Библиографическое описание:

Балабин Н. А., Белокопытов Н. Ф. Формирование навыков здорового образа жизни студентов через реализацию проекта «Здоровая молодежь» // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 4-6.

В статье освещается вопрос о здоровье молодежи, приводятся итоги научного исследования и даются рекомендации по поддержанию здорового образа жизни молодёжи. Инновационным подходом к исследованию стало оформление его в виде проекта.

Ключевые слова:реализованный проект, патриотизм, здоровый образ жизни, интерактивные методики.

С 2005 года в колледже реализуется проект «Центр-Культура», включающий в себя деятельность творческих объединений преподавателей и студентов колледжа по различным направлениям государственной молодежной политики, в том числе реализацию проекта «Здоровая молодежь».

Проект учебного заведения «Здоровая молодежь» существует с 2011  года.

Каким образом появилась идея проекта и каковы некоторые итоги его реализации?

Обобщая направленность любого проекта, программы, можно сказать, что основные решаемые проблемы – это повышение активности молодежи, достижение позитивного результата, ценностный аспект. В этой связи любая из составляющих проекта (целеполагание, механизмы, технологии) становятся инновационными, т.к. необходимо действовать в условиях неопределенности современного мира. Конечно, в колледже, как и упоминалось, реализовывается не один проект. Но для дальнейшего развития мобильности молодежи стали  искать новые пути для изменения микросообщества, а в итоге и  всего общества, к лучшему. Цель остается прежней: воспитание гражданина своей страны, который должен стать не только трудовой единицей, но и полноценным членом общества; здорового физически.

Что удалось выяснить? В колледже 60 % обучающихся из семей неблагополучных, малообеспеченных, неполных, а также сирот. Результаты анкетирования показали, что студенты, выбравшие технические специальности, в большей степени не обладают достаточной общегуманитарной основой мышления. Беседуя с молодежью, определили группы обучающихся, которые предпочитают интеллектуальный труд физическому, и наоборот. В силу низкого материального положения студенческой среды колледжа обучающиеся не всегда могут принять участие в городских, краевых мероприятиях.

Полученные фактические материалы позволили сделать выводы:

- студенты из семей низкого социального уровня особенно нуждаются в духовной и материальной поддержке;

- обучающиеся по техническим специальностям должны осознанно подходить к выбору своей профессии, понимать ее социальную значимость;

- обучающиеся заинтересовались возможностью участвовать в мероприятиях,  направленных на формирование патриотического чувства и навыка ЗОЖ, куда будут привлечены студенты разных интересов, предпочтений.

Новый проект, включающий в себя традиционные подходы реализуемых в колледже, получил название «Здоровая молодежь» (как это ни старо, «здоровая телом и духом») с девизом: «Святая святых – это мое тело, здоровое, сильное; ум, совесть, свобода».

В соответствии с идеями проекта были разработаны цели задачи:

- создание студенческого центра для проведения универсальных мероприятий, обеспечивающих формирование сознания по патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни;

-          обеспечение  условий для совершенствования социальной активности (человек - гражданин, - семьянин, - работник и работодатель,  - родитель;личность безопасного поведения)молодежи;

-          совершенствование работы по патриотическому воспитанию в колледже;

-          вовлечение представителей студенческой молодежи из других учебных заведений для объединения с целью создания условий для формирования позитивного мышления молодежи запросами общества и ожиданиями молодежи;

- разработка цикла мероприятий, формирующих мышление по патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни   одновременно;

- применение интерактивных методик (например, пешие экскурсии с мини-лекциями, чтением стихотворений) при проведении мероприятий.

С какими трудностями мы столкнулись, и что позволило стать проекту эффективным?

Какие механизмы в этой ситуации действовали?

Для выполнения задач проекта МОО:

- участвует в мероприятиях на уровне колледжа, города, края, России;

- организовывает и проводит мероприятия в учебном заведении;

- взаимодействует с представителями других МОО г. Хабаровска, государственными учреждениями по борьбе с вредными привычками, организациями,  действия которых направлены на формирование мотивации ЗОЖ, чувства патриотизма.

Планирование работы заключалось в том, чтобы предусмотреть мероприятия по двум направлениям деятельности одновременно:

- 1 сентября (введение физкультминутки, презентация проекта МОО на линейке);

- 2 сентября (встреча с ветеранами; проведение физкультминутки; знакомство с планом работы по проекту);

- 15 сентября (старт эколого-спортивного фестиваля «Очей очарованье»: изготовление поделок из природных материалов, поэтические экскурсии с чтением произведений о родной природе, хоровым исполнением песен об осени; спортивные мероприятия на улице; пешие прогулки в Парк Северный, к кинотеатру «Хабаровск»; занятия на тренажерах в парке; проведение акций: «Стартуй к здоровью» (раздача листовок на улицах по дороге к храму, остановках);

- 20 октября (учебная игра «Хабаровскому краю посвящается…»: станции «Олимпийская», «Паралимпийская», «ЗОЖ» (занятия с педагогом-психологом), «Литературная» (конкурс «Восточные стихи» о ЗОЖ» и др.);

30 октября, 30 апреля (День здоровья в колледже: спортивные игры, интеллектуальные викторины о малой родине; презентация молодежного фитнес-клуба образовательного учреждения; подведение итогов эссе «Здоровье – это жизнь!» или «Нет вредным привычкам»);

- 15 ноября (Всемирный день отказа от курения: антиникотиновый кросс; анализ списков студентов «курящих-некурящих», итогов сочинений  «Письмо курящему другу»; посещение мероприятия КГКУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр»);

- 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом: конкурс СМС-сообщений «Как противостоять?»; «Веревочный курс»);

- 3 декабря (Международный день инвалидов: «Физкультминутка для всех» в спортзале колледжа; проведение акций в пользу детей-инвалидов (изготовление кукол-оберегов для подарков), изготовление листовок, плакатов, памяток студентами «Мы – за ЗОЖ»;)

- 14 февраля (конкурс мини-сочинений «Что такое любовь»; анкетирование «Какой информации мне не хватает для снижения рискованного поведения молодежи»; взаимодействие с добровольческим отрядом «Щит» для проведения акции на улицах города);

- 21февраля (лыжный переход «Волочаевская лыжня» и участие в конкурсе «А ну-ка, парни!», а также «Поздравительная открытка «Защитникам Отечества»; организация спортивного комментирования);

- 6 Марта («Поэтическая пятиминутка» и участие в спортивном конкурсе «А ну-ка, девушки!»: организация спортивного комментирования);

- участие в шествии 1 Мая (организация студентов для шествия; мини-конкурс «Песни о Великой Отечественной войне» - хоровое исполнение в группах 1-го курса; проведение акций «Вся правда о туберкулезе», «Белая ромашка»; изготовление цветков);

- 7-9 Мая (участие в параде на площади им. Ленина, встречи с ветеранами; проведение мини-соревнований под эгидой ветеранов; флэш-моб «Мы победили»);

- 31 мая (участие в шествии  ко Дню города; проведение викторины; подведение итогов эссе «Выбор: здоровье/вредные привычки»; участие в проекте «Группы, свободные от курения»);

- 1 июня (проведение  мини-конференции «Мы – за ЗОЖ»; пешая экскурсия);

- 22 июня (вечер-встреча с ветеранами клуба «Морская гвардия», спортивная игра «Солдатами не рождаются»).

Проект предполагает участие в мероприятиях министерства образования и науки Хабаровского края, молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края, МКУ «ГЦОД», администрации Северного округа, Министерства образования и науки Российской Федерации, Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, Регионального управления Хабаровского края по контролю за оборотом наркотиков, КГКУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр», КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», совета директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Хабаровского края, КГБОУ ДПО «ХКИРО», оргкомитета Дальневосточного фестиваля «Студенческая весна», КГБОУ «ХКЦРТДиЮ», клуба ветеранов Великой Отечественной войны «Морская гвардия», участников войн в Афганистане, Чечне «Боевое братство» и другое.

Итак, реализация проекта способствовала:

- обеспечению занятости молодежи (в мероприятиях в качестве выступающих на сцене участвуют до 40 человек, пеших экскурсиях – до 100 человек, деловых играх – до 160);

- реализации их творческих способностей (например, за 2013 год добровольцы завоевали 50 грамот на уровне города, края и 50 в колледже, не считая спортивных состязаний);

- увеличению охвата молодежи мероприятиями (увеличилось количество участников МОО, привлеченных);

- повышению внимания студентов к духовной сфере жизни человека, проявлению интереса к тому, что делают члены центра;

- применению интерактивных методик, когда обучающиеся и все желающие совершали активные действия (участвовали в пеших экскурсиях, читали стихи, пели хором песни, трудились на субботниках, очищали автобусные остановки и др.).

Каждый год видоизменяется реализация проекта. Прибывают новые лица, со своими находками и идеями. Незыблемой остается основа: соответствие целям и задачам приоритетных направлений молодежной политики.

Литература:

1.      БЭС. Риджест Дайджест. – М., 2009.

2.      Энциклопедия школьника. Риджест Дайджест. – М., 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle