Библиографическое описание:

Николенко К. Д. «Русский вопрос» в идеологии КПРФ как отход от идеологии КПСС // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 405-407.

В статье предлагается анализ развития «русского вопроса» в идеологии КПРФ, одной из ведущих политических партий современной России. КПРФ заявляет о своей преемственности по отношению к КПСС. Автор приходит к выводу, что позиция нынешних коммунистов по этнической проблематике резко расходится с подходом, который был принят в КПСС. Более того, именно выдвижение «русского вопроса» на первый план является одной из важных характеристик современной трансформированной Компартии.

Ключевые слова:КПРФ, «русский вопрос», идеология, преемственность.

К настоящему времени тема преемственности КПРФ по отношению к КПСС в том или ином виде присутствует как в научной литературе, так и в публицистике, в которой затрагивается история постсоветской России и её политических течений. Сопоставление КПРФ и КПСС приводит к выделению целого набора сходств и различий. Рассматривая позицию современной Компартии по «русскому вопросу» важно определить, насколько особенности этой позиции соотносятся с проблемой исторической преемственности КПСС и КПРФ.

Национальный вопрос — краеугольный камень внутренней политики, т. к. Россия ввиду имперского пути развития сложилась как полиэтническое образование.

Следствием смешения понятий нации (как гражданской общности) и национальности (как этнической общности), а также дискриминации, которую ощущали народы, не имеющие собственной государственности, стал выход на авансцену требования о самоопределении вплоть до отделения. Для большевистской партии оно стало руководством к действию, когда ниспровергался старый порядок. Правда, в конечном счете, т.н. «ленинская национальная политика» вылилась в построение централизованной модели государственного устройства, восходящей к укоренившейся имперской традиции.

Пропагандировавшийся принцип пролетарского интернационализма, равенства народов уживался с номинальным характером созданных национальных образований, с проведением репрессий по этническим соображениям (депортация ряда народов, в дальнейшем негласные ограничения, например, при получении высшего образования, в карьерном росте или при выезде за рубеж).

Для КПСС национальная тема была неудобна не только в связи с политикой в отношении национальных меньшинств, хотя утверждалось, что национальный вопрос в стране решен [11, с.16]. Существовал «русский вопрос». Русским предопределялась мессианская роль, которая отнюдь не означала приоритета интересов русского народа. Распорядителем была этнически равноудаленная КПСС [2]. Институциональным выражением остроты национального вопроса стало, к примеру, отсутствие своей Компартии в РСФСР и церемониальный характер Совета министров РСФСР.

КПРФ досталось «тяжелое наследство», т. к. она провозгласила себя последовательницей и КПСС, и КП РСФСР. Последняя возникла в пору «перестройки», дабы преодолеть существовавшее ущемление РСФСР.

Стремление современных коммунистов начать отсчет истории от РСДРП и включить туда всю цепочку дальнейших преобразований не помешало КПРФ в 1990-е-2000-е гг. осуществить радикальную трансформацию в позиции по национальному вопросу.

В Программе КПРФ «русский вопрос» не просто представлен, а выдвинут на первый план: «Задачи решения русского вопроса и борьбы за социализм по своей сути совпадают». [10, с.25]

«Русский вопрос» является и основанием для декларирования оппозиционности по отношению к действующей власти. Главная претензия коммунистов в этом плане — геноцид русского народа, уничтожение русского языка и культуры. [10, с.25]

Контент-анализ показывает, что в Программе КПСС слово «русский» упоминалось 2 раза, в Программе КПРФ — 7. У КПСС слово «интернационализм» и его производные присутствовали 24 раза, у КПРФ — 5 (старая редакция Программы [9]), 2 (последняя редакция Программы [10]).

Официальная линия была вплоть до 2003 года представлена, в основном, документами интернационалистской направленности. [8, с. 7–10, 10.15]

Внимания заслуживает позиция по чеченскому конфликту: призыв к прекращению «братоубийственной» войны, требование к Ельцину искать политический путь решения конфликта, о проводившейся ранее местными властями политике вытеснения русских из республики очень дипломатично будет сказано лишь в 1997 году (и то не в решении партии, а в одной из работ Зюганова). [8, с.16–17, 19–21, 28–31, 55]

В 1998 году Пленум ЦК КПРФ принял «Позицию КПРФ по национальному вопросу». Подчеркивалась ценность многонационального характера страны, говорилось о необходимости развития всех национальных культур, об успехах межнационального взаимодействия и поддержания чувства советского единства, которое сохраняет возможность воссоздать Союз. Среди прочего выделялась «выдающаяся роль русского народа» в объединении остальных национальностей в СССР. [8, с.61, 82]

Явный поворот КПРФ к «русскому вопросу» стал наблюдаться после 2000 года. Начало было положено соображениями лидера партии на этот счет, который в книге «Верность» пояснил, что, по его мнению, именно русское национальное самосознание — «главный противник антисоветских и антикоммунистических сил». [8, с.112, 114]

В 2004 году X съезд КПРФ принял резолюцию «Коммунисты и русский вопрос», которая еще яснее отражала позицию партии, назвав спасение русского народа главной целью партии. [8, с.118] Интернационализм соседствовал с «русской темой».

2007 год стал вехой, которую принято рассматривать в качестве победы «националистов». Было принято постановление «О задачах КПРФ по защите русской культуры как основы духовного единства многонациональной России». [8, с.198–205] Оно сделало «русский вопрос» одним из приоритетов Компартии. Документ, составленный по советским лекалам, изобиловал словами «интернациональный», «антибуржуазный», «советский». Красной нитью прошла через весь текст мысль о том, что прорусскость не вступает в противоречие с марксистско-ленинскими принципами.

Личные взгляды руководителя КПРФ Геннадия Зюганова — один из определяющих факторов.

Еще в 1994 году распространялись тезисы Зюганова, в которых он четко говорил об особости России, подводил к тому, что сейчас называют «русским социализмом». [8, с.32]

Формулируя позицию по «русской идее», Зюганов прибегает к наработкам в т. ч. и представителей цивилизационной теории, определяет Россию в качестве «модели мира», примера особого сочетание элементов Востока и Запада. [2, с.46–49] Межнациональная напряженность связана с проблемой «национальной сердцевины», т. е. положения русского народа, а не национальных меньшинств, соответственно, необходим сильный русский народ. [8, с.61–63, 80–81]

Прорусская позиция КПРФ нередко вызывает негативную реакцию [1, 3]. В. А. Ацюковский выступает против центрального положения идеологии КПРФ о соединении классового и национально-освободительного движения. Соглашаясь с тезисом современных коммунистов о компрадорской сути правящего ныне режима, он полагает, что национально-освободительная борьба ничего не даст, т. к. её успех — это переход власти в руки отечественно ориентированной буржуазии, которая продолжит эксплуатировать народ. [7, с.186, 192–193]

Особое место «русского вопроса» в идеологии российских коммунистов Ацюковский видит в провозглашении исключительности русского народа и противопоставлении его другим национальностям, что, с его точки зрения, ведет к разобщению коммунистического движения. [7, с.197–198]

Диагностика того, является ли национальная проблематика, разрабатываемая КПРФ, креном в сторону национализма, вызывает серьезные затруднения.

Обнаруженные выше особенности понимания современными коммунистами национального вопроса, конечно, говорят в пользу заинтересованности КПРФ именно в разрешении трудностей русского народа.

В то же время предлагаемые меры по преодолению бедственного положения русского народа не предполагают каких-либо специальных преференций (вроде, квот на должности в управлении государством и т. п.).

Открытое обсуждение партией проблемы межнациональных отношений существенно отличает её от КПСС. Русско ориентированная риторика занимает не последнее место в агитации партии, особенно в выступлениях Зюганова.

Расхождения с идеологией предшественницы становятся заметнее. Такая трансформация поддерживается руководством партии (в деятельности которой преобладают электоральная и парламентская формы активности), т. к. она соответствует настроениям в обществе. В ходе социологических опросов большое количество респондентов выступает за реализацию лозунга «Россия — для русских!» «в разумных пределах», граждане выступают против мигрантов. [4] Еще красноречивее данные исследования бытовых моментов: к межнациональным бракам относятся отрицательно и националисты, и интернационалисты, «большинство вступающих в брак стремятся создать гомогенную в национальном отношении семью». [12]

Можно с уверенностью констатировать, что в плане национального вопроса между КПСС и КПРФ имеются существенные расхождения.

В 1990-е-2000-е гг. Компартия находилась в процессе поиска своей идентичности. Она ориентировалась на тенденции развития российского общества. В результате КПРФ приобрела образ государственнической, патриотической, социально-ориентированной партии, защищающей традиционные ценности и советский период истории страны.

Объективное рассмотрение проблемы исторической преемственности необходимо проводить, основываясь на том, что преемственность не является копированием всего комплекса внутренних и внешних признаков, а предполагает наследование хотя бы части компонентов.

«Русская тема» в идеологии нынешних коммунистов вписывается в выдвинутую автором концепцию трёхаспектной преемственности между КПСС и КПРФ:

1.                  Преемственность КПРФ по отношению к официальной идеологии КПСС проявляется избирательно, адаптирована к текущей политической ситуации, конъюнктурным соображениям и нуждам КПРФ.

2.                  КПРФ в значительной степени преемственна по отношению к внешним проявлениям идеологии, к символике и ритуалу КПСС.

3.                  Идеология, практика и внутрипартийное устройство КПРФ проистекает из того, каким образом КПСС применяла свою идеологию при управлении государством и организовывала свою внутреннюю деятельность.

Литература:

1.                  Верховский Александр. Идейная эволюция русского национализма: 1990-е и 2000-е годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru (дата обращения: 28.12.2007г.)

2.                  Зюганов Г. А. Идти вперед. М.: Молодая гвардия, 2005. 464 с.

3.                  Кагарлицкий Б. Ю. Управляемая демократия: Россия, которую нам навязали. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. 576 с.

4.                  Камышев Дмитрий. Слова народные // КоммерсантЪ.Власть. 2011. № 37.

5.                  Колташов Василий. КПРФ: фашизм и Первомай [Электронный ресурс]. URL: http://www.lit.lib.ru, (дата обращения: 17.05.2006г.)

6.                  Крупкин Павел. СССР 2.0, версия Путина [Электронный ресурс]. URL: http://www.apn.ru (дата обращения: 24.01.2012г.)

7.                  Межпартийная группа «Коммунистическая теория». Исходные положения современной коммунистической теории ИП-2. М.: «Галлея-Принт», 2011. 371 с.

8.                  Мы — партия патриотов и интернационалистов (Г. А. Зюганов, КПРФ о национальной политике). М., Правда-Пресс, 2009. 232 с.

9.                  Программа Коммунистической партии Российской Федерации. М., ИТРК, 2001.

10.              Программа Коммунистической партии Российской Федерации. М., 2011. 48 с.

11.              Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Государственное издательство политической литературы, 1961. 144 с.

12.              Черняк Е. М. Добрачное поведение молодёжи как фактор стабильности семьи // Демографические исследования. 2009. № 10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle