Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 03.04.2014

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Спицына, Т. А. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ / Т. А. Спицына, М. В. Чугунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1108-1110. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9988/ (дата обращения: 26.04.2024).

«Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

А. С. Макаренко.

В современных социально-экономических условиях антропогенное влияние на окружающую среду достигло небывалой интенсивности и глобальных масштабов. Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен, так как игнорирование фундаментальных природных законов привело к неадекватности принципов и методов вмешательства человека в природу. В настоящее время в окружающей среде наблюдаются опасные необратимые явления, связанные с исчерпанием природных ресурсов, загрязнением различными отходами, разрушением естественных ландшафтов, сокращением видового разнообразия и другие, которые ставят под угрозу выживание самого человечества. Действие указанных обстоятельств в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии, экологической безопасности.

Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает определенный уровень в системной организации современной науки, входит в систему государственной безопасности Российской Федерации. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г, экологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [6]. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. В связи с этим, большое внимание должно уделяться непрерывному экологическому образованию, юридические аспекты которого прописаны в этом же законе. Так, в 71 статье «Всеобщность и комплексность экологического образования»говорится о необходимости реализациисистемы всеобщего и комплексного экологического образования, включающей в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Однако в реальной жизни наблюдается недостаточная экологическая направленность общего среднего образования. Экология как самостоятельная учебная дисциплина отсутствует в базисном учебном плане. Экологическое образование реализуется в рамках многопредметной модели, которая предполагает экологизацию школьных дисциплин, то есть включение в их содержание экологических понятий и выделение в учебных программах тем, посвященных экологии. Главная цель экологизации — воспитание личности, ориентированной на ценностные экологические ориентации, позволяющие осознать необходимость сохранения природы, активного участия в экологической деятельности по выявлению и содействию в решении экологических проблем, экологическому самообразованию. Таким образом, экологизация — это не просто обогащение предметного содержания понятиями экологии и ценностными экологическими установками, но и формирование на их основе ценностных экологических ориентаций, потребностей и мотивов к деятельности экологического характера [1].

Экологическое образование может успешно реализовываться в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в содержательном компоненте которой представлены темы экологической направленности. Например, такие как «Антропогенные изменения в природе», «Чрезвычайные ситуации экологического характера», «Источники загрязнения окружающей среды», «Способы очистки воды», «Понятие о кислотных дождях», «Последствия опустынивания земель», «Показатели предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ» и другие [2]. Помимо теоретических знаний, учащиеся приобретают практические умения и навыки в области экологии: оценивать состояние окружающей среды, находить информацию об экологической обстановке в местах проживания, планировать возможный перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой и другие [3, 4]. Для успешного формирования знаний, умений по экологической безопасности, ценностного отношения к природе необходимо правильно мотивировать учащихся. Заинтересовать школьников можно различными способами: выбором творческих заданий, сменой методов обучения, интересными фактами, а также возможностью моделировать различные чрезвычайные ситуации, с которыми ученики могут встретиться в жизни. В результате у ребят появляется возможность проектирования модели предстоящих действий, формирования умений моделировать свои поступки в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вкладывая в данный процесс личностный смысл. При этом эффективность обучения значительно возрастает в том случае, если у учащихся сформирован познавательный интерес к проблемам безопасности и, в частности, экологической безопасности.

Познавательный интерес имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром. Такие известные психологи, как Выготский Л. С., Давыдов В. В., Рубинштейн С. Л. и др. утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что он развивается и обогащается в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т. е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [5]. Следует отметить, что становление многих характеристик личности находится в прямой зависимости от уровня сформированности познавательного интереса, который рассматривается как интегральная характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение к знаниям, процессу познания, своим интеллектуальным, эмоциональным и коммуникативно-волевым возможностям в познании. Суть познавательного интереса заключается в том, что его объектом является сам процесс познания, характеризующийся стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. Формирование познавательной активности, познавательного интереса учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности происходит под влиянием внешних и внутренних факторов: методической подготовки учителя, уровня развития учащихся, сформированности знаний, умений и навыков, направленности на активную учебную деятельность и других. Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике, под которым подразумевается качество деятельности, характеризующиеся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и следствием организации педагогической среды, в том числе включающей в себя игровые формы обучения.

В игре учащийся развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания и проверить свои умения и навыки. В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, увлеченности, эмоциональной привлекательности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях. Большинству игр, применяемых в педагогической практике, присущи следующие черты: свободная развивающая деятельность, творческий, импровизирующий характер, эмоциональная приподнятость; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Если рассматривать игру как процесс, то в ее содержание входят роли, которые берут на себя играющие; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов как замещение реальных объектов условными; сюжет, который условно воспроизводится в игре. Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе; формированию нравственных представлений и потребности положительного воздействия на окружающую среду; развитию способности предсказывать следствие по причине. При этом содержание игровой деятельности должно способствовать углублению экологических знаний учащихся, становлению эмоционально-чувственного отношения к природе, формированию умений и навыков безопасной экодеятельности. В качестве примера приведем следующие темы игр экологической направленности: «Источники экологической опасности», «Будь внимательным», «Что мы едим?», «Конференция экологов», «Экологический совет по обеспечению личной безопасности», графические головоломки, тематические кроссворды, игры-упражнения и др.

Педагогическое исследование по использованию игровых технологий в учебном процессе проходило на базе средней общеобразовательной школы № 235 им. Д.Д Шостаковича с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г.Санкт-Петербурга. В ходе констатирующего эксперимента нами было проведено анкетирование, тестирование и опрос учащихся 7–8 классов с целью определения общего уровня познавательного интереса, уровня мотивации к изучению экологических вопросов и уровня знаний в области экологической безопасности. Анализ результатов эксперимента показал, что уровень общей учебной мотивации находится чуть ниже среднего, а уровень познавательной активности к экологии, так же как и знания в данной сфере, очень низок. На следующем этапе педагогического исследования мы проводили уроки по ОБЖ с использованием игровых технологий, способствующих развитию познавательного интереса к экологии как в общем, так и к ее отдельным ее сторонам. В основу занятий легли активные методы обучения, средства с использованием мультимедиа и игровых методик. Так, например, мы провели экологическую игру «Думай по-зеленому», которая начиналась с выступления на тему: «Окружающая среда и Человек» с сопровождением презентации. Затем мы разделили детей на команды и выдали им маршрутные листы с названиями станций, например первая называлась «Экологический светофор». Для проведения мероприятия использовали вопросы на желтых, красных и зеленых карточках. Учащиеся должны были выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл. Вторая станция называлась «Безопасная окружающая среда».Мы предлагали командам познакомиться с разнообразной информацией о неблагоприятном состоянии окружающей среды, рассмотреть соответствующие фотографии и оценить состояние среды, выделив основные источники загрязнений и загрязняющие вещества. Время выполнения — 7–10 минут. Затем жюри оценивали рисунки по пятибалльной системе. Последняя станция носила название «Экологические высказывания известных и не очень известных людей». В течение определенного времени учащиеся должны были восстанавливать текст высказывания. Количество баллов зависело от количества правильно восстановленных слов в тексте и дополнительного балла, в случае, если учащиеся назовут имя автора высказывания. Основными задачами этого урока-игры были следующие: ознакомление учащихся с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля; формирование экологического мышления, экологической культуры; развитие умения решать экологические задачи и проблемы. Так же мы провели урок в форме телевизионной игры «Что? Где? Когда?" по теме экологическая безопасность, основной целью которого явилось расширение знаний учащихся об экологических проблемах окружающей среды, в том числе г. Санкт-Петербурга, способов их решения, а также воспитание экологической культуры школьников.

На заключительном этапе педагогического эксперимента мы вновь проверили уровни познавательной активности и знаний в области экологии, провели анализ результатов. На вопрос: «Какие уроки вам было интересно посещать?» 87 % школьников выделили уроки с использованием игровых методик. Уровень общей учебной мотивации за время проведения педагогического эксперимента практически не изменился, а уровень познавательной активности к экологии вырос на 27 %, знаний по экологии на 18 %. В результате проведения уроков с использованием игровых технологий, у учащихся появилось желание самостоятельно изучать вопросы экологической безопасности, сообщать о результатах друзьям, одноклассникам, родителям и занимать активную жизненную позицию по сохранению и улучшению окружающей среды. Таким образом, отношение к проблемам экологии может быть сформировано в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задачи формирования знаний и умений по экологической безопасности, экологической культуры личности требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов, средств обучения и воспитания. Использование игровых занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию личности безопасного типа поведения и решению многих учебно-воспитательных задач: развитию познавательного интереса, умений аргументированно отстаивать свою точку зрения, грамотно вести дискуссию, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, применять знания в новой ситуации.

Литература:

1.                  Власова Е. А. Экологизация школьного курса биологии как основа формирования экологической компетентности. // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика. Сборник материалов XI Международного методологического семинара 21–24 ноября 2011 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2011. — с. 157–161.

2.                  Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5–11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. — М.: Дрофа, 2010. — 107.

3.                  Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. — № 10/2012. — М.: «Новые технологии», 2012. — С.37–40.

4.                  Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: проект. — 2 — е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 47 с.

5.                  Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.

6.                  http://www.consultant.ru/popular/okrsred/70_13.html#p973

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая безопасность, познавательный интерес, знание, познавательная активность, умение, учащийся, экологическое образование, игровая деятельность, общая учебная мотивация.


Похожие статьи

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Условия формирования экологических знаний младших...

Ключевые слова: окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое

Создание мотивационной основы формирования экологических знаний младших школьников в познавательной деятельности.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

- привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные, - развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации...

Формирование у детей мотивации к овладению экологическими знаниями вырастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности обучающихся.

Создание положительной мотивации экологической...

Создание положительной мотивации экологической деятельности обучаемых основной школы.

Наиболее позитивное влияние на познавательную деятельность и на личность в целом оказывает внутренняя

[Текст] / Под общ. Ред. С.М. Усманова. – Бирск: Бирск.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Метод с точки зрения экологического образования — способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, дидактическая игра.

5) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных

8) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей: – мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической...

Похожие статьи

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Условия формирования экологических знаний младших...

Ключевые слова: окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое

Создание мотивационной основы формирования экологических знаний младших школьников в познавательной деятельности.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

- привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные, - развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации...

Формирование у детей мотивации к овладению экологическими знаниями вырастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности обучающихся.

Создание положительной мотивации экологической...

Создание положительной мотивации экологической деятельности обучаемых основной школы.

Наиболее позитивное влияние на познавательную деятельность и на личность в целом оказывает внутренняя

[Текст] / Под общ. Ред. С.М. Усманова. – Бирск: Бирск.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Метод с точки зрения экологического образования — способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, дидактическая игра.

5) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных

8) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей: – мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической...

Задать вопрос