Библиографическое описание:

Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1014-1016.

В последние годы, особенно в связи с демократическими трансформациями в нашей стране, широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. С каждым годом всё больше педагогов, психологов и социальных работников осознают, что построение подлинно демократического общества немыслимо без осознания учащимися ценностей гражданственности, толерантности и патриотизма. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом и прежде всего в юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого не только в семье, социальной среде, но и в школе.

В «Концепции модернизации российского образования» обозначено, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способные неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения и творчески их реализовывать, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Главные качества гражданина в современном обществе — это способность к самоопределению, уважение к ценностям и достоинству каждого человека, гражданственность, целостность, самодисциплина, сострадание и патриотизм, уважительное отношение к защите Родины, закону, равенству и верховенству права.

Гражданственность — это политическое, социально — психологическое качество, свойство поведения субъекта, которое характеризуется осознанием себя полноправным гражданином своей страны с политически зрелым сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью к судьбам своей Родины и своего народа.

Современное гражданское образование

Гражданское образование в широком смысле заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека — гражданина, личности, которой присущи гражданские качества.

Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.

Суть контаминационного подхода состоит в том, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин.

Согласно контаминационному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а видится одним из специфических направлений обществоведческого образования. В рамках этого направления существует ещё несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная.

Таким образом, гражданское образование — это личностно ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.

Целями и задачами гражданского образования являются:

-        социализация школьников;

-        воспитание внутренней свободы человека;

-        формирование навыков социальной практики;

-        глубокое усвоение основ социальных наук;

-        создание условий для развития и самоопределения личности, её духовного роста;

-        помощь ребёнку в обретении себя как личности, во избежание маргинализации, полноценном участии в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;

-        формирование определённого гражданского идеала, служащего показателем отношения личности к обществу;

-        нравственное развитие личности;

-        создание условий для обучения ребёнка самоидентификации себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества;

-        формирование у школьников позитивного правосознания: отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;

-        формирование понимания учащимися категорий «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека», «демократия» и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;

-        формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций;

-        формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и уметь отстаивать свою позицию.

В основные содержательные компоненты гражданского образования выделяются политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, основы социально-психологических знаний, а также культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

Среди подходов к содержанию гражданского образования следует назвать следующие.

Ситуационно-воспитательный подход, для которого характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр и т. д.

Правовой подход, сторонники которого считают, что любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны.

Политологический подход отдаёт приоритет изучению государства, политических идей, идеологий, партий и т. д.

Обществоведческий подход в центр системы общественных отношений помещает человека.

Культурологический подход делает акцент на сравнительном анализе культур различных народов мира.

Дисциплинарный подход делает акцент на знания.

Деятельностный подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Проектный подход требует от ученика постановки самих задач, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений.

В настоящее время активными методами обучения считаются такие, которые позволяют учащимся:

-        формировать своё собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать;

-        учиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;

-        обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;

-        уметь решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами;

-        продуктивно усваивать учебный материал;

-        анализировать факты и информацию;

-        комфортно себя чувствовать на занятии;

-        проявлять свою индивидуальность.

Под активными понимаются методы, включающие учащихся в процессы «добывания знаний» и развития мышления. Они позволяют:

-       стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

-       раскрывать свои способности;

-       приобретать уверенность в себе;

-       совершенствовать свои коммуникативные навыки;

-       формировать у учащихся творческое мышление.

Под итерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися.

Позитивное взаимодействие — основополагающий принцип итерактивных (коллективных) методов обучения, смысл их заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчётности и ответственности каждого члена группы.

Модели гражданского образования

Внедрение системы гражданского образования в конкретной школе связано с обязательным выбором одной из организационной моделей её осуществления. Выделяют пять моделей гражданского образования в России, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах.

Это модели:

1.          Предметно-тематическая модель гражданского образования основана на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения. Ограничения этой модели связаны с тем, что в её рамках слабо используются интерактивные методы обучения.

2.          Межпредметная модель гражданского образования представляет собой совокупность педагогических приёмов и методов, объединённой общей ценностной направленностью к преподаванию любых предметов. Существенную трудность реализации данной модели представляет отсутствие институциональной поддержки учителей России, работающих в данной сфере.

3.          Институционная модель гражданского образования представляет собой доминирование в организации жизни школы общественного самоуправления, придающего ей статус центра общественных и культурных связей.

4.          Проектная модель гражданского образования- разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической, экологической направленности. Социальные и гражданские проекты рассматриваются как способ овладения гражданскими компетенциями.

5.          Диссеминационная модель гражданского образования представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность учебной и воспитательной работы по проблемам правовой грамотности, развития социальных инициатив и др.

Модель «Школа — правовое пространство» — в современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества в современной России, граждане которой смогут жить в социально — правовом согласии друг с другом и с государством.

Литература

1.         Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., Просвещение, 2011.

2.         Игнатьев Е. Е. Духовно — нравственное воспитание школьников. — М., «Воспитание школьников», журнал, № 9, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle