Библиографическое описание:

Лавренчук Н. Г. Основные мероприятия и формы методической работы пограничных вузов // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 243-245.

В статье рассмотрен период развития пограничных войск 1918-2003 гг. Выявлены мероприятия и формы методической работы, характерные для Высшей пограничной школы и других вузов.

С целью выявления основных мероприятий и форм методической работы рассмотрим основные события этапов становления и развития пограничных войск СССР (России).

В марте 1918 г. Высший Военный совет Советской республики издал директиву об организации войск прикрытия западной границы. 27 сентября 1922 г. ответственность за охрану границ РСФСР была возложена на Отдельный пограничный корпус Государственного политического управления (ОПК ГПУ).

Подготовка кадров пограничных войск строилась на государственных принципах научности, непрерывности и обеспечивалась строго централизованной системой, которая включала в себя: органы управления, военные учебные заведения, командирскую учебу в войсковых структурах.

Сеть военных учебных заведений имела следующую структуру: Высшая пограничная школа (ВПШ), 15 школ пограничной охраны (ПО).

Для решения проблемы подготовки преподавателей вводилась специальная подготовка, которая состояла из теоретической и практической частей [3]. Основными формами подготовки были признаны спецкружок и специальный час, который проводился один раз в неделю.

Для повышения профессионального образования преподавателей был создан пограничный кабинет, в котором имелись документы по организации пограничной охраны, а также организована индивидуальная работа. Данный вид работы дополнялся формой практических, проверочных занятий и аттестациями. Много внимания уделялось обобщению передового опыта, проведению конференций и съездов.

В начале 30-х годов обострилась обстановка в мире. Фашизм и милитаризм подняли голову в Италии, Германии, Японии. Государственная граница остро реагировала на эту обстановку. Она требовала командиров всех уровней [3].

В 1930-1932 годах открылись школы ПО и войск ОГПУ: в Новом Петергофе, в г. Харькове, в г. Бабушкине, в связи, с чем на ВПШ была возложена задача подготовки военно-педагогических кадров.

Уже 16 апреля 1932 года были открыты 5-месячные курсы преподавателей военных, специальных и других дисциплин [4]. Первичным звеном повышения квалификации стали предметно-методические комиссии (ПМК). На военном цикле ВПШ, к примеру, имелось 6 комиссий.

Период 1945-1991 гг. характерен сложной международной обстановкой между капиталистическими и социалистическими странами, ведением между ними «холодной войны».

В 1946 году был создан Военный институт МВД СССР, и Совет Министров обязал МВД укомплектовать вуз профессорско-преподавательским составом (ППС) [4].

Перед началом года с целью подведения итогов образовательной деятельности проводились учебно-методические сборы (УМС). Часть преподавателей принимала участие в УМС в Военной академии им. М.В. Фрунзе, учебных заведениях МВД [4]. Многие преподаватели имевшие богатый практический опыт руководили кружками в вузах, а также в сети просвещения и на предприятиях. В 1956 году ВНО объединяло 11 кружков.

Начиная с 1951 года, проводились конференции. В работе по их организации принимали участие начинающие преподаватели, что развивало их речь, уверенность перед аудиторией, умение работать с литературой.

27 марта 1957 года Совет министров принял постановление «О передаче охраны Государственной границы СССР в ведение КГБ при Совете Министров СССР» [2].

Все последующие годы продолжалось совершенствование, как организации учебного процесса, так и качества преподавания.

В 1967 году Военный институт МВД СССР был переименован в Высшие политические командные курсы (ВПКК).

Наряду с традиционными формами обучения – лекциями, практическими занятиями внедряются активные формы обучения – конференции, научные семинары, круглые столы, элементы деловых игр.

К 1987 г. пограничным войскам был поставлен ряд новых задач – борьба с политической контрабандой, участие в пограничных конфликтах. Резко возросла потребность в педагогических кадрах, знающих не только свой предмет, но и владеющих в полной мере современными педагогическими знаниями и навыками.

В связи с распадом СССР создалась сложная обстановка в стране, которая не могла не отразиться на служебно-боевой деятельности погранвойск. Новые границы, изменившиеся условия службы требовали иного качественного уровня подготовки офицерских кадров. В связи с этим было принято решение о создании Академии пограничных войск [4].

Перед академией стояла задача готовить офицерские кадры с высшим военным и высшим педагогическим образованием. Особое внимание уделялось начинающим преподавателям. Были введены УМС, а с 1995 года начались занятия в системе двухгодичного семинара.

В этот же период в академии был создан учебно-методический центр (УМЦ) – интегрированный орган, призванный обеспечить целенаправленную подготовку офицеров для пограничных войск.

В некоторых вузах ФПС России введен ежемесячный резервный день, в который проводятся занятия по наиболее сложным темам, мероприятия по подготовке начинающих преподавателей.

В 2001 году в целях повышения эффективности методического обеспечения образовательной деятельности академии создан методический совет вуза и методические комиссии.

В пограничных вузах большую роль в формировании готовности начинающих преподавателей сыграло функционирование кафедры педагогики и психологии. Ее золотым фондом по праву являются ученые В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, Л.Ф. Железняк [4].

На базе академии созданы Советы: профессоров (консультативный орган), докторантов и адъюнктов (общественный орган), Научно-методический для активизации и координации деятельности вузов ФПС России по научному обеспечению подготовки научных и НПК.

Рассмотрев этапы развития пограничных войск, вузов 1918-2003 гг., можно сделать следующие выводы:

1. Основными мероприятиями методической работы, в пограничных учебных заведениях, являлись:

- в период 1918-1945 гг.: индивидуальная работа, функционирование курсов усовершенствования преподавателей, создание Учебных советов, ПМК, кабинетов учебно-наглядных пособий, стажировки и другие;

- в период 1945-1991 гг.: проведение учений и занятий, переподготовка и организация стажировок преподавателей, создание учебников и учебно-методических пособий;

- в период 1991-2003 гг.: функционирование курсов по подготовке преподавателей, участие ППС в разработке проектов нормативных документов, создание УМЦ, научно-методического совета и другие.

2. Основными формами методической работы являлись:

- в период 1918-1945 гг.: специальный кружок, специальный час, конференции и съезды, занятия, аттестации, пограничный кабинет, сборы, консультации, митинги, собрания, собеседования, и другие;

- в период 1945-1991 гг.: УМС, кружки, научно-практические конференции, постоянно действующие семинары, активные формы обучения (круглые столы, деловые игры), специальный кабинет и другие.

- в период 1991-2003 гг.: учебно-методические (методические) сборы, методические советы, научно-методические конференции, методические семинары, эксперименты, занятия (открытые, пробные) и другие.

Библиографический список

1. Внутренние войска Советской республики 1922-1941 гг. – М., 1977. – 54 с.

2. История охраны государственной границы: Учебное пособие. – М.: Академия ФПС России, 2001. – 348 с.

3. На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. – М.: Граница, 1998. – 606 с.

4. Пограничная академия – М.: Издательский дом «Граница», 2003. – 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle