Библиографическое описание:

Бондаренко Т. А., Бондаренко Е. Н., Потапова Г. Я., Сорока А. Г. Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 485-488.

Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связаны стремления взрослых дать детям больше знаний, научить их, как можно раньше читать, писать, считать, а не способствовать тому, чтобы наши дети чувствовали, думали, творили. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторую ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а других наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Работая над темой: «Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства», мы поставили следующие задачи:

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Формирование познавательного и аффективного воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, формирование эмоционального контроля.

Для полноты восприятия театральной деятельности — ознакомление с различными видами театра: настольным театром, теневым театром, театром на фланэллеграфе, театром пяти пальчиков, с театром игрушек, конусным театром, настольно-плоскостным театром, пальчиковым театром теней, театром предметов, театром ложек, с куклами Бибабо, игрой-драматизаци

Содержание театрализованных занятий включает в себя пять разделов.

Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Второй раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Третий раздел — «Культураитехникаречи» Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Четвёртый раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

-        Особенности театрального искусства.

-        Виды театрального искусства.

-        Рождение спектакля,

-        Театр снаружи и изнутри.

-        Культура зрителя.

Пятый раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

1.      Знакомство с пьесой.

2.      От этюдов к спектаклю.

Театрализованные занятия включены в общую стратегию воспитательной работы. Процесс таких занятий представляет собой систему творческих игр, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей ребёнка.

Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на активное участие ребёнка.

Дети любого возраста любят играть, игра часть их жизни. При этом они любят в кого-то или во что-то превращаться. Как эмоционально изображают дети зверей в музыкальной, театрализованной игре «Ай, ди-ли»! Зайчишку весёлым, а волка страшным, пугающим детей. Так в процессе игры дети с помощью выразительных движений рук и ног изображают животных.

Дети — замечательные актёры! Стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы элемент какого-то костюма, как он сразу входит в образ. Во время игры используются маски-шапочки и другие элементы костюмов: шляпку, нос и т. д.

Такой, казалось бы, отрицательный персонаж, как Баба Яга в исполнении детей становится забавной. Играя с детьми в эту игру, используются накладной нос, а также кукла Бабы Яги.

На занятиях формируется качественное исполнение творческих заданий. Развивая творческие способности детей, театральные игры помогают развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.

Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Для этого используется ряд игр: «Что делает зайчик?», (когда звучит весёлая музыка, зайчик пляшет, а когда — спокойная — спит),

«Солнечный и дождливый день» (турист шагает весело, когда светит солнышко, а уныло, когда идёт дождь) и другие. Предлагается детям, включая мимику, жесты, пантомимику, изобразить какого-либо персонажа, по выражению лица (глазам, бровям, губам) определить настроение человека. Здесь используются маски-схемы, которые помогают выразить своё эмоциональное состояние и реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец).

Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

1)      развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

2)      развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

3)      развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирующая весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Для этого следует подбирать для детей интересные стихи, которые бы находили эмоциональный отклик в их душах. Особенно полезно использовать диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Из таких стихов можно создать целый мини — спектакль. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства.

Одно и тоже слово или фразу учим детей произносить по-разному — грустно, сердито, удивлённо и т. д.

Предлагая детям игру «Фраза по кругу» (я проснулась или проснулся), стремимся, чтобы каждый ребёнок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произнёс данную фразу. Эти игры со словами развивают воображение, пополняют словарный запас.

В процессе бесед предлагаем детям обсудить такие вопросы: Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Кто шьёт костюмы? Кто рисует декорации? Как надо вести себя в театре?

Для лучшего усвоения бесед о театре и о театральных профессиях, предлагается ряд дидактических игр: «Открой нужную дверь», «Волшебная корзинка» и другие.

Приступая к работе над драматизацией, с детьми проводятся беседы: театр — особый прекрасный мир. В этом мире всё необычно Мы видим декорации, нарисованные художником и сделанные в театральных мастерских, видим людей, которых придумал драматург, и сыграли артисты. Но, глядя на сцену, мы забываем о театральных декорациях, и об артистах, переживаем вместе с героями спектакля их неудачи и удачи.

Не выходя из зрительного зала, можем совершить путешествие в любую точку планеты и в любую эпоху. Искусство театра помогает заглянуть в будущее, а главное — оно учит нас видеть прекрасное в жизни, в людях.

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая работа увлекает даже недостаточно активных детей, помогая преодолеть застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю нужно соблюдать несколько правил:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Роль музыки в театральной деятельности

Работая над драматизацией, много времени и внимания уделяю музыке. Музыка играет значительную и даже главенствующую роль: включена в сюжет, участвует в развитии действия, служит средством характеристики действующих лиц, привлекает к отдельным наиболее значительным эпизодам, акцентируя нарастание, напряжённость действия или наоборот, подчёркивает перемену в характере взаимоотношений героев.

Следует помнить, что драматизация или инсценировка той или иной сказки или песни являются настоящим произведением искусства, когда его компоненты подчинены единому идейному замыслу, органично выражают его. Это положение существенно не только для профессионального театра, но и для детского.

Основные этапы работы над драматизацией

Когда я выбирается материал для драматизации, отталкиваемся от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над драматизацией:

Выбор инсценировки и осуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов.

Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей.

Работа над выразительностью речи, и подлинностью поведения персонажей.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Репетиция отдельных картин с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов и декораций.

Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребёнка

Немаловажная роль в развитии творческих способностей ребёнка принадлежит также и кукольному театру, который развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой.

Как итог усвоения знаний по кукловождению является показ кукольных спектаклей младшим детям. Среди кукол — лукавый и весёлый Петрушка, самый любимый герой.

Когда мы говорим о кукольном театре, мы вновь возвращаемся в удивительную страну реальных фантазий и прекрасного мира сказок, где добро обязательно победит, а зло будет наказано.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно — изобразительная деятельность.

Роль воспитателя в театрализованной деятельности

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Только в тесном контакте работы с воспитателем можно достичь определённые цели: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества, эмоционального развития детей.

Театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже математических.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Успешность и результативность театральных занятий зависит от музыкального руководителя, хореографа, так, как без определённых вокальных навыков, без умения ритмично и выразительно двигаться, добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе нашего дошкольного учреждения оборудована театральная зона или уголок сказок, а также «тихий уголок», где ребёнок может быть один и поработать над ролью перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, видеофильмы, аудиокассеты для просмотра и прослушивания сказок.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Обеспечение связи детского сада с семьёй — очень важная проблема, которое решает современное дошкольное учреждение. В процессе занятий, подготовки к конкурсам, утренников, развлечений невольно через детей вовлекаются в театральную деятельность их родители.

Роль родителей в развитии театральных способностей детей

Родители помогают ребёнку придумать и изготовить свой «костюм» к празднику или деталь реквизита, Так они становятся нашими соучастниками и зрителя-ми, открывают своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

В заключении подведём некоторые итоги. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты.

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются:

-        все стороны личности ребёнка,

-        обогащаются интересы и личный опыт детей,

-        через стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм.

Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы ставим пред собой цель: сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, спектаклях, песнях, танцах, дети смогли применить в повседневной жизни. Только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться, из жизненных ситуаций начнут постепенно уходить чёрные краски и дети будут спешить навстречу с нами!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle