Библиографическое описание:

Сандовская Т. Е. Условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 6-8.

В статье на основе анализа проблем современной оценки и отметки раскрыты условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности. По результатам проведенного педагогического эксперимента автор делает выводы о необходимости организации оценочной деятельности подростков на уроках.

Ключевые слова: отметка, оценка, критериальная оценка, оценочная деятельность, оценочная самостоятельность.

«Оценка человека не может завить от того,

что от него не зависит»

Тадеуш Котарбиньский

За последнее годы произошли значительные изменения в организации учебного процесса: изменились цели школьного образования и характер итоговой аттестации учащихся (введение ЕГЭ). В школу пришли новые технологии, предполагающие оценивание не только конечного результата, но и самой деятельности учащихся.

В современных условиях традиционная школьная отметка не может выполнять ни внутреннего мотивирующего стимула, ни развивать внешнюю мотивацию учения. Важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась в интересах развития ребенка. Для этого оценка должна быть адекватной, объективной и справедливой. Значимо формирование универсальных учебных действий, в том числе развитие умения учащихся оценивать самого себя и свою деятельность. Возникает необходимость в создании условий для формирования оценочной самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Под оценочной самостоятельностью мы понимаем способность ученика анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, проявляя тем самым субъектную позицию в образовательном процессе [1]. Оценочная самостоятельность включает две составляющих: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы (процесса и результата) и владение способами оценивания. 

Формирование оценочной самостоятельности осуществляется целенаправленно и поэтапно: вызов (активизация и мотивация учащегося); осмысление новой информации;  рефлексия. Эти основные этапы урока вводят ученика в ситуацию критического мышления, что позволяет ему не только формировать свою точку зрения, но и давать самооценку своей деятельности. Процесс формирования оценочной самостоятельности характеризуется переходом от репродуктивного способа обучения к продуктивному, преобразующему, и далее – к творческому.

Для формирования оценочной самостоятельности подростков важны критерии оценивания процесса и результатов деятельности. Этот процесс характеризуется постепенной передачей контрольно-оценочных механизмов от учителя к обучающимся. Критерии оценивания выполняют функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах, и оценка становится очевидной и понятной. При этом даже самые неудовлетворительные результаты работы воспринимаются учеником как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Исходя из структуры учебной деятельности подростков, в ходе практики мы использовали следующую логику формирования первоначальных навыков оценочной самостоятельности девятиклассников: выявление уровня сформированности самооценивания учащихся; анализ требований к результатам учебной деятельности; установка требований к учебному заданию и критериев выполнения работы; установка контроля процесса обучения и результатов деятельности ученика; использование приемов рефлексии.

В ходе констатирующего эксперимента мы использовали анкету И.Б. Умняшовой с целью получения информации об особенностях отношения учащихся к отметке, выделения учащимися функций школьной отметки, понимании различий между школьной отметкой и оценкой учебной деятельности, динамике восприятия школьной отметки в разном возрасте, оценке эффективности педагогических отметок [2].

Результаты анкетирования показали, что в восприятии учащихся нет четкой границы между понятиями «оценка» и «отметка». Отметка воспринимается учащимися, прежде всего, как оценивание педагогом учебной деятельности или оценка уровня развития личности. При восприятии школьной отметки 56% девятиклассников выделяли ее стимулирующую функцию. Большая же часть шестиклассников (75%) воспринимали ее как необходимый элемент учебного процесса. «Справедливая» отметка для учащихся 6-х и 9-х классов неоднозначна. Для 80% шестиклассников значимы «4» и «5». В то время, как для 80% девятиклассников «справедливая» отметка та, которую заработал.

С возрастом в процессе обучения увеличивается понимание критериев оценивания учебной деятельности, и ребенок становится субъектом ситуации оценивания, его восприятие этой ситуации более осознанно и подчинено процессам осознанной саморегуляции. У  65% девятиклассников собственная отметка не совпадает с отметкой учителя.

Большинство учащихся 6-х классов испытывают тревожные, волнительные переживания: волнение – 63%, страх – 18%. В то же время у 52% девятиклассников сформирована защитная реакция на ожидание неудачи и более четкое понимание критериев оценивания учебной деятельности.

Таким образом, что в естественных условиях изменяется отношение к школьной оценке от эмоционально-тревожного к формально-нормативному. В восприятии учащимися оценок/отметок отражаются реально существующие проблемы оценивания учебных результатов, что проявилось в снижении значимости отметки, изменении отношения к ней.

Подтверждение полученных результатов было получено в ходе дискуссии. Девятиклассникам были заданы вопросы о важности оценки/отметки и роли 5-ти бальной системы оценивания. Учащиеся чувствовали себя свободно, не боялись высказываться. Большинство подростков отметило значимость критериев оценки. При этом критериями отметки, по их мнению, должны выступать: знания (демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях), исследование (исследует задачу),  коммуникация (передает информацию, используя, научную терминологию), рефлексия (размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения). Подростки демонстрировали стремление к адекватной оценке своей деятельности и результатов.

Формирование оценочной самостоятельности подростков осуществлялось нами на уроках английского языка в 9 классе по УМК В.П. Кузовлева «English – 9». Мы задействовали три вида рефлексии: на организацию деятельности, эмоциональный фон и учебные достижения.

Так на этапе рефлексии на уроке по теме «Health habits in Britain and Russia» был обобщен изученный материал и сделаны  выводы по учебной теме при помощи вопросов на усвоение содержания. В ходе этапа рефлексии более 50% девятиклассники понимали учебную задачу урока и контролировали ход выполнения работы в соответствии с предъявленными требованиями. При высказывании своего мнения им не хватало свободного владения английским языком, что показывали их ответы отдельными группами слов, а не цельными предложениями. Недостаточное владение лексическим запасом определяло дальнейшие действия девятиклассников.

На этапе рефлексии на уроке по теме «Product’s myths and facts» выявлялся эмоциональный фон настроения и эмоционального состояния. Ответы девятиклассников показали, что они понимали учебную задачу, оценивали результаты учебной деятельности, выявили проблемы собственной учебной деятельности и установили их причины. Наблюдением зафиксировано, что девятиклассникам было непривычно открывать свои эмоции, но для них это значимо. Благодаря данному приему рефлексии педагог смог установить более доброжелательные, заинтересованные отношения с классом.

На этапе рефлексии урока по теме «Influence of the environment» были выявлены основные проблемы организации работы при помощи вопросов на успешность деятельности с учетом предлагаемых критериев. Это помогло ученикам оценить свои результаты, определить границу знания/незнания, компетентности/некомпетентности. Девятиклассники знали свои способности, поэтому оценка собственной работы на уроке у значительной части учащихся была адекватной.

Так же в ходе практики использовались такие приемы рефлексии, как  «Незаконченные предложения», «Плюс, минус, интересно», «Синквейн», «Комплимент» и др.

Результаты опытной работы показали, что использование приемов рефлексии помогло девятиклассникам научиться понимать, какие виды учебной деятельности даются им легко, а над какими необходимо работать, четко ставить цели и задачи, понимать критерии оценки, быть полноценными участниками процесса оценивания и осознавать значимость своей работы на уроке.

По результатам практики составлены рекомендации прикладного характера, в том числе:

– постановка перед школьником задачи оценивания собственной деятельности, формирование у него стремления к улучшению своих результатов;

−      самооценка ученика предшествует оценке учителя: педагог соглашается с ней и/или вносит свои коррективы;

−     создание ситуации успеха, в которой подросток может проявить себя;

−     специальная организация педагогом оценочной деятельности учащихся: использование различных форм оценивания, наводящих вопросов; развернутый комментарий; критериальная отметка и пр.;

−     учебное сотрудничество, для которого характерно взаимное уважение, принятие, доверие, выбор слов и выражений, которые звучат уважительно по отношению к чувствам и идеям ученика, положительное подкрепление, похвала за грамотное оценивание своей деятельности; стимулирование познавательной активности;

−     при использовании методов взаимооценивания и самооценивания работа оцениваться по заранее определенным критериям. При оценивании работ других есть возможность увидеть ошибки в своей работе и при необходимости исправить их.

Таким образом, формирование у подростов оценочной самостоятельности на уроках будет успешным, если соблюдены следующие условия: на уроках поддерживается атмосфера, позволяющая видеть и адекватно оценить процесс и результаты своей деятельности; использование приемов всех видов рефлексии. Соблюдение данных условий способствует переходу от внешнего управления к самоуправлению оценочной деятельностью учащихся.

Литература:

1.    Цукерман, Г.А. Оценочная самостоятельность как цель школьного образования [Текст] / Г.А. Цукерман. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http:// 87.103.175.205/materials/.../Оценочная%20самостоятельность.doc‎

2.    Умняшова, И.Б. Психологической сущность отметки в современном образовании [Текст] / И.Б. Умняшова // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 3 (8). – С. 49-53.

Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, оценочной самостоятельности, формирования оценочной самостоятельности, оценочной самостоятельности подростков, оценочной деятельности, Формирование оценочной самостоятельности, оценивания учебной деятельности, результаты учебной деятельности, оценочной деятельности подростков, оценочной самостоятельности учащихся, деятельности учащихся, оценочной деятельности учащихся, критериев оценивания учебной, школьной отметки, оценочной самостоятельности девятиклассников, результатов деятельности, учебной деятельности подростков, культуры оценочной деятельности, результатам учебной деятельности, педагогом учебной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle