Библиографическое описание:

Зубов В. А. Мистика как элемент мировоззренческих ориентаций // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 790-792.

Все возрастающая точность и объективность картины мира, которую человеку дает современная наука и передовые технические средства, обусловливают, как ни парадоксально, все больший его интерес к мистическим предметам, событиям, процессам. «Всеобъяснимость» в окружающем мире вызывает протест в мироощущении и миропонимании даже интеллектуала, не говоря уже о широких массах населения во всех современных социокультурных системах. Открытость мира в аспекте научного объяснения вызывает разочарование у индивида и провоцирует его на поиски загадочных, непознанных пока еще людьми вещей. Это нашло отражение даже в засилье мистических сюжетов в разнообразных формах современных арт-практик. Актуализируется пророческое выражение из Екклесиаста — «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [1]. Итак, в XXI веке желание человека найти ненаучные, мистические обоснования природных и социальных явлений имеет значительное распространение, как в светском, так и религиозном ареале. Отметим, что среди 7 млрд. населения планеты более половины имеют религиозное мировоззрение. Так, общее количество приверженцев христианства (православия, католицизма, протестантизма, англиканской конфессии и других) превосходит 2,3 млрд. человек. Мусульман в мире — около 1 млрд. 500 млн. человек. Буддистов — около 500 млн. человек [2]. А, как известно, мистицизм присутствует во всех религиях. Мистический опыт часто основывается на аскетизме и может включать видение, трансы и экстазы. Социальную жизнь с древних времен заполняли мистерии — таинства, которые ранее связывались с тайными культами религиозных обрядов. Мистерии были распространены в Древней Греции и в Риме, но в них могли участвовать только посвященные лица. Обряды в мистериях в основном сводились к драматизированным представлениям содержания того или иного мифа, среди которых: страдания, смерть и возрождение Диониса; похищение Персефоны и другие. Мистерии чаще всего происходили ночью. В современных арт-практиках мистерии отражают как классические сюжеты, так и постмодернистские мотивы в осмыслении болевых проблем экзистенции современного человека. Мистицизм является одной из форм осознания и поиском способов единения с высшей действительностью, сакральным, Богом. Он основан на непосредственном опыте переживания, интуиции, инсайте или инстинкте.

Смысловое содержание мистики многопланово и имеет гносеологический, аксиологический, онтологический и праксеологический аспекты. Мистика (в переводе с греческого — тайный, скрытый) как составная часть мировоззрения человека предполагает его веру в существование сверхъестественных сил, с которыми он связан таинственным образом и способен общаться. На обыденном уровне к мистике относят все таинственное, непонятное для здравого рассудка и повседневной жизни, запретное для непосвященных. Последнее отразилось в широком распространении всякого рода мистерий, сосредоточивших в своих тайных, закрытых для широкой публики, организациях оккультное знание и практики, совмещавшие в себе широкий арсенал разнообразных сакральных действий — магических, религиозных, духовно-энергетического совершенствования. Как известно, мистика пронизывает все мировые и этнические религии, и ожидание чуда как формы индивидуального и коллективного спасения, всегда сопровождало человечество. Поэтому мистика выступает и как сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом. Как особый вид религиозно-философской познавательной деятельности, мистика, помимо традиционных способов познания истины — чувственного и рационального познания, акцентирует возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или Богом. Иногда такое общение признается единственным или самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные. Основой мистики выступает признание существования явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности. С христианской точки зрения реальная мистика разделяется по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия на мистику божественную, естественную и демоническую. Считается, что определяющим признаком мистики является непосредственная связь с сакральным началом, тогда как переживание экстаза не столь существенно [3, c.102]. Можно согласиться, что «основная тенденция мистического опыта как такового состоит в тяготении человеческого духа к непосредственному общению с Божеством как абсолютной основой всего сущего, причем прямым путем к этой цели все мистики считают преодоление «феноменальной» стороны своего бытия. Эта тенденция роднит между собой всех мистиков, без различия места и времени, национальности и религии» [4, c.63]. Мистика реализуется во многих экзистенциалах человеческого бытия. Особую окраску и глубину мистическому переживанию придает его экзистенциальное содержание в форме любви. Так, в суфизме, в индуистском движении бхакти, у христианских мистиков только возвышенная, бескорыстная любовь к Богу считается подлинным проявлением мистического единения с ним. Иногда считают, что обязательным элементом мистического транса выступает переживание экстаза и появление измененного состояния сознания, сопровождающееся паранормальными эффектами, однако измененного сознания достигают и в нерелигиозных сферах жизнедеятельности человека: художественном и научном творчестве, в спортивной борьбе, в творческом «сродном» труде и даже в протестном движении. Отсюда можно сделать вывод, специфика мистики не только и не столько в измененном состоянии сознания человека, сколько в допущении возможности особой, непосредственной связи с сакральным началом. Отметим, что для осуществления мистического опыта в мировой практике могут использоваться разные формы и субстраты. Так, суфии применяют для вхождения в мистически окрашенные, измененные состояния сознания — танцы, музыку, пение, шипящие и скрипящие звуки.

Повседневная жизнь человека также имеет множество точек соприкосновения с деятельной, оперативной мистикой. Распространенная во многих странах мира практика ясновидения, гадания, приглашения экстрасенсов, которая стремится производить различные мистические явления, а именно — воздействовать на объекты на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные — определяет мистическую наполненность мировоззренческого горизонта человека. Человек всегда устремлен к внешнему для него, надличностному сакральному приоритету и часто эти ориентации окрашены мистическими покрывалами. Мистицизм основывается на воспитании различных мистических переживаний, а следовательно на разработке и совершенствовании методов, которые направляют сознание человека к этим переживаниям. К мистическим практикам относят контемплятивно-медитативные методики, а также различные формы молитвы. Контемплятивные (затворнические) методики имеют целью наладить непосредственное взаимодействие между сознанием и бессознательным. Отличительной чертой мистического опыта является его индивидуальный, личностный характер, в отличие от обычной религиозной практики, где не обязательно прилагать чрезмерных усилий, придерживаться постоянно аскезы. Задача медитации — углубление человека в свою психическую жизнь, развитие способности четко осознавать тот глубинный смысл, содержащий тайну со-бытия человека и любого другого творения природы. Таким образом, открывается забытая истина, что внутренняя жизнь человека неразрывно связана с жизнью внешней.

Многие религиозные традиции описывают техники медитации и созерцания для достижения мистических видений. Христианские церкви расходятся во взглядах на мистицизм: некоторые принимают его, считая, что мистицизм является особой формой познания Бога, другие же отвергают его, как опасное отклонение, граничащее с ересью. Обращение современного человека к нерелигиозной мистике — гаданиям, оккультизму — приобрело значительные масштабы. Этому способствует коммерческая составляющая функционирования СМИ, Интернета, рост объема и влияния рекламы. Гадание — это приемы, обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие угадывать судьбу, предрекать будущее, познавать человеческим разумом непознаваемые стороны действительности. Надо отметить, что гадания, как форма предсказания, связаны с хозяйственной деятельностью человека, наблюдениями за явлениями природы и аккумулировали некоторый рациональный опыт, связанный с событиями в личной жизни человека. Однако подавляющее большинство гаданий основаны на суеверных представлениях: люди заглядывали в будущее преимущественно через посредничество потусторонних сил, через контакты с умершими предками, что всегда осуждалось религией. В мировоззренческих ориентациях современного человека сохранилось место и для оккультизма, мистического учения, признающего существование сверхъестественных (оккультных) сил и возможность общения с ними с помощью ритуалов и магии.

Распространению влияния мистики на сознание и жизненную стратегию современных людей способствует невозможность науки (иногда временная) объяснить некоторые явления, события или причины природных и социальных процессов. Дополнительным фактором жизнеспособности мистики выступает также доверие значительной части населения к деятельности, умышленно или ошибочно имитирующей науку, но по сути таковой не являющейся. Это — псевдонаука, паранаука, квазинаука. Главное отличие псевдонауки от науки — это использование непроверенных практикой и научными методами ложных данных и сведений. Анализ свидетельствует, что они выступают одной из форм прибыльного бизнеса. Список псевдонаучных тем, которые популярны и на современном этапе, содержит следующие направления: астрология, хиромантия, знахарство, магия (белая, черная, серая), парапсихология (телепатия, левитация), нейролингвистическое программирование, нетрадиционная медицина. Обращению к мистике и псевдонауке способствует и кризисное состояние современного социума. Неопределенность, рискованность, рост масштабов протестной активности во многих регионах мира, распространение сетевой организации современного социума, виртуализация общественной и индивидуальной жизни, рост индивидуального регулирования жизнедеятельности и управления общественными процессами со стороны религиозных институтов и харизматических личностей ведет к актуализации мистического компонента в мировоззренческой карте современного человека. Усиление мистических красок в восприятии мира и жизненных стратегиях человека обусловлено также ослаблением социального контроля и государственной регуляции общественной жизни, разрушением исторически сложившихся экономических связей; криминализацией политических и экономических отношений; процессами национально-территориальной трансформации, правовым нигилизмом; разбуханием, бюрократизацией и коррупцией государственного аппарата; кризисом науки, образования и культуры; социальным мифотворчеством, идеологической неопределенностью.

На современном этапе происходит изменение основания мировоззренческой ориентации. Отмечаются в этом аспекте следующие тенденции: кризис научного обоснования картины мира и распространение ненаучного, мистического обоснования мировоззренческих ориентаций. Благодаря новым коммуникационным возможностям и концептуальным новациям отмечается ренессанс религиозного обоснования мировоззренческих ориентаций личности. Имеют место, во многом благодаря Интернету и СМИ, такие характерные моменты как «агрессивное социальное сравнение», ориентация на «сильную личность», «социальный самострой» и «корпоративный эгоизм».

Подводя итоги, отметим, что объективное (иногда — беспощадное, безжалостное к чаяниям и мечтаниям человека) отражение окружающего мира наукой всегда будет сопровождаться мистическим, религиозным толкованием явлений, событий, процессов, которые дают надежду, яркие чувства и возможность ожидания чуда и спасения. Развитие современного мира свидетельствует о значительном спросе на нетрадиционные, мистические объяснения некоторых природных и социальных процессов, что обусловливает функционирование в современном бизнесе разветвленной отрасли по производству различных мистических версий быстрого финансового обогащения, объяснения исторических и современных событий, а также их отражение в мировоззренческих ориентациях современной личности.

Литература:

1.         Книга Экклесиаста. Глава 1 // Библия [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://biblia.org.ua/bibliya/ekkl.html

2.         World // The World Factbook [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/xx.html.

3.         Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение. — 2010. — № 2. — С. 102–113.

4.         Минин П. М. Мистицизм и его природа. — Киев: Пролог, 2003.- 148 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle