобном иностранном инвестировании нельзя говорить как о надежном показателе инвестиционной привлекательности России. Вследствие того, что инвестирование происходит не в итоге формирования благоприятного инвестиционного климата, а в результате неудовлетворительных условий ведения коммерческой деятельности, предприниматели регистрируют свои организации в оффшорных зонах и оттуда инвестируют обратно, в российскую экономику. Из чего можно заключить, что такой показатель, как привлеченные иностранные инвестиции, нельзя использовать в качестве оценки эффективности функционирования экономики.

На втором месте среди стран-инвесторов иностранных инвестиций в экономику Россию в 2013 г. была Великобритания, объем инвестирования, которой составил 18 862 млн. долларов США по сравнению с 2011 г. 13 104 млн. долларов США. Аналогичная ситуация отмечается в Китай, Германия, Ирландия, Франция, Япония и объясняется тем, что на российском рынке существуют более 5 000 иностранных компаний, которые основательно зафиксировались, такие как «Би-Пи», «Шелл» и т. п. Кроме того, существует несколько перспективных проектов, направленных на привлечение иностранных капиталовложений, например, Олимпийских игр в Сочи 2014, ФИФА 2018, Программа модернизации российских железных дорог и Сколково.

Люксембург занял третье место среди иностранных инвесторов в экономику Россию в 2013 г. и составил 16 996 млн. долларов США по сравнению с 2011 г. 4 682 млн. долларов США. Такому резкому увеличению инвестирования в 3,6 раза может быть причина тесного экономического сотрудничества Люксембурга и России, а именно, совместные проекты в различных видах экономической деятельности: медицина и здравоохранения, металлургии, новых технологий, финансовой сферы, энергетики, связи и информатизации, автомобильной промышленности. Также необходимо отметить, что Люксембург, Ирландия и Нидерланды активно применяются в бизнес-схемах российских предприятий, хотя они и не входят в перечень оффшорных зон. Данные страны постоянно используются для регистрации компаний специального назначения и основания материнских компаний в целях осуществления проектного финансирования. Этот выбор продиктован прозрачностью законодательства и удобством правовой системы перечисленных стран. Кроме того, Нидерланды используют как переходный элемент между российской компанией и компанией, находящейся в оффшорной зоне — Антильские острова, которые входят в состав Нидерландов. К тому же, Нидерланды занимают четвертое место по количеству денежных средств, вложенных в экономику России 14 779 млн. долларов США в 2013 г., что немного меньше, чем было в 2011 г. 16 817 млн. долларов США.

В итоге анализирования данного вопроса необходимо отметить, что около 50–60 % всех инвестиций, поступающих из-за рубежа, по происхождению являются российскими, хотя официально считаются иностранными. А вот почти 90 % всех иностранных инвестиций, при более тщательном рассмотрении, оказались зарубежными кредитами и займами и не направляются на модернизацию отечественной экономики и основные фонды России. Помимо этого, меньшая часть зарубежных инвестиционных ресурсов направляется в основной капитал, при этом основная часть распределяется на следующее: реализацию финансовых спекуляций, реинвестирование предыдущих кредитов и займов, расширение оборотного капитала, увеличение материально-технических запасов.

На протяжении уже нескольких лет существуют ощутимые структурные диспропорции в экономике России, нефтегазовая зависимость бюджета и промышленности, несовершенство законодательства, дисбаланс в развитии финансовых институтов и надзора. Все это усиливает процессы дезинтеграции и деиндустриализации отечественной экономики, в свою очередь, провоцируя последующую дезорганизацию воспроизводственного и научно-технического потенциала страны. Казалось бы, с помощью иностранных капиталовложений можно справиться с отраслевой диверсификацией экономики и ее сырьевой ориентированности, в сторону высокотехнологичных и наукоемких секторов. Однако, судя по данным Росстата, представленных в таблицах 1 и 2, внешних инвесторов привлекают лишь те виды экономической деятельности и индустрии, которые обеспечат доход в короткий срок.

Если положение дел не изменится кардинально в ближайшее время, то вероятнее всего, наступят нижеперечисленные события: усилится долговая зависимость от внешнего капитала; рост убытков, вследствие участия в системе неравноценного внешнеэкономического обмена; интенсивное развитие офшоризации российской экономики; зависимость отечественной экономики от транснационального капитала; десуверенизация государства; радикальное расхождение интересов международных инвесторов с приоритетными задачами развития государства.

При всем этом, Россия все еще не лишена потенциала в привлечении внимания участников инвестиционного процесса к увеличению инвестирования в основные фонды государства, по средствам: усиления финансового надзора; ужесточения валютного законодательства; принятие мер по прекращению незаконного вывоза капитала; увеличение собираемости налогов, но ни в коем случае не увеличение размера налогов; ограничения величины нецелевого использования бюджетных средств; ликвидации незаконной предпринимательской деятельности и теневой экономики; повысить прозрачность режима ведения бизнеса, т. е. декриминализация экономики; демонополизации экономики; более четкой согласованности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики; ликвидации такого явления как коррупция; устранение административных барьеров для ведения бизнеса; внедрения новых механизмов направления иностранного инвестирования в актуальные для экономики отрасли.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов. [1, с. 16] Предположить сколько для этого потребуется России достаточно сложная задача, так что остается надеяться,,,,, на то, что у российской экономики их будет достаточно.

Литература:

1.                  Конструирование и реализация инновационных финансовых продуктов / А. А. Аюпов. — М.: NOTA BENE, 2007. — 220 с.

2.                  Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.07.2014 г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle