Библиографическое описание:

Смирнов Д. В. Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 428-432.

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматривают структуру профессиональной психологической пригодности будущих офицеров с позиций системного подхода. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы по использованию результатов в образовательной практике военного вуза.

Ключевые слова: профессиональная психологическая пригодность, структура, структура профессиональной психологической пригодности будущего офицера; направленность, субъектность, способности.

Эффективность реализации профессиональной деятельности, удовлетворенность, как процессами, так и результатами своего труда, перспектива в развитии профессиональной карьеры существенно зависят от того, насколько человек пригоден к выполнению конкретных трудовых функций.

Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется по мере психологического становления его личности, проходя все этапы социализации, и включает множество психологических и психофизиологических свойств человеческого организма, различные знания, умения и навыки, которые должны соответствовать конкретной профессиональной деятельности. Необходимость изучения и оценки профессиональной пригодности обуславливается тем, что каждый человек индивидуален по своим природным особенностям, имеет свою систему функционирования и развития психических процессов, которая присуще только ему и оказывает значительное влияние на деятельность, участником которой он является.

Анализируя структуру профессиональной психологической пригодности будущих офицеров необходимо заметить, что ранее военные институты, большее внимание уделяли только различным способностям кандидата на обучение, что, в свою очередь, могло приводить к пробелам в подготовке квалифицированных кадров. Именно поэтому изучение, анализ и соответствующая апробация компонентов профессиональной психологической пригодности к образовательной деятельности вуза, в своей совокупности, позволят более качественно решать задачи направленные на психологическое развитие личности будущего офицера.

Понятие «профессиональная психологическая пригодность» в психологии трактуется по-разному, и имеет множество взглядов, поэтому первоначально необходимо рассмотреть семантику данного понятия, интерпретируемую различными авторами (табл. 1).

Таблица 1

Анализ понятий «профессиональная психологическая пригодность»

№ п\п

Автор

Определение понятия

Ключевые слова

1

Климов Е. А.

Системная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии [1].

Системная характеристика, степень соответствия.

2

Бодров В. А.

Свойство метасистемы «человек–профессия» («человек–деятельность», «субъект–объект»), в которой проявляются свойства человека, приобретаемые им в связи с реализацией себя в деятельности и свойство деятельности, которое отражает в ее содержании, средствах и условиях структурные и функциональные особенности организма и психики человека [2].

Метасистема, субъект-объект, свойства, приобретение, реализация.

3

Гуревич К. М.

Свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом [3].

Свойство, овладению профессией, степени удовлетворения.

4

Зеер Э. Ф.

Не врожденное качество; она зависит от направленности субъекта труда, мотивации, ценностных ориентаций, отношения к труду [4].

Не врожденное качество, направленность субъекта, мотивации, ценностные ориентации.

5

Геллерштейн С. Г.

Результат некоторого процесса, в ходе которого психологические качества человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип [5].

Результат, психологические качества, профессиональный тип.

Таким образом, необходимо сказать, что основой профессиональной психологической пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных психологических качеств, которые необходимы для профессиональной деятельности. Научно — практические направления деятельности по формированию профессиональной психологической пригодности включают в себя разработку и реализацию системы психологического обеспечения профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к профессиональной деятельности.

Требования к профессиональной психологической пригодности изменяются в зависимости от обновления содержания конкретной профессии. Профессиональная психологическая пригодность не является врожденной характеристикой личности, она существенно зависит от стремления и желания каждого человека. Ввиду этого её формирование в процессах профессиональной деятельности имеет преимущественно индивидуальный характер. Формирование профессиональной психологической пригодности зависит от психических свойств человека, его мотивации к выбранной профессии и от самого характера профессиональной подготовленности. В процессе развития профессиональной психологической пригодности последнее, находит свое выражение в профессиональной психологической подготовленности, которую психологи определяют совокупностью специальных знаний, навыков и умений, которые обусловливают способности конкретного человека к выполнению определенной профессиональной деятельности с определенным качеством [6].

Во внутренних войсках системы МВД РФ вопросы профессиональной психологической пригодности рассматривают в разрезе научно-практических аспектов разработок и реализации системы психологического обеспечения профессиональной ориентации молодежи, профессионального отбора кандидатов и профессионально — психологического сопровождения.

На основании вышеизложенного, можно конкретизировать и дополнить понятие «профессиональная психологическая пригодность» применительно к профессии офицера, которая представляется нам как совокупность его психологических качеств, выражающих способность и готовность его личности к профессии, определяемое через систему взаимных требований субъекта и профессиональной деятельности в определенных условиях.

Действующая в военных вузах система профессионального отбора кандидатов на обучение и курсантов, в целом, способствует качественному определению структурных компонентов профессиональной пригодности, и позволяет прогнозировать успешность подготовки курсантов по специальности. Тем не менее, с учетом постоянного изменения социума военизированной организации и особенностей психологического развития современной молодежи, в военных институтах, необходимо совершенствование системы официально установленных психологических требований и методов психологической оценки составляющей профессиональной пригодности. Это позволит значительно улучшить качество подготовки будущих специалистов и создать комплекс условий для успешного формирования личности офицера.

На основании вышеизложенного, а также изучения различной научной литературы мы представляем, что структура профессиональной психологической пригодности будущего офицера внутренних войск МВД России выглядит следующим образом (рис. 1).


Рис. 1. Структура профессиональной психологической пригодности будущего офицера внутренних войск МВД России

Рассмотрим кратко содержание её структурных компонентов.

1. Психические познавательные процессы изнания представляются в виде последовательного отражения в сознании человека различных предметов и явлений окружающего его мира, приводящего к совершению им познавательных действий, обуславливающих формирование индивидуальных образов своего организма, окружающей и его внутренней среды. В целом, выделяют несколько уровней познания человеком окружающей его действительности: элементарный, промежуточный и высший.

К элементарному уровню относят ощущение и восприятие. Ощущение в свою очередь является отражением отдельных свойств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств человека, а восприятие обуславливается целостным отражением предметов непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности и признаков этих предметов. Промежуточный уровень включает в себя представление и воображение, где происходит отражение будущего и создаются новые образы на основе предшествующего опыта. Высший уровень познания человеком окружающей его действительности обуславливается наличием мышления, в виде высшей формы отражательной действительности, которая позволяет человеку понимать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь и особенности развития. При этом решение различных познавательных задач человеком, на первых двух уровнях происходит за счёт процессов памяти и внимания, а на третьем уровне решение данных задач обеспечивают процессы речи.

В рамках профессиональной психологической пригодности будущих офицеров психические познавательные процессы, являясь целостным психическим образованием человека, выполняют следующие функции:

-          ориентируют субъекта в отдельных, даже самых элементарных свойствах окружающего мира;

-          определяют избирательность, преднамеренный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств человека;

-          определяют цели, планы и содержание предстоящей деятельности;

-          помогают предполагать, предвидеть последствия и управлять своими действиями и поведением в будущей деятельности.

2. Направленность личности, которую в общем виде можно определить как совокупность ее устойчивых побуждений к деятельности. Она включает в себя мировоззрение, ценностные ориентации, мироощущение, миропонимание, интересы, склонности, идеалы и убеждения. Соответственно, совокупность устойчивых побуждений человека к военной деятельности рассматривается как его военно-профессиональная направленность, которую можно подразделить на общую направленность, где учитывается желание служить в военизированной организации вообще, и специальную, к службе по определенной специальности.

От уровня направленности будущего офицера зависит, что и как он будет делать в предстоящей профессиональной деятельности, каково его отношение к имеющимся функциональным обязанностям, его система ценностей и полезность обществу в целом, так как в направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа [7].

Основные характеристики направленности, которые подлежат изучению в процессе профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в военном институте — это ее уровень, широта, осознанность и устойчивость.

Являясь системообразующим свойством личности и важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека, направленность, в рамках профессиональной психологической пригодности выполняет следующие функции:

-          изменяет ценностные ориентации личности, что приводит к изменению вектора и силы ее мотивации к деятельности;

-          обеспечивает внутреннюю согласованность и целостность личности, позволяя в дальнейшем модифицировать процессы самосовершенствования человека;

-          обеспечивает психологическое развитие личности непосредственно в профессиональной деятельности и подготовке к её осуществлению;

-          обеспечивает развитие индивидуальности личности в условиях деятельности;

-          актуализирует мотивы деятельности человека, его детерминированность в деятельности.

3. Способности человека, как один из компонентов профессиональной психологической пригодности, мы рассматриваем как определенную совокупность психических процессов и состояний человека, представляющих собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, способных обеспечить успешное выполнение имеющихся задач в профессиональной деятельности.

Все способности человека могут быть отнесены к одной из двух групп: общим или специальным способностям. Общие способности характеризуются психологическими особенностями личности, определяющими успех во многих видах деятельности. К ним относят хорошую память, внимание, наблюдательность, гибкость мышления, критичность ума и другие. Эти качества есть у всех людей, но в разной мере.

Специальные способности связаны с психологическими способностями и качествами личности, необходимыми в определенных областях деятельности. Ими обладают далеко не все люди. Это касается, например, глазомера, высокой слуховой чувствительности, точной координации, хорошей оперативной памяти, т. е. тех качеств, которые относятся к элементарным специальным способностям.

Для военных вузов наиболее важны военно-профессиональные способности абитуриентов, так как для отдельных видов воинской деятельности требуется как общие, так и специальные способности. С этой точки зрения военно-профессиональные способности могут рассматриваться как способности к военной службе вообще (в том случае мы заранее предполагаем, что более высокие показатели физического, интеллектуального, нравственного развития свидетельствуют о более высоких общих военных способностях).

Специальные способности характеризуют успешность освоения деятельности по определенной военной специальности. В качестве предпосылок успешного выполнения той или иной деятельности могут рассматриваться элементарные общие и специальные способности, под которыми понимают врожденные анатомно-физиологические, психофизиологические, психологические особенности кандидатов на обучение — такие, как ловкость, быстрота, координированность движений, объем памяти, распределение внимания, а также определенные черты личности: решительность, смелость, организованность и другие [8].

Военно-профессиональные способности имеют структуру, в которую входят совокупность качеств личности, соответствующих объективным условиям и требованиям данного вида деятельности. Реально для успешного освоения и выполнения своих служебных обязанностей в качестве офицера внутренних войск МВД России курсант ВООВО должен обладать определенной совокупностью общих и специальных способностей к военной деятельности.

4. Субъектность, как один из компонентов профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, представляется в виде качества личности, коллектива и общества, которое характеризует их как самостоятельных субъектов. Субъектность является сложным социокультурным образованием, которое посредством взаимодействия человека и деятельности, на различных возрастных этапах, выполняет важную задачу по определению основных социокультурных путей развития человека, его индивидуальности и самоопределения.

При этом понятие «субъект» является диспозиционным, так как обозначает различных и конкретных носителей активности, если обладает атрибутивными для субъекта свойствами — наличием возможности свободной постановки целей, определения путей и способов осуществления деятельности, а также сознанием и самосознанием этой деятельностью управляющими, потребностью вступать с другими субъектами в практическое взаимодействие или духовный диалог.

По отношению к нашему исследованию, субъектность, как системная характеристика профессиональной психологической пригодности и её компонент, выполняет следующие функции:

-          организационную;

-          управленческую;

-          коммуникативную;

-          практико-поведенческую.

Сформировавшаяся система высшего образования, безусловно, является одним из основных механизмов социализации личности, и связанно это с тем, что именно в высшем учебном заведении процесс социализации личности приобретает качественную определенность. Так, например, наряду с введением молодого человека в период обучения в различные виды социальных отношений в качестве активного субъекта познавательного, ценностно-ориентационного и коммуникативного действия предусматривается и его профессионализация как будущего специалиста, способного решать задачи конкретной профессиональной деятельности [9].

5. В рамках профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, в условиях военного вуза, степень социализации курсантов может иметь две цели. Во-первых, способствовать взаимодействию курсантов посредством их социальных ролей, а во-вторых, обеспечивать сохранение существующего общества за счет передачи новым членам соответствующих убеждений, образцов и стереотипов поведения. Каждая социальная роль включает множество культурных норм и правил поведения, которая незримыми социальными нитями, такими как права, обязанности и взаимоотношения курсантов связана с другими ролями.

Таким образом, рассмотрев понятие и структуру профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, мы можем сделать вывод о том, что она имеет большое значение, как для профессиональной деятельности, так и для самого человека, который является субъектом этой деятельности, и посредством взаимодействия с которой происходит психологическое становление его личности.

Литература:

1.      Климов, Е. А. Введение в психологию труда. — М., 2004.

2.      Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов — М., 2001.

3.      Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.

4.      Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. — М.; Екатеринбург, 2003.

5.      Геллерштейн, С. Г. Развитие профессионально-важных качеств // Научные основы обучения школьников труду. — М., 1970.

6.      Психологический словарь / В. В. Давыдова и др. — М., 1983.

7.      Наумов, П. Ю. Изучение проблем, влияющих на образовательный процесс в ВОУ ВПО ВВ МВД России: Монография / П. Ю. Наумов, Д. Е. Матвеев, А. В. Вальков, А. А. Дьячков. — Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012.

8.      Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.

9.      Наумов, П. Ю. Социально-гуманитарные проблемы военной науки, армии и внутренних войск: Монография / П. Ю. Наумов, Н. В. Мартьянов, А. А. Дьячков, А. В. Вальков, Д. В. Смирнов; Красноярск. 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle