Библиографическое описание:

Бойков А. Е., Плахов Н. Н. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 7-9.

В широком смысле зависимое поведение можно определить как одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [6-10,15]. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается, осознается или производит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного, вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.

Первоначально термин «зависимое», «аддиктивное» поведение использовался исключительно для описания поведения людей, зависимых от химических веществ, таких как кофеин, никотин, алкоголь, наркотики. Однако современные исследования определяют более широкий взгляд на аддикцию как на специфическое поведение, в формировании которого участвуют как социальные условия, так и психологические и физиологические особенности человека [5,7,14]. В отечественной литературе зависимое поведение чаще означает ситуацию, когда болезнь, как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, при отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.

Можно выделить три основных вида зависимостей:

• химические зависимости;

• нехимические зависимости;

• промежуточные зависимости.

Эти виды подразделяются по типу вещества, к которому формируется зависимость. Химическая зависимость предполагает зависимость человека от того или иного химического препарата, изменяющего его психическое состояние. К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания, алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость. Химические зависимости связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние, т.е. психоактивных веществ (ПАВ).

Наряду с химическими зависимостями выделяются нехимические или поведенческие виды. Нехимическими или поведенческими называются такие зависимые формы поведения, при которых объектом зависимости становится некоторый поведенческий паттерн, а не вещество, вызывающее изменение психического состояния. При этом выделяют непосредственно нехимические зависимости к которым относятся азартные игры (гэмблинг), аддикция отношений, в частности, сексуальная аддикция, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, ургентная аддикция, а также промежуточные зависимости, характеризующиеся тем, что при этой форме задействуются непосредственно биохимические механизмы. Кроме вышеперечисленных, в настоящее время описано значительное количество других нехимических зависимостей: многообразные компьютерные зависимости или интернет-зависимости, телевизионная зависимость, аддикция упражнений (спортивная), духовный поиск и др.

Несмотря на кажущиеся внешние различия,
рассматриваемые виды зависимостей имеют принципиально схожие психологические признаки. В связи с этим можно выделить общие признаки зависимого поведения, прежде всего, данное поведение проявляется в устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком, как импульсивно-категорическое, непреодолимое, не насыщаемое.

В общефилософском понимании профилактика есть предупреждение возникновения какого-либо процесса, явления или действия. В общенаучной трактовке профилактика это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [1-5,10-15]. Применительно к процессу формирования зависимостей, профилактика понимается как комплекс социальных, медико-биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению зависимостей, на предупреждение развития и ликвидацию их негативных личностных, социальных и медицинских последствий.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения [6,10,15]:

1. Информационный.Данный метод основан на представлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение (ПАВ, игровая деятельность и т.д.), и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия

В рамках школьного обучения данный метод профилактики является потенциально наиболее успешно реализуемым в связи с его спецификой, используемыми средствами и способами, явным уклоном в педагогический процесс.

2. Метод, связанный с формированием жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются навыки поведения и общения, которые позволяют субъекту контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Ведущими компонентами этой теории являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с молодежью. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение субъекта в социальную деятельность. Такое научение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности.

3. Метод «эмоционального научения». Здесь профилактическая работа концентрируется на ощущениях и эмоциях субъекта, а также на умении управлять ими. В основе метода лежат экспериментально подтвержденные положения о том, что зависимое поведение чаще развивается у лиц, имеющих как затруднения в определении и выражении эмоций, так и личностные факторы риска, исходя из чего, риск зависимости может быть снижен путем развития эмоциональной сферы. Целью профилактического воздействия является развитие навыков распознавания и выражения эмоций, повышение самооценки, определение значимых для индивида ценностей, развитие навыков общения и принятия решений. Однако отдельное использование данного метода не является эффективным в силу его ограниченности в определении причин зависимого поведения.

4. Метод альтернативной деятельности. Он базируется на положении о том, что при формировании позитивной зависимости от среды люди приобретают определенный тип целесообразной активности как альтернативы зависимому поведению.

5. Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика основана на воспитании альтернативных привычек, таких как занятие спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья и др., которые могут стать барьером формирования зависимого поведения.

Совокупность обозначенных методов составляет профилактические
программы, реализуемые на нескольких уровнях. Традиционно в системе

профилактической работы выделяется три уровня. Первичный уровень направлен на выявление и устранение причин, провоцирующих такое поведение, и предполагает работу, как с группами риска, так и с лицами, не проявляющими склонности к зависимому поведению. Объектом профилактической работы на данном уровне является также ближайшее социальное окружение. Именно данный уровень может быть эффективно реализован в рамках общеобразовательных учебных заведений в контексте образовательного процесса.

Вторичный уровень профилактики предполагает работу с теми, у кого наблюдается склонность к формированию зависимого поведения с целью изменения моделей поведения и развития личностных ресурсов, препятствующих зависимости. Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов. На этих уровнях профилактические мероприятия реализуются специалистами профильных медицинских учреждений.

Следует отметить, что подростковый, да и юношеский возраст является сложным «кризисным» этапом развития и характеризуется изменениями в психофизиологическом, психологическом и социально-личностном плане. Именно на этом этапе могут проявляться черты отклоняющегося поведения, в том числе возникать риски развития зависимостей разных видов. Так как на данном возрастном этапе, значительная часть молодых людей «включены» в систему социальных институтов сферы образования, то активное применение различных подходов к профилактики зависимых форм поведения в рамках образовательного пространства представляется особенно актуальным и важным.

Таким образом, образовательная модель профилактики зависимого поведения должна быть построена на учебно-воспитательных методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях зависимостей. С этой целью необходимо создание педагогических условий для диагностики, предупреждения, исправления деструктивных стратегий поведения учащихся, а также развития их личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к требованиям среды.

 Литература:

1.         Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№5.-С.397-400.

2.         Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№6.- С.372-375.

3.         Буйнов Л.Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№6.- С.730-732.

4.         Матусевич М.С., Новожилова А.П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый.-2012.-№8.-С.360-364.

5.         Попов В.А. Наркотизация в России как социально-педагогическая проблема // Педагогика. 2011.№ 3.- С. 45-50.

6.         Соловьев А.В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С.494-496.

7.         Станкевич П.В., Макарова Л.П., Матусевич М.С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый.-2013.-№10.-С.534-536.

8.         Сыромятникова Л.И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle