Библиографическое описание:

Федоров В. А. Сельский туризм как основной путь развития внутреннего и въездного туризма страны // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 236-238.

Одним из направлений развития внутреннего и въездного туризма является развитие сельского туризма. Общепринятое определение данного вида туристской деятельности, выглядит следующим образом: сельский туризм — это путешествия граждан из постоянного места жительства в сельскую местность с размещением в сельских гостевых домах, сельских усадьбах и на фермах с туристскими целями и без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания.

Деятельность в сфере сельского туризма является предпринимательством, в котором сельские жители сдают туристам в наем свои жилые помещения, либо «гостевые» дома, извлекая при этом доход.

Разновидностями сельского туризма являются аграрный и фермерский туризм. Аграрный туризм включает все, что связано с сельскохозяйственной деятельностью, с определенными событиями, праздниками, музеями, посвященными производству сельскохозяйственных продуктов и с традициями и обычаями данного региона. Фермерский туризм включает все, что непосредственно связано с определенной фермой, независимо от проживания, посещение фермы проездом с остановкой в ней на обед, некоторые развлечения и тому подобное. Таким образом, если не вдаваться в тонкости и детали существующих зарубежных моделей, по-разному определяющих этот вид деятельности, можно считать понятия сельского, аграрного и фермерского туризма синонимами.

Интерес к сельскому туризму в мире повсеместный, причем каждая страна стремится создать собственную национальную модель развития сельского туризма.

Причинами быстрого развития сельского туризма является кризис в сельскохозяйственном секторе и рост органического строения капитала в сельском хозяйстве. Рост органического строения капитала приводит к повышению производительности труда и к уменьшению рабочих мест, а это в деревнях приводит к безработице. В условиях глобализации рынка для многих сельских регионов Европы сельское хозяйство перестало быть самой важной формой использования земли. Все это послужило необходимость искать новые виды деятельности, которые бы с одной стороны заменили, а с другой или дополнили сельскохозяйственную деятельность. И все это в первую очередь, чтобы сохранить труд, если хотите не в последнюю очередь и в воспитательных целях новых поколений.

Поиск подходов в решении этой задачи объясняет повышенную заинтересованность к сельскому туризму, что при быстром развитии может оживить много сельских регионов. Сельский туризм также позволяет найти средства и способы для сохранения природы. Во многих странах развитие этого вида туризма стало главным направлением охраны и воссоздания национальных сельских ландшафтов — именно таким образом удалось сберечь прекрасные альпийские луга Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии.

В европейских странах государство активно участвует в развитии сельского туризма. Так, например, «в Венгрии у хозяина, принимающего отдыхающих, доходы от 10 кроватей не облагаются налогом; в Румынии рассматривается вопрос об освобождении от налогов таких хозяев в течение 15 лет; в Австрии крестьяне, которые занимаются приемом гостей, имеют льготы по налогообложению уже в течение 40 лет; в Польше не облагаются налогом доходы от предоставления туристам не более 5 комнат для проживания и питания»  [1] и таких примеров можно привести множество.

Еще одним фактором мотивации для привлечения потенциальных хозяев средств размещения в данный туристский сектор является рост цен на недвижимость. Качественная недвижимость в живописных местностях является не только комфортным местом проживания, но и совершенным инструментом сохранения и приумножения личного и семейного капитала. При этом организованная государством система льготного кредитования при льготном налогообложении данного вида деятельности дают кумулятивный эффект. Все это делает вхождение в сельский туризм привлекательным для домохозяев.

Следует также отметить, что с функциональной точки зрения сельский туризм тесно связан с другими видами туризма. Все это позволяет включать сельский туризм в комбинированные туры, что преумножает спрос на традиционный туристический продукт. В организационном плане объединительной основой является семейный туристический бизнес.

Таким образом, подводя промежуточный итог вышесказанному, можно назвать следующие причины востребованности сельского туризма в мировой экономике на современном этапе:

1.                  Сельский туризм изначально рассматривается в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности.

2.                  Данный вид туристского продукта отвечает запросам нового потребителя со средним достатком, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса.

3.                  Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии малозатратно, а значит, может конкурировать по показателю «цена-качество» с другими турпродуктами.

По экспертным оценкам, усредненный показатель туристского потенциала России составляет 55,8 %. Таким образом, Россия является весьма перспективной страной для комплексного развития туризма.

В Российской Федерации уже сейчас около 2 % горожан проводят свой отпуск в сельской местности. Но для сравнения заметим, что в целом в странах Евросоюза в сельской местности отдыхают от 30 до 45 % горожан. Как сказано в концепции федеральной целевой программы: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы) «Новым перспективным направлением является сельский туризм, позволяющий горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах. Потенциальный ежегодный спрос на упомянутый вид туризма составляет около 600 тыс. человек» [2].

Мотивы появления сельского туризма в нашей стране, схожи с западными. Но путь развития отечественный сервис выбрал неповторимый. Сельский, или экологический, туризм по-европейски — это туризм, когда туристы приезжают пожить в комфортной усадьбе на лоне ухоженной природы. Российский вариант — это, в большинстве случаев, проживание в традиционном сельском доме. Отсутствие цивилизации и является привлекательным для туристов — жителей крупных городов. Такой отдых позволяет отдохнуть от городского шума, суеты, огромного потока информации, насладиться красотой пейзажа и чистотой воздуха, одним словом — природой.

Понятие «сельский туризм» в России — это отдых горожан в сельской местности в гостевых домах («мини-гостиницах»), созданных сельской семьей на базе собственного жилого дома и приусадебного участка. Сдача жилья в аренду отдыхающим быстро осваивается семьями и приносит им дополнительный доход. Но этот доход сезонный и мало зависит от владельцев жилья. Для получения стабильного дохода необходима регистрация владельца гостевого дома индивидуальным предпринимателем. Тогда эта деятельность семьи становится профессиональной, требует знаний, навыков и соответствия определенным нормам. Чтобы привлечь в сельскую семью на отдых туристов, необходимо предложить им набор услуг, необходимый для удовлетворения потребностей отдыхающих. Турпродукт — это набор услуг, состоящий из услуг по проживанию, питанию, экскурсионному обслуживанию, страхованию и доставке. Работа по продвижению турпродукта на рынок туруслуг заключается в необходимости сделать так, чтобы о предложениях сельчан узнал потенциальный потребитель. Для этого туроператором изготавливается рекламная информация (буклеты, описания, фотографии). Главным рекламным материалом служит каталог объектов сельского туризма, в котором описан и показан каждый гостевой дом. Каталог издается достаточным тиражом, чтобы турфирмы-агенты различных городов могли наглядно показать клиентам гостевые дома. Туроператор также берет на себя расходы по участию в туристических выставках и рабочих встречах туристских фирм в разных городах России. Туроператору рекомендуется размещать в сети Интернет сайт о сельском туризме. Таким образом, информация о сельском туристском объекте может дойти до жителя любой страны. Туроператор занимается также внешней рекламой объектов сельского туризма, находит средства для размещения рекламы на рекламных щитах и в различных информационных сервисных центрах для туристов.

Для координации деятельности в данной сфере целесообразно пользоваться услугами посреднических организаций, в сферу деятельности которых могли бы входить следующие виды услуг:

1.                  перевод сельского турпродукта в информационную форму;

2.                  владение, содержание и поддержка в рабочем состоянии информационных порталов, содержащих информацию о сельскохозяйственных турпродуктах;

3.                  обобщение, формулирование и лоббирование интересов субъектов сельского туризма;

4.                  решение вопросов стандартизации и сертификации услуг, поддержание их качества;

5.                  организации должны быть площадкой для обмена опытом и общения субъектов сельского туризма;

6.                  для оптимизации расходов по бухгалтерии и для более профессионального ее ведения начинающим предпринимателям в сфере сельского туризма рекомендуется использовать услугу «Бухгалтерский аутсорсинг» или «Централизованная бухгалтерия», которую оказывают муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.

Литература:

1.                 Основы концепции развития эко-агротуризма в российской провинции/ Ассоциация МЭР при финансовой поддержке Фонда ЕВРАЗИЯ (США) и Агентства по международному развитию США Проект «Содействие муниципальным образованиям в подъеме агро- и экотуризма как перспективного стратегического направления развития малых и средних городов России».

2.                 Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)" утв. распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle