Библиографическое описание:

Мартынова Н. С. Организация и проведение исследования эффективности использования игровых технологий обучения в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 498-502.

Одним из важнейших этапов организации любой опытно-поисковой исследовательской работы является подтверждение достоверности теоретических положений, обоснованных исследователем, осуществляемое с помощью эксперимента. По мнению известного украинского ученого-педагога С. У. Гончаренко именно организация и проведение педагогического эксперимента, как наиболее сложного метода исследования, должна стать предметом особенного внимания каждого исследователя, осуществляющего научные поиски в сфере педагогики [2, с. 25].

Теоретические аспекты особенностей проведения, структуры педагогического эксперимента как одного из специальных методов научного познания в педагогике, обобщены в трудах ученых Ю. К. Бабанского, С. У. Гончаренко, В. П. Давыдова, В. И. Загвязинского, А. А. Кыверялга, Н. В. Кузьминой, П. И. Образцова, Е. В. Сидоренко, А. И. Умана, В. М. Шейко и др. В своих работах ученые едины во мнении о важности роли планирования в организации педагогического эксперимента, однако существуют разные точки зрения на определение его структуры, порядка организации и проведения экспериментального исследования. Так, ядро эксперимента, включающее по мнению А. А. Кыверялга, деятельность по: начальному контролю знаний, умений, навыков; воздействию на испытуемых каким-то новым фактором; заключительному контролю знаний, умений, навыков [3, с.89], Ю. К. Бабанский определяет как непосредственно этап проведения эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер, и наряду с ним выделяет: предшествующий эксперименту этап, подготовку к его проведению и подведение итогов эксперимента [1, с. 92–93], тем самым расширяя границы экспериментального исследования.

Следует отметить, что выбор структуры педагогического эксперимента может зависеть от различных факторов: вида экспериментального исследования, его характера, сложности и др. Изучение научных источников по проблемам методологии психолого-педагогических исследований показало, что на современном этапе развития педагогической науки, в результате поисков оптимальных путей планирования опытно-экспериментальной работы возникло множество методик проведения экспериментальной работы, которые носят в определенной мере формализованный характер; при этом научные поиски осуществляются на основе обобщения фундаментальных положений в этой области. Несмотря на то, что экспериментальная работа — это индивидуальное творчество исследователя, потребность в ее алгоритмизации, построении четкой логики экспериментальной работы, по мнению ряда ученых, возрастает, что связано с усложняющимися задачами, которые ставятся перед педагогической наукой и практикой.

Изучение и сопоставление разных точек зрения на определение структуры педагогического эксперимента дало нам возможность определить этапы и методику собственного научного исследования, посвященного проблемам профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма с использованием авторского комплекса игровых профессионально ориентированных технологий обучения (КИПОТО). Обоснование логики данного исследования и стало целью данной статьи.

Анализ становления и развития профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма на Украине свидетельствует о том, что она формировалась как целостность взаимосвязанных между собой элементов, ориентированных на достижение единой цели — подготовки высококвалифицированных управленческих кадров для туристической сферы.

Профессиональная подготовка будущих менеджеров туризма, как составляющая туристического образования, продолжает изменяться и в настоящее время, однако имеются ряд противоречий, сдерживающих ее развитие как целостной педагогической системы, как, например, противоречия между требованиями, которые предъявляют специалисты туристических предприятий к уровню готовности к будущей деятельности и состоянием этой готовности в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в системе формального туристического образования.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет говорить о том, что модернизация системы профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма возможна за счет внедрения игровых технологий обучения. На наш взгляд, внедрение КИПОТО как способа профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма, будет способствовать формированию профессионального туристического опыта еще в период подготовки, что обеспечит высокий уровень подготовки высококвалифицированных специалистов для туристической сферы, готовых к выполнению профессиональных задач.

Одним из основных заданий нашего исследования было обоснование структуры и хода исследования. За основу нами был выбран подход, предложенный учеными С. А. Сысоевой и Т. Е. Кристопчук [4, с. 70, 81]. Было выделено шесть этапов проведения опытно-экспериментальной работы: диагностический, прогностический, организационно-подготовительный, практический, обобщающий, этап внедрения. В таблице представлена структурно-логическая схема проведения педагогического эксперимента по исследованию эффективности использования игровых технологий обучения в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма, в которой представлены задачи, содержание, методы и результат реализации каждого этапа педагогического эксперимента.

Таблица

Структурно-логическая схема проведения педагогического эксперимента по исследованию эффективности использования игровых технологий обучения в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма

Содержание этапов педагогического эксперимента

Задачи этапов педагогического эксперимента

Методы исследования

І. Диагностический этап педагогического эксперимента

Подготовка, организация и проведение поискового эксперимента

Уточнение формулировки гипотезы исследования, получения первичных результатов исследования

Поисковый эксперимент

Изучение современного состояния применения игровых технологий обучения в психолого-педагогической теории

Определение актуальных направлений психолого-педагогических исследований, формулировка проблемы исследования и путей ее решения

Изучение научной литературы, нормативно-правовых документов, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, причинно-следственный анализ, исторический метод, обобщение

Анализ основных понятий темы исследования

Определение категориального аппарата исследования

Изучение научной литературы, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, причинно-следственный анализ, обобщение

Анализ учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма

Определение средств, методов, форм подготовки будущих менеджеров туризма, определения объекта исследования

Изучение и анализ профессиограмм менеджеров, образовательно-квалификационной характеристики (ОКХ) менеджера по туризму, учебных планов, программ подготовки по виду деятельности «Менеджмент туристической индустрии», учебно-методического комплекса (УМК) дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки

Изучение практического опыта использования игровых технологий обучения:

— преподавателями профильных учебных заведений в системе формального туристического образования;

— специалистами туристического бизнеса в неформальном образовании в сфере туризма

Выявление особенностей применения игровых технологий обучения в системе формального туристического образования и в неформальном образовании в сфере туризма

Изучение и обобщение педагогического опыта, результатов деятельности в неформальном образовании в сфере туризма, контент-анализ, наблюдение, опрос, беседа, сравнительный анализ, обобщение

Результат: необходимость и актуальность внедрения в профессиональную подготовку будущих менеджеров туризма комплекса игровых профессионально ориентированных технологий обучения (КИПОТО) и распространения практики социального взаимодействия и сотрудничества с профессиональной средой

ІІ. Прогностический этап педагогического эксперимента

Уточнение гипотезы исследования

Формулировка концептуальной идеи исследования

Причинно-следственный анализ, обобщение

Формулировка цели и задач экспериментального исследования

Формулирование гипотезы, а также выявление противоречий между требованиями, которые предъявляют специалисты туристических предприятий к уровню готовности студентов к будущей деятельности и уровнем сформированности этой готовности в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в системе формального туристического образования, устранение недостатков в процессе подготовки будущих менеджеров туризма путем реализации методики подготовки с использованием КИПОТО

Индукция и дедукция, обобщение

Составление плана-проспекта проведения эксперимента

Планирование эксперимента и разработка методики исследования

Моделирование

Результат: сделано предположение, что уровень профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма значительно повысится при условии реализации методики подготовки с использованием КИПОТО

ІІІ. Организационно-подготовительный этап педагогического эксперимента

Выбор объектов и субъектов эксперимента

Выбор дисциплины, во время изучения которой будет реализована методика подготовки, а также выбор экспериментальной базы исследования

Обобщение педагогического опыта, наблюдение, опрос

Разработка учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма с помощью КИПОТО

Планирование учебного процесса и отбор содержания обучения будущих менеджеров туризма

Проектирование, моделирование

Разработка методики проектирования учебно-производственной среды и внедрения социального партнерства

Создание учебно-производственного коллектива как структурной единицы учебно-производственной среды

Анализ программы дисциплины «Технология туристической деятельности» и определения тем, во время изучения которых целесообразно использовать игровую профессионально ориентированную технологию

Результат: выбрано объекты и субъекты эксперимента по внедрению методики подготовки с использованием КИПОТО, определено содержание готовности будущих менеджеров туризма к выполнению реальных профессиональных заданий туристических организаций, разработано организационно-методическое обеспечение проведения эксперимента

ІV. Практический этап педагогического эксперимента

Определение содержания, сроков и мероприятий эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента, определения методов получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах на стадиях:

Констатирующая стадия

Определение уровня академической успеваемости и сформированности компонентов готовности к выполнению реальных профессиональных заданий туристических организаций каждым студентом; экспертное оценивание готовности представителями туристических организаций — партнеров вуза

Констатирующий эксперимент, опрос, наблюдение, беседа, тестирование, экспертное оценивание, применение диагностических методик

Результат: определение экспериментальных и контрольных групп

Формирующая стадия

Реализация КИПОТО в процессе обучения студентов экспериментальной группы

Формирующий эксперимент, моделирование, проектирование

Результат: опытно-экспериментальная проверка гипотезы с целью доказательства или опровержения эффективности внедрения в профессиональную подготовку будущих менеджеров туризма методики подготовки с использованием КИПОТО

Контрольная стадия

Повторное диагностирование уровня готовности студентов к выполнению реальных профессиональных заданий туристических организаций и повторное экспертное оценивание готовности представителями туристических организаций — партнеров вуза, анализ и обобщение полученных данных

Контрольный эксперимент, опрос, наблюдение, беседа, тестирование, экспертное оценивание, применение диагностических методик

Результат: мониторинг эффективности от внедрения методики профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма с использованием КИПОТО

V. Обобщающий этап педагогического эксперимента

Сравнительный анализ полученных в процессе эксперимента данных, установления причинных связей между данными, анализ цели и задач эксперимента

Формулирование выводов относительно гипотезы исследования

Анализ и синтез, индукция и дедукция, причинно-следственный анализ, обобщение

Результат: подтверждена гипотеза исследования о том, что применение теоретически обоснованной и разработанной методики профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма с использованием КИПОТО в вузах туристического направления обеспечило повышение качества подготовки студентов на основе роста направленности на будущую профессиональную деятельность, профессионально направленных знаний, умений, навыков выполнения реальных заданий будущей профессиональной деятельности, профессионально важных качеств: коммуникативных, организаторских, управленческих, психофизиологических (гибкость мышления), самооценки готовности к будущей профессиональной деятельности

VІ. Этап внедрения педагогического эксперимента

Внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма экспериментально проверенной, обоснованной и усовершенствованной методики подготовки с использованием комплекса игровых профессионально ориентированных технологий обучения

Разработанная логика экспериментального исследования дала возможность проанализировать состояние формирования готовности будущих менеджеров туризма к выполнению реальных профессиональных заданий туристических организаций, апробировать авторскую методику профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма с использованием комплекса игровых профессионально ориентированных технологий обучения в вузах туристического направления и доказать ее педагогическую целесообразность и эффективность.

Представленная структурно-логическая схема проведения педагогического эксперимента имеет ряд особенностей, а именно: анализ проблемы подготовки будущих менеджеров туризма был рассмотрен системно; на каждом этапе были диагностически сформулированы цели и задачи исследования; именно данный ход экспериментального исследования дал возможность использовать целый комплекс взаимосвязанных методов педагогического исследования.

Литература:

1.       Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; [под ред. В. И. Журавлева]. — М.: Просвещение, 1988. ― 239 с.

2.         Гончаренко С. У. Педагогічні дослідження: Методологічні поради молодим науковцям / С. У. Гончаренко. ― Київ-Вінниця: «Планер», 2010. ― 308 с.

3.         Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. ― Таллин: «Валгус», 1980. ― 334 с.

4.       Сисоєва С. О., Кристопчук Т.Є. Педагогічний експеримент у наукових дослідженнях неперервної професійної освіти: [навч.-метод. посібн.]. — Луцьк., ВАТ «Волинська обласна друкарня», 2009. ― 460 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle