Библиографическое описание:

Боранукова Н. О. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 258-259.

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Ключевые слова: творческое саморазвитие личности, среднее профессиональное образование, творческость, творческая активность, развитие личности.

Преобразования глобального характера, происходящие сегодня в нашей стране и в мире, обусловлены, прежде всего, гуманизацией общественной жизни, что, несомненно, требует переориентировать педагогическую теорию и практику на человека, его саморазвитие в процессе активной, творческой, созидательной жизнедеятельности. Ускоряющийся темп жизни вынуждает современного человека реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто он бывает не готов к ним. Чтобы адекватно реагировать на те, или иные изменения, личность должна активизировать весь свой творческий потенциал, развивать в себе творческость.

Такой подход становится возможным, когда образование, которое строится на принципиально иных приоритетах в обучении и воспитании подрастающего поколения, формирует гармоничную, социально активную творческую личность, способную самостоятельно принимать решения, быть ответственным за их реализацию и предполагает постановку, а так же решение целого комплекса новых задач:

-               разработку новой парадигмы образования, имеющую в основе личностное развитие;

-               осознание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности;

-               признание разностороннего развития личности, понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости для её реализации духовных затрат и самосовершенствования личности [1, с. 134].

Решение указанных задач ннепосредственно связано с реализацией такой педагогически важной задачи как творческое саморазвитие личности во всех звеньях образовательной системы, в том числе в системе среднего профессионального образования. Роль данной системы образовании значительно возросла в настоящее время, в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации и является одним из основных каналов подготовки молодого поколения в качестве квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников.

Термин «творческое саморазвитие» рассматривается с различных позиций, представленных в исследованиях многих ученых.

Так, например, Н. Д. Толстолуцких определила сущность творческого саморазвития как самодвижущийся и саморазвивающийся процесс изменения личности, возникающий в результате внешних и внутренних воздействий в разнообразных видах деятельности [4].

В. И. Андреев считает, что творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации направлен на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самооценка, творческая самореализация и самосовершенствование личности. В связи с этим неизмеримо возрос интерес педагогики к исследованию процесса творчества как ключевому понятию в структуре саморазвивающейся личности, появилась потребность осмыслить проблему творческого саморазвития с позиций педагогики [2]. Обеспечение перехода от субъект-объектной к субъект-субъектной позиции на основе стимулирования процессов творческого саморазвития личности обучающегося становится актуальной проблемой современного образовательного процесса.

По мнению А. И. Шаршова творческое саморазвитие личности представляет собой «интегральный творческий процесс сознательного целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне и активно творчески воспринятых внешних факторов» [5].

У А. И. Шаршова ценной является также мысль о том, что при саморазвитии человек приобретает много новых качеств и способностей, которыми раньше не обладал. Во-первых, данная идея демонстрирует, что понятие «саморазвитие» является более широким, чем краеугольный камень западной гуманистической психологии — самоактуализация, поскольку утверждается развитие не только изначально заложенных качеств и возможностей, но и приобретение новых, ранее не имеющихся; во-вторых, устанавливает непосредственную связь саморазвития с творчеством, так как в данном процессе происходит создание чего-то нового, качественное изменение личности, преобразование в «другое существо» [5].

Как считает П. П. Блонский, основой учебного процесса является деятельность самого обучающегося, «постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя». При этом саморазвитие личности объясняется активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром, обогащающим эмоционально-потребностную сферу личности социально-культурологическим содержанием [3, 121].

Процесс творческого саморазвития, основанный на решении личностью постоянно усложняющихся творческих задач, имеет ряд существенных черт, главными из которых, по мнению исследователей данной проблемы (В. И. Андреев, В. С. Библер, В. А. Караковский, С. Ю. Курганов, А. Н. Тубельский и др.), являются:

-        изменения в личностной сфере детерминируются не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя;

-        изменения происходят не только в мотивационной, познавательной и интеллектуальной сферах личности, но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, саморегуляции, самореализации.

В рамках выделенных подходов творческое саморазвитие следует рассматривать, как многоаспектное явление, отражающее: 1) процесс, в ходе которого личность познаёт, творчески преобразует, развивает и совершенствует себя; 2) особый вид деятельности, имеющий ярко выраженный творческий характер; 3) интегративное образование, включающее в себя развитие личности как целостности; 4) определённую линию поведения учащихся профессионального лицея в процессе их деятельности и общения, направленную на становление жизненной позиции и ценностных ориентаций.

Творческое саморазвитие охватывает все сферы личности: мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую; этот процесс поднимает на новый уровень функционирования самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализацию и самосовершенствование личности.

В структуре творческого саморазвития нами выделяются следующие компоненты: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творческий и аналитический.

Ценностный компонент — охватывает систему ценностных установок, убеждений, взглядов, принципов, определяющих отношение к себе как к развивающейся личности, что обуславливает процесс саморазвития и творческого подхода к нему.

Мотивационный компонент — включает в себя формирование потребностей, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к творческому процессу саморазвития, а также развитие потребностей личности в творческой самореализации. Когнитивный компонент — включает совокупность знаний, умений, навыков усвоения знаний о себе, углубление представлений об образе «Я», об отношениях между людьми, о творчестве и его связи с деятельностью, о процессах самосовершенствования и саморазвития.

Деятельностно-творческий — охватывает способность к продуктивному самоизменению, созданию качественно нового, оригинального в образовательной деятельности и проявление активности в восприятии нового.

Аналитический компонент — включает в себя правильное восприятие себя и других в деятельности, оценивание себя и других, спокойное восприятие ошибок в фактах и логике рассуждений. Каждый компонент творческого саморазвития предполагает развитие определённых умений личности. Несформированность умений — одного из компонентов — приводит к замедлению, к рассогласованности в творческом саморазвитии.

Современные условия развития учащейся молодежи требуют мобилизации внутренних ресурсов личности, активности и самостоятельности человека. Это может быть обеспечено социально-культурными условиями жизни человека, содержанием и качеством того образовательного пространства и той образовательной среды, в которой происходит становление личности обучающегося и обогащение его человеческой индивидуальности. В сфере среднего профессионального образования значимыми становятся приобретение обучающимися не только определенных профессиональных знаний, умений, навыков, что, несомненно, важно, но и развитие постоянного стремления к творческому саморазвитию, мотивации в самосовершенствовании, что делает будущего специалиста более гибким, динамичным в русле постоянных социальных, экономических, политических, культурных преобразований, востребованным на рынке труда.

Литература:

1.      Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.

2.      Андреев, В. А. Педагогика творческого саморазвития / В. А. Андреев. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. — Кн.1. — 617 с.

3.      Блонский, П. П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т., Т.1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

4.               Толстолуцких, Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. П. Толстолуцких. — Саратов, 1997. — 22 с.

5.      Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И. А. Шаршов. — Тамбов, 2003. — 198 с.

Похожие статьи

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Применение исследовательско-поисковых методов обучения в профессионально-политехнической подготовке учащихся среднего профессионального образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Применение исследовательско-поисковых методов обучения в профессионально-политехнической подготовке учащихся среднего профессионального образования