Библиографическое описание:

Ступакова Л. В., Масанова М. Д. Социальная направленность работы дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 417-420.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.

Проблема социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе на сегодняшний день очень актуальна. Она вбирает в себя несколько направлений работы с детьми. Одним из направлений является ознакомление с окружающим миром, что даёт возможность знакомства с социумом. Свою работу с детьми коллектив детского сада № 633 Калининского района строит на основе базовой государственной «Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой». Дополнительно используются и другие программы по тем или иным проблемам, применяются технологии работы с учётом возможностей коллектива сотрудников и особенностей детей.

В настоящее время деятельность по ознакомлению с окружающим миром в дошкольных образовательных учрежденияхинтенсивноразвивается. Содержание программ, методические пособия рассматривают и вычленяют задачи работы с детьми по нескольким блокам. Работа дошкольного учреждения по социальному развитию детей включает ряд аспектов. В содержание этой работы включается изучение истории и культуры родного города, проблемы экологии, жизнедеятельность людей, формы их общения. Большое внимание уделяется окружающей среде, взаимодействию различных групп людей. Дошкольники получают первичные знания о ценности здоровья, правах ребёнка, об окружающей действительности (рис. 1).

Рис. 1. Направления социального развития ребёнка

Известно, что существование индивида вне общества невозможно. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального. Процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Целостная картина мира для ребёнка складывается из единства его пространственно-временных и качественно-количественных форм. Самостоятельно выстроить эту картину в собственном сознании и определить своё место в ней дошкольники ещё не могут — нужна помощь взрослых. К концу дошкольного периода у детей выстраивается первичная система ценностных ориентаций.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на развитие познавательной сферы детей. Однако его назначение заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки «Я», эмоциональных потребностей сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребёнка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Для личностного и социального развития ребёнка очень важны сложившиеся отношения с первой в его жизни общественной формацией — группой детского сада — от этого во многом зависит его последующий путь, его дальнейшая судьба. Воспитатель — как далёкий, не имеющий к ребёнку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определённый опыт социального взаимодействия. Также воспитанием ребёнка в датском дошкольном учреждении занимаются психолог, музыкальный работник, физкультурный работник и специалист социальной работы.

В дошкольных образовательных учреждениях деятельность специалиста социальной работы строится с учётом возраста (3–7лет), подготовки к школе. Специалист социальной работы организует работу с родителями недисциплинированных детей, т. к. они создают проблему для сверстников. Он разрабатывает меры профилактики в нарушении поведения, применяет меры по устранению симптомов отклоняющегося поведения, а также исполняет роль посредника-коммуникатора между дошкольным учреждением и семьёй. Специалист социальной работы в праве обратиться в социальные институты, привлекать медицинских работников, психологов, милицию и т. п. Проводит профилактику попадания детей в группу риска.

Разнообразная деятельность в ДОУ одновременно является важным условием и средством приобщения ребёнка к социальной действительности, которые обеспечивают детям возможность активно познавать окружающий мир, а также самим становиться его частью. Деятельность, организуемая в дошкольном учреждении, является условием и средством овладения ребёнком методами познавания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим. Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усваивают все новые и новые сведения, выражают своё отношение к усвоенному, накапливают эмоционально-чувственный опыт, что побуждает их к деятельности, но уже на более высоком уровне.

Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребёнка является школой передачи социального опыта — школой социализации. Главным в социализации является деятельность. Деятельность в дошкольном учреждения выступает как условие и как средство социализации. Социализация осуществляется через игры, занятия, прогулки, экскурсии. В подготовке к практической жизни большое место уделяется коммуникативным способностям ребёнка: это межличностное общение, чтение рассказов, драматизация, конкурсы рисунков. В результате реализации этой программы дети получают знания, у них появляется эмоциональный опыт в общении, они начинают оценивать разные ситуации, появляется активность в различных видах деятельности.

Одним из видов познания действительности является общение. Общение, как деятельность, берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребёнок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении и назначении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости.

Общение в совместной деятельности обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующихся оценок; школа развития познавательного интереса, общения с другими людьми; школа положительного и отрицательного опыта жизни среди людей. На этой основе формируются черты характера ребёнка, он овладевает нормами и правилами поведения, которые потом отражаются в делах и поступках. Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном учреждении является важным компонентом социализации личности.

Социализация — это процесс освоения социально-культурного опыта индивидом, готовящимся к самостоятельной жизни в обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Включает определённую систему ценностей, установок, знаний и умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения [44].

Социальный процесс носит комплексный характер. Это проявляется в том, что задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируется во взаимосвязи, и отделить одно от другого невозможно. Этот комплексный подход, осуществляемый в ДОУ в процессе социальной адаптации особенно важен для детей из неблагополучных семей, так как у них проявляются недостатки семейного воспитания. Важна готовность каждого работника коллектива принять и понять сообщение ребёнка независимо от формы изложения. Такой подход способствует созданию благоприятного фона для общения на различных уровнях.

Одной из задач является развитие коммуникативных способностей, так как у детей из неблагополучных семей нарушается система общения. В комплексном подходе социализации личности используются такие приёмы как: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация и т. п. Коррекционно-развивающие игры, воссоздающие отношения между людьми, учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности, учат уважительно относится к сверстникам.

Воспитание у детей экологической культуры осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях на принципах развивающего обучения, т. е. у старших дошкольников формируется целостный взгляд на природу, понимание роли и места человека в ней [15].

Интеллект ребёнка формируется пропорционально полученной информации. В содержании знаний по каждой теме большое внимание уделяют роли человека в создании и развитии окружающей атмосферы. Расширение имеющихся знаний дошкольников происходит параллельно с развитием интереса к миру взрослых. На основе рассказов дети знакомятся с профессиональной деятельностью взрослых, узнают о значимости их труда для других, о результатах. Например, вместе с взрослыми дети могут отправляться путешествовать в прошлое и настоящее разных предметов: молоток, часы, посуда, книжка и т. д.

Познание ребёнком себя происходит при осознании им своей социальной роли в семье, понимание связи с близкими людьми, принадлежность к своему роду, к родословной. В этом направлении изучаются темы «Кто я такой?», «Я», «Я и мои родители», «Семья», «Если дома я один», «Хорошо-плохо». Изучение этих тем позволяет не только дать детям знания, но и стимулируют у них оценочное отношение к различного рода поступками. В процессе беседы уместен вопрос: «Как бы поступил ты?» и т. п.

В рассказах и беседах о родственных отношениях в семье, детям показывается значение семьи для человека. («Семья — это внимание, забота, доброта, любовь, тепло, помощь»). Так дети впервые задумываются над сложными, но интересными для них вопросами: «Кем я был?», «Кем я стал?», «Кем я буду?».

В современных условиях, особенно в городе при развитии транспортной системы, роста преступности особенно важной является проблема развития самостоятельности. Дети на своём уровне осваивают основы безопасности жизнедеятельности на занятиях в дошкольном учреждении. Знакомятся с правилами взаимоотношений с взрослыми вне детского сада. Проводятся «Минутки безопасности и здоровья». В старшей группе изучают правила безопасности жизнедеятельности, в частности правила поведения на улице, на дорогах, в общественном месте, во взаимодействии с незнакомым человеком (нельзя вступать в контакт с незнакомым человеком, впускать в квартиру чужих людей, называть им свой домашний адрес).

Прививаются гигиенические навыки в рамках социально-бытовой социализации. Например, тема «Овощи и фрукты» учит обязательно мыть фрукты и овощи перед едой. Дети узнают о том, что одни овощи можно есть в сыром виде, а другие нужно варить. Им говорят о пользе фруктов и овощей, всё это развивает санитарно-гигиенические навыки. Бережное отношение к вещам осваивается при изучении темы «Мебель» (беречь мебель, не поднимать тяжёлые предметы, не раскачиваться на мебели — это опасно).

Важнейшим направлением по социальной адаптации является проведение массовых мероприятий. Например, проведён конкурс на лучший рисунок «Мой четвероногий друг». Педагоги, дети и родители совместно принимали активное участие в конкурсах и выставках. Конкурс «Мини-музей группы и мир детских открытий» позволил развить творческие способности детей. В мини-музее оформлены экспозиции «Музей мячей», «Музей открыток», «Музей скульптур малых форм». Также проводились праздники «День пожилых людей» (уважительное отношение к старшему поколению), «Пожарный — это тот, кто тушит огонь» (знакомство с профессией пожарный, осторожное обращение с огнём).

Решается проблема экологического воспитания. Был проведён тематический конкурс «Царица воды» (круговорот воды в природе, польза воды и бережное отношение к ней).

Условия дошкольного образовательного учреждения, уровень квалификации работников, по социально-нравственному содержание программ и их методическое обеспечение позволяют создавать условия для эффективного личностного роста детей и социальной адаптации, постоянного совершенствования работы воспитанию.

Литература:

1.      Основы социальной работы. / Под ред. П. Д. Павленка — М., 2004.

2.      Основы теории и практики социальной работы. / Под ред. С. И. Григорьева, Л.Г.

3.      Гуслякова и др. — М., 1999.

4.      Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. //

5.      Педагогика 2001, № 1.

6.      Проблемы социальной работы: теория и практика. — СПб.,2007.

7.      Психология социальной работы. / Под ред. М. А. Гулиной — СПб., 2002.

8.      Савинов Л. И., Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей. — М., 2007.

9.      Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е. И. Холостовой — М.,2000.

10.  Социальная работа. Краткий словарь-справочник.– СПб., 2006.

11.  Социальная работа. / Под ред. В. И. Курбатова — Ростов на Дону, 2003.

12.  Социальная работа: теория и практика. / Под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвиной.

13.  Терентьева А. В. Особенности развития ребёнка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы.– М., 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle