Библиографическое описание:

Столярова Л. В. Формирование учебно-методических комплексов по дисциплине «Инженерная графика» в период введения ФГОС нового поколения (совершенствование методов преподавания графических дисциплин при переходе на стандарты нового поколения) // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 46-49.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавания спецдисциплины “Инженерная графика”. Применение инновационных технологий в “Инженерной графике” позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ФГОС СПС, современными требованиями производства и требованием профессиограммы выбранной специальности. Самая трудная задача в новой модели образования — смена личной установки, как педагога, так и обучающегося на самообразование, саморазвитие. При традиционном методе обучения в учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из них заключается в том, что лекция приучает к пассивному восприятию изучаемого материала. Вместе с тем последние достижения техники привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационно-коммуникационных технологий. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс — интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение интереса к изучаемой дисциплине. Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности. Формированию информационно-технологических знаний и умений на уроках “Инженерной графики” способствует использование в процессе обучения мультимедийных инструментальных систем, позволяющих объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедийная технология представляет возможность синкретического обучения, т. е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала. Эти системы позволяют воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства различной природы и выразительности. Хочу поделиться опытом применения компьютерных технологий на занятиях черчения.

Цель методической разработки — ознакомить с системой изложения учебного материала, показать, где и каким образом можно применять на уроке разработанные слайды. Например, использование Power Point презентаций при изучении нового материала. Так при изучении темы «Сопряжения» презентация дает возможность студентам самостоятельно подобрать материал о применении сопряжений в технике, в жизни.

 

При изучении темы «Разрезы» с помощью презентации очень удобно объяснить, какие бывают виды, как образуется фронтальный, профильный и горизонтальный разрезы.

 

Таким образом, создание электронного обучающего мультимедийного ресурса в “Инженерной графике” значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования. Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока, при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом — решение (поэтапное его выполнение). Это позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторении, изложении нового материала, закреплении и отвести большее время для выполнения практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие графические ошибки, ускорять процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды будут служить образцами для правильного графического исполнения работы. Приложение Microsoft PowerPoint дает возможность:

·                    конструировать урок, изменяя порядок показа слайдов, их количество (скрыть материал для углубленного изучения материала) дифференцируя материал в зависимости от уровня подготовленности учащихся, даже по ходу его проведения

·                    снабдить каждый слайд дополнительными визуальными эффектами (построение слайда, переход слайда и др.), что позволяет оживить слайд при демонстрации;

·                    снабдить слайд (слайды) дополнительными свойствами (скрыть, установка порядка и времени демонстрации и др.).

Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении. Также очень эффективно использовать компьютерные технологии при создании как электронных, так и обычных плакатов, необходимых при изучении Инженерной графики, а также, необходимых при оформлении чертежей ГОСТов.

Подпись: Сопряжением называется
плавный переход
от одной линии к другой.
Алгоритм построения сопряжения.
1. Радиус сопряжения задан.
2. Находим центр сопряжения.
3. Находим точки сопряжения.
4. Выполняем сопряжение.

Широкое внедрение трехмерных методов геометрического моделирования обусловило необходимость развития интеграционных тенденций в геометрическом образовании, что предполагает принципиально новую идеологию.

В связи с этим курс «Инженерная графика» в настоящее время получил «новое рождение». На занятиях по компьютерной графике студенты рассматривают построенную модель с разных сторон. Построение видов, разрезов и сечений по 3D модели тоже происходит автоматически. Рассмотрим это на примере 3D модели пневмогидравлического клапана: общий вид, разрез и деталировка. Использование флеш-анимации позволяет моделировать различные детали и узлы, демонстрировать их. Ожившие картинки помогают студентам лучше освоить новый материал. Таким образом, применение флеш-анимаций на уроках усиливает мотивацию обучающихся при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему освоению материала за счет наглядности его представления.

клапан пневмогидравлический2 разрез(Предназначен для автоматического включения и отключения подачи воды в начале и в конце сварочного процесса) клапан пневмогидравлический3

а) общий вид б) разрез в) деталировка

В последнее время все большее применение находят разработки цифрового прототипирования и внедрения в учебный процесс 3D-тренажеров. Одним из примеров такой работы является создание параметрической модели сборки «Вентиля». Этот тренажер позволяет студентам по размерам реального изделия создать его цифровой прототип и разработать для него эскизы, рабочие чертежи с использованием 3D-моделирования. Работа в этом направлении позволит создать свою библиотеку сборочных единиц. Кроме того, наличие подобных тренажеров дает новый вектор внедрения информационных технологий в обучающий процесс.

Untitled-1Untitled-2

e0eb0aa007e5c4e3fbe5f0ae6bb3ab50

Поэтому 3D технологии развивают пространственное представление и конструктивно-геометрическое мышление, способность к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей технических, архитектурных и других объектов, а также соответствующих технических процессов и зависимостей.

Внедрение инновационных методов, форм и средств обучения позволяет создать новую стратегию профессиональной подготовки в среднем профессиональном образовании. Так, преподавание курса инженерной графики приобрело в последнее время совершенно новый характер. С внедрением новых технических средств обучения появились и новые задачи. Например, использование систем автоматизированного проектирования (САПР) многократно увеличило точность и скорость выполнения работ. Так, изучение программы AUTOCad на уроках Инженерной графики в дальнейшем позволяет студентам использовать программу AUTOCad при выполнении чертежей в курсовом и дипломном проектировании.

В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

Основные термины: ФГОС нового поколения, учебного материала, нового материала, Инженерной графики, изучении нового материала, введения ФГОС нового, изложении нового материала, Инженерной графике, требованиями ФГОС нового, стандарты нового поколения, изложении учебного материала, изучении учебного материала, в соответствии с программой ФГОС, изложения учебного материала, объемного теоретического материала, и слухового восприятия материала, и качество усвоения материала, изучении Инженерной графики, лучшему освоению материала, углубленного изучения материала

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle