Библиографическое описание:

Дюльгер А. И. Классификация рисков в международных мультимодальных перевозках // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 457-459.

Для надежного функционирования любого предприятия с минимальными затратами в условиях рыночных отношений необходимо уменьшить риски и создать максимально благоприятные условия для его деятельности. Это актуально, в том числе и для транспортных предприятий, ведь любая деловая активность на транспорте связана с риском.

В первую очередь это касается предприятий, активно занимающихся международными, а в особенности мультимодальными перевозками. Мультимодальная перевозка является международной и представляет собой комплексный процесс, включающий в себя не только перевозку груза разными видами транспорта (в несколько этапов), но и оказание иных услуг, связанных с такой перевозкой, в частности, сюда можно отнести услуги по экспедированию, хранению и перевалке груза. При этом перевозчик, организующий всю перевозку груза («от двери до двери»), принимает на себя ответственность за всю перевозку груза в целом, а значит и за все риски с ней связанные.

Стоит отметить, что эффективность разработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с уменьшением риска при организации мультимодальных перевозок, в какой-то мере определяется правильной классификацией рисков. Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз необходимо произвести классификацию рисков в соответствии с источниками их возникновения. Формирование конкретных групп рисков по конкретным критериям дает возможность определить место каждого из них в общей системе.

К настоящему времени еще не разработано общепринятой и вместе с тем исчерпывающей классификации рисков. Это связано, прежде всего, с тем, что в реальной практике существует огромное число различных проявлений риска, при этом иногда одни и те же виды риска могут обозначаться разными терминами, а иногда некоторые виды риска практически невозможно разграничить.

Тем не менее при проведении детального анализа возможна классификация рисков по следующим основным признакам. (Табл.1)

Таблица 1

Группировка рисков

Признак классификации

Характеристика риска

1. По видам(В зависимости от причины возникновения)

1. Производственные

2. Коммерческие

3. Финансовые

4. Политические(общегосударственные)

5. Природно-экологические

6. Прочие риски

2. По методам исследования

1. Простой

2. Комплексный

3. По источникам возникновения

1. Внешний (систематический)

2. Внутренний (несистематический)

4. По финансовым последствиям

1. Риск экономических потерь

2. Риск упущенной выгоды

3. Общий риск экономических потерь и упущенной выгоды

5. По характеру проявления во времени

1. Постоянный

2. Временный

6. По уровню потерь

1. Допустимый

2. Критический

3. Катастрофический

7. По возможности предвидения

1. Прогнозируемый

2. Не прогнозируемый

8. По возможностям страхования

1. Страхуемый

2. Нестрахуемый

Чаще всего в практике анализа выделяют следующие виды предпринимательского риска:

-        производственные риски, обусловленные чисто производственными факторами (брак в производстве, невыполнение производственной программы, аварии и т. п.). Причины возникновения производственного риска — возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных затрат, недовольство работников, ошибки менеджеров, уплата повышенных отчислений и налогов и др;

-        коммерческие риски, связанные с вероятностью потерь денежных сумм или их недополучением. В практике анализа под коммерческими рисками понимают риски, обусловленные неопределенностью спроса (непродажа товара или упущенная выгода от отсутствия товара при наличии спроса на него).

-        Финансовый риск обусловлен соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств). Причины финансового риска — высокая величина соотношения заемных и собственных средств, зависимость от кредиторов, пассивность капиталов, одновременное размещение больших средств в одном проекте. Финансовый риск связан с уровнем ожидаемой доходности, так как доходность имеет денежную форму выражения.

Исходя из классификации факторов, определяющих финансовые риски, принято выделять систематический и несистематический (специальные) риски. Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов, факторов, таких, как: снижение деловой активности в национальной экономике, регионе, отрасли деятельности; инфляция, сопровождающаяся неуклонным ростом цен и снижением покупательной способности денег; изменение банковских процентов, налоговых и таможенных ставок; введение квот и ограничений на хозяйственные операции и т. п.

Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. К ним относятся: потеря рынков сбыта товаров, продукции (работ, услуг) вследствие ухудшения их качества, неэффективной ценовой политики, низкого уровня маркетингового анализа; снижение ликвидности активов и баланса, рост дебиторской задолженности, иммобилизации оборотных средств и др.

В зависимости от возможного экономического результата выделяют чистые и спекулятивные риски. Чистые риски отражают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски означают возможность получения как положительного, так и отрицательного эффекта. К ним относятся природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые)

Как отмечалось ранее, оператор мультимодальной перевозки несет ответственность перед своим клиентом за сохранность груза на всем пути следования. Соответственно, основной риск оператора мультимодальной перевозки — риск невыполнения обязательств, связанных с сохранностью груза.

Под несохранностью имеется в виду утрата, недостача, повреждение или порча груза. Под утратой понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Недостача груза предполагает частичную утрату груза. Под порчей груза понимается изменение его качества вследствие изменения химических свойств. Повреждение — изменение физических свойств груза.

Таким образом, наиболее актуальным представляется произвести классификацию рисков по природе ущерба, который не позволяет оператору мультимодальной перевозки выполнить свои обязательства перед клиентом. (Табл.2)

Таблица 2

Классификация рисков по природе ущерба, который несет оператор мультимодальной перевозки

Природно-экологические риски

климатические и биологические воздействия на груз;

стихийные бедствия;

плохие погодные условия

Технические риски

механические воздействия на груз;

состояние транспортных путей;

поломка транспортных и иных технических средств;

износ оборудования;

компьютерные сбои;

сбои в сетях связи;

пожар на транспорте и в местах хранения грузов

Политические риски

возможность закрытия границы;

военные действия, массовые беспорядки;

национализация, конфискация;

законодательные ограничения

Коммерческие риски

неустойчивость спроса;

снижение цен конкурентами;

изменение цен на услугу после заключения контракта;

отказ заказчика от оплаты перевозки;

невыполнение условий договора перевозки;

конфликт с заказчиками, перевозчиками;

нарушение обязательств контрагентами

Финансовые риски

валютные риски;

кредитные риски;

инфляционные риски

Социальные риски

кражи, грабежи, поджоги и иные злоумышленные действия;

конфликт между сотрудниками;

угрозы забастовок

Но независимо от причин возникновения экономического риска на любом этапе перевозки абсолютно естественным является желание оператора мультимодальной перевозки уменьшить возможные потери, связанные с реализацией данного риска. Это осуществляется путем принятия управленческих решений, в ходе реализации которых и происходит управление риском, называемое также в контексте бизнеса риск- менеджментом.

Литература:

1.      Бурлачков В. К. и др.. «Внешнеэкономическая деятельность в глобальной экономике». Изд. дом «АТИСО». — 639 с., 2009

2.      Селезнева Н. Н., Ионова АФ.. «Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов».— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. — 639 с., 2006 -

3.      Е. Н. Станиславчик «Основы финансового менеджмента» (М.,2001 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle