Библиографическое описание:

Жумаев К. К., Каландаров Н. О. Восстановление эксплуатационной надежности газопроводов // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 153-154.

Ремонт труб в трассовых условиях при проведении капитального ремонта ЛЧМГ является, как правило, менее затратным по сравнению с ремонтом труб в стационарных условиях, когда требуется демонтаж ремонтируемого участка ЛЧМГ. При замене покрытий в трассовых условиях работы ведутся на нитке газопровода, когда объект обработки — труба остается неподвижной, а обрабатывающий инструмент перемещается относительно обрабатываемой поверхности. При этом не требуется разрезка нитки на отдельные плети или трубы, их транспортировка для восстановления в стационарных условиях и обратно после восстановления, повторная сварка в нитку. Однако при проведении капитального ремонта ЛЧМГ в трассовых условиях имеют место существенные ограничения по применению современных технологий, неблагоприятные погодные условия требуют повышения затрат тепловой энергии или делают работу временно невозможной, некоторые технологии, в особенности, предусматривающие нанесение наиболее эффективных современных покрытий, могут быть реализованы только при положительных температурах окружающего воздуха.

При ремонте труб в трассовых условиях, в отличие от заводских, затруднительно использование наиболее современных и производительных методов диагностирования и ремонта стенки трубы. В указанных условиях актуальным становится метод ремонта с полной заменой труб участка газопровода и их восстановлением в заводских условиях в сочетании с использованием технологии врезки под давлением.

Решение задачи полного восстановления эксплуатационной надежности «старых» газопроводов возможно с использованием труб, бывших в эксплуатации и восстановленных в заводских условиях. В этом случае ремонт газопровода включает:

-       демонтаж дефектного участка;

-       ремонт труб и нанесение покрытия в заводских условиях;

-       восстановление участка из отремонтированных труб.

По существу ремонт сводится к новому строительству, что значительно упрощает технологию и сокращает время производства работ.

Для принятия решения о проведении капитального ремонта с полной заменой труб участков газопроводов и последующего их восстановления в заводских условияхнеобходимо учитывать:

-       методы и результаты обследования и инспекции;

-       отсутствие резервирования газоснабжения на период ремонта;

-       увеличение в перспективе объемов подачи газа потребителям;

-       пониженное рабочее давление;

-       аварийность на участке газопровода и т. д.

При выборе метода ремонта на участке газопровода с полной заменой труб многие годы доминирующим показателем являлся срок эксплуатации газопровода. Анализ ремонта газопроводов с полной заменой труб показывает, что срок эксплуатации является существенным, но не основополагающим фактором при принятии решения. Имеется ряд других факторов, влияние которых соизмеримо (или равнозначно) сроку эксплуатации газопровода.

При этом, если для ремонта участков на многониточных системах важным показателем является аварийность участка и предрасположенность к стресс-коррозии, то для газопроводов — отводов и распределительных газопроводов отсутствие резервирования газоснабжения на период проведения ремонтных работ и увеличение в перспективе объемов подачи газа потребителям является более значимым.

Разработанный метод принятия решений о проведении капитального ремонта участков газопроводов с полной заменой труб и последующего их восстановления в заводских условияхзаключается в расчете численного значения показателя по оценочным факторам, которое выражается в относительных единицах — долях единицы (баллах).

Расчет показателя осуществляется для ремонтного участка газопровода на линейной части МГ и распределительных газопроводов между линейными крановыми узлами, для газопроводов — отводов от узла врезки до узла подключения ГРС. Численное значение интегрального показателя определяет приоритетность проведения ремонта газопровода с заменой труб.

При решении задачи об использовании труб повторного применения возникает вопрос анализа механических свойств металла и возможного их снижения (деградации).

Деградацию металла труб магистральных трубопроводов в процессе длительной эксплуатации следует рассматривать в рамках определения основных требований для возможности восстановления труб, а именно, допустимых воздействий (нагрузок) при демонтаже, транспортировке, удалению старой изоляции, диагностике, нанесению новых изоляционных покрытий на трубы и строительно-монтажных работах.

Изменение механических свойств металла труб после длительной эксплуатации может оказывать влияние на уровень допустимых рабочих давлений.

Состояние материала труб оценивали по различным, в т. ч. стандартным механическим свойствам (sт, sв, sт/sв, d5, KCV), требования к которым регламентируют нормативные документы на изготовление труб и проектирование магистральных трубопроводов. Признаки старения материала труб определяли по основным критериям, которые характеризуют это явление: увеличению предела текучести Dsт иизменению отношения предела текучести к временному сопротивлению разрыву Dsт/sв.

Литература:

1.         «Повышение надёжности машин» -Елизаветин М.А 2-изд, перераб. I доп М.:1973 г.

2.         «Надёжность и эффективность технике»- Справочник: В10 т. Ред совет- Авдуевский В. С. (пред) и др. Машиностроение,1997 г.

3.         «Надёжность и контроль качества»- Першин В. А. М.: Изд-во стандартов, 1991 г № 3.

4.         «Транспорт и хранение нефти, нефтепродукт и газа»- Бунчук и дру. М.: Недра 1972 г.

5.         http://dis.podelise.ru/text/index-57644.html [Режим доступа 12.06.2014]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle