Библиографическое описание:

Гвоздева Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 21-25.

Введение

Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

д) в изменении характера взаимоотношений «преподаватель — студент — коллектив обучающихся» в сторону сотрудничества.

Определяя содержание работы по формированию у студентов исследовательских знаний и умений, в рамках работы научно-исследовательского коллектива педагогов конкретизируются понятия «исследовательские знания» и «исследовательские умения». Исследовательские знания как компонент содержания обучения включают понятие о способах и приёмах работы с информацией, являются результатом познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов обучения, воспитания и развития.

Исследовательские умения суть способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление (создание, открытие и т. п.) объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. В ходе овладения исследовательскими знаниями, умениями и осуществления учебно-исследовательской работы происходит формирование способности и готовности к выполнению исследовательской деятельности.

Реализация исследовательского подхода в воспитательно-образовательном процессе колледжа необходимо осуществлять поэтапно: предварительный этап (изучение и осмысление теоретических особенностей данной технологии; анализ содержания изучаемых курсов и вычленение основных и частных проблем; выделение основных направлений и задач развития образовательной системы колледжа, необходимых для организации учебно-исследовательской деятельности студентов); проектировочный этап (разработка пакета учебно-методической документации, способной обеспечить нормативные предпосылки для системной организации учебно-исследовательской работы студентов; разработка системы формирования информационно-методологической компетентности педагогов; обучение педагогов для работы в данной системе), этап внедрения данной технологии (системные изменения в жизнедеятельности колледжа в целом).

В соответствии с разработанной концепцией и программой исследовательской работы в колледже стратегия исследовательской работы студентов должна заключаться в развитии творческого потенциала обучающегося, его познавательной деятельности, выражающейся в приобретении знаний в области профессиональной деятельности, выработке умений анализировать, планировать (проектировать) и оценивать процессы и их результаты.

В основу организации исследовательской работы студентов полагаются следующие принципы:

1.  Сочетание обязательности и добровольности в проведении исследований студентами: студент обязан выполнить квалификационную исследовательскую работу, но при этом за ним остаётся право выбора темы.

2.  Организация студенческого самоуправления исследовательской работой в колледже. Данный принцип предполагает, что исследовательская работа является осознанным выбором студентов в совершенствовании профессионального уровня, что отражается в формах её организации и проведении. Ведущая организационная роль отводится студенческому самоуправлению в форме научного студенческого общества.

3.  Сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой исследовательской работы с практическим потенциалом исследования. Данный принцип требует выбора таких тем исследований, которые отвечают профессиональной направленности в подготовке студентов.

Исследовательская деятельность студентов в колледже может осуществляться на двух уровнях:

•  учебно-исследовательская деятельность в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий, предусмотренная учебным планом, программами учебных дисциплин; к данному уровню исследований также относится выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;

•  исследования, осуществляемые в рамках Научного студенческого общества; данные исследования осуществляются на основе разработанных исследовательских программ.

Целью исследовательской работы студентов является развитие критического и практического мышления.

Задачи исследовательской работы:

•  формирование мотивации к исследовательской деятельности;

•  поэтапное овладение методами изучения и обобщения профессионального опыта, постановки и проведение эксперимента, теоретического исследования по специальности;

•  развитие критичности в осмыслении и оценке реальных профессиональных явлений, идей, концепций и теорий.

Исследовательская работа студентов в колледже может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются в соответствии с уровнем подготовки.

Содержание исследовательской работы обуславливается рабочей программой учебной дисциплины и выполняется в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя, ведущего лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, осуществляющего руководство производственной профессиональной практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ. В процессе выполнения учебных исследований студенты учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных задач исследовательского характера. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Использование исследовательских методов обучения создаёт условия для овладения студентами логикой научного поиска и подготовит их к изменениям, постоянно протекающим в любой профессиональной деятельности. Специфика данной деятельности, отличающая её от традиционного обучения, состоит в том, что студент выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательского обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: преподаватель ставит перед студентами проблему (либо подводит студентов к формулированию проблемы) и показывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тщательно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информацию и теоретически осваивая способы её получения. Особые методические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого студента. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов её решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее. В наиболее полном развёрнутом виде такое обучение предполагает, что студент: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.

Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:

•  учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональным потребностям;

•  ведущая роль педагога сохраняется, но у студентов должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно;

•  избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины;

•  проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности;

•  выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов — отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие. Всё это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.

Основными формами представления исследовательской работы являются:

•  выпускная квалификационная работа;

•  курсовая работа;

•  учебно-исследовательский проект;

•  доклад;

•  сообщение по теме;

•  дневник производственных наблюдений;

•  алгоритм решения конкретной задачи;

•  конструкция дидактического средства;

•  аннотированный библиографический список;

•  терминологический словарь;

•  реферат;

•  аннотация;

•  план решения проблемы (простой или сложный).

Для обеспечения единства требований, предъявляемых к учебному исследованию и его результатам, в колледже необходимо разработать регламентирующие положения; модель -циклограмма формирования информационно-методологической компетентности; методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, по написанию рефератов, по выполнению учебно-исследовательских работ и проектов, терминологических словарей, сборники заданий исследовательского характера ит. п.

Руководство исследовательской работой данного уровня осуществляет Научно-методический совет, возглавляемый заместителем директора по научно-методической работе. Основными звеньями, организующими данную работу, являются цикловые методические комиссии. Руководители цикловых методических комиссий несут ответственность за организацию исследовательской работы студентов в рамках учебного плана.

Непосредственное руководство исследовательской работой студентов осуществляют преподаватели, для которых этот вид работы является обязательным.

Планирование исследовательской работы студентов осуществляется на заседаниях цикловых методических комиссий и утверждается на Научно-методическом совете колледжа. Председатели цикловых методических комиссий отчитываются два раза в год на Научно-методическом совете об организации исследовательской работы студентов. Общее руководство и контроль за деятельностью цикловых методических комиссий в данном направлении осуществляет заместитель директора по научно-методической работе.

Исследовательская работа, выполняемая сверх (вне) рабочих программ по дисциплинам. В практике учебных заведений СПО данный уровень исследовательской работы отличается от предыдущего, скорее всего, не по качеству результатов, а по характеру отношения к учебному процессу. Значительная часть студенческих исследований сводится к овладению студентами специальными знаниями и методами исследования. Именно это обстоятельство объединяет два уровня исследовательской работы. Однако второй уровень исследовательской работы обусловлен, с одной стороны, мерой взаимодействия со всеми компонентами воспитательно-образовательного процесса, а с другой стороны, её организацией как специфической системы.

В современной психологической и педагогической литературе указывается, что решение исследовательских задач преимущественно должно осуществляться путём создания специальной развивающей среды, в которой студент находил бы стимулы для самообучения и развития (Э. Де Боно, Б. В. Всесвятский, Дж. Дьюи, И. И. Ильясов, М. В. Кларин, А. И. Савенков и др.). Опираясь на ряд исследований (Г. А. Ковалёв, М. Черноушек, Б. Краус), можно говорить о существовании образовательной среды конкретного образовательного учреждения. В основе выделения образовательной среды учреждения лежит желание решения проблемы оптимальной организации среды, способствующей формированию будущего специалиста. Анализ образовательной среды колледжей позволяет выделить такую подсистему, как исследовательская среда колледжа. Исследовательская среда колледжа, спроектированная как открытая система, наряду с субъектами, целями, содержанием, методами, средствами и формами организации исследовательской работы аккумулирует интеллектуальные, культурные, программно-методические и технические ресурсы. Данная среда создаётся в процессе организационно-педагогических, технологических преобразований, учебно-методического оснащения и системы управления колледжа и содействует подготовке кадров к профессиональной деятельности в современных условиях. Такая среда активизирует творческие процессы, предоставляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов наряду со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития личности обучаемого. Основными элементами исследовательской среды колледжа, как правило, являются Научно-методический совет, Совет научного студенческого общества, цикловые методические комиссии, творческие объединения педагогов и студентов.

Основными формами исследовательской работы студентов второго уровня являются: работа творческих мастерских, кружков, групп, дискуссионных клубов, в составе творческих групп преподавателей, подготовка к научно-практическим конференциям.

На младших курсах наиболее удобной является форма исследовательской работы в студенческих исследовательских группах, кружках. Группа или кружок объединяют студентов, проявляющих интерес к одной и той же дисциплине, и могут функционировать как на временной, так и на постоянной основе.

Работа дискуссионного кружка (клуба) организуется с целью обучения публичным обсуждениям и свободным обменам знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса. Тематика дискуссий совпадает с направлениями проводимых исследований и может быть определена на продолжительную дискуссию (несколько встреч), либо на одно обсуждение. В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи. Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создаёт условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки её участников, способствует подготовке студентов к защите курсовых и выпускных квалификационных работ, докладов на конференциях.

Наряду с кружковой формой организации исследовательской работы широко распространённой формой является работа в составе творческих мастерских. Студенты в творческих мастерских заняты разработкой какой-либо одной, общей для всей группы проблемы. Как правило, творческая мастерская состоит из 6–15 человек и функционирует под руководством опытного педагога. В творческой мастерской могут заниматься студенты разных курсов и специальностей.

Основными формами представления исследовательской работы на данном уровне являются:

•  исследовательский проект;

•  научный отчёт;

•  справочное издание;

•  доклад;

•  статья;

•  выступление;

•  дидактические модели;

•  методические рекомендации по различным видам деятельности.

Общее руководство исследовательской работой второго уровня в колледже осуществляется Научно-методическим советом и Советом Научного студенческого общества.

Таким образом, решение проблемы эффективной организации исследовательской работы студентов в колледжах целесообразно осуществлять поэтапно.

На следующем этапе осуществляются проектные действия:

• разрабатывается и апробируется алгоритм работы с педагогическим коллективом по формированию системы требований к содержанию учебно-исследовательской деятельности студентов;

• выделяются пути и формы установления профессиональных связей в области исследовательской деятельности с базовыми и профильными организациями.

Эффективность организации учебно-исследовательской работы студентов в колледже может быть подтверждена следующими результатами: качеством защиты курсовых и выпускных квалификационных работ; проведением в колледже исследовательских работ по заявкам предприятий и организаций города и района; участием студентов в конференциях и конкурсах разного уровня, положительные внешние рецензии специалистов вузов на исследовательские проекты студентов и т. д.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle