Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 23.01.2016

Статья просмотрена: 3000 раз

Библиографическое описание:

Корнильева, С. Ю. Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ / С. Ю. Корнильева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/630/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»

В. А. Сухомлинский

 

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. [2]. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [4].

Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является помощь психологическому и социальному развитию обучающихся, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности. В центре внимания личностно ориентированных технологий обучения и воспитания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Педагогическая технология — это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного, планируемого результата. Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебно-воспитательного процесса (В. А. Монахов). [1., с.94]

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личностно ориентированное воспитание  это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е. В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей». Личностный подход это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С. Л. Рубинштейн. Другой известный психолог К. К. Платонов считал, что личностный подход — это индивидуальный подход человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. [4.. с.52–53]

В современных условиях индивидуальную работу с обучающимися необходимо поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Работа по личностно — ориентированному воспитанию направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая это, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. Приоритетной целью воспитательной работы считаю:

            создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка;

            сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других;

            создать условия для развития инициативы и самостоятельности обучающихся;

            обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка.

Становление индивидуальности происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а поэтому школьный возраст — всего лишь один из этапов данного процесса. Насколько мы сможем поддержать и развить индивидуальность в школьные годы, во многом будут зависеть яркость и полнота ее раскрытия и проявления в более зрелом возрасте. Смысл воспитательной деятельности состоит в помощи ребенку с ОВЗ стать и быть самим собой, содержание воспитательного процесса отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.

Очень важным фактором в личностно — ориентированном воспитании является индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к обучающимся в воспитании и проводится в несколько этапов.

Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других. Именно поэтому, личностно — ориентированное воспитание для нас очень актуально. Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Этому способствует созданная в нашем учреждении система мероприятий для всестороннего развития обучающихся во внеурочной деятельности. В центре работает много различных кружков, спортивных секций по интересам, с тем, чтобы каждый мог выбрать для себя занятие во внеурочное время для развития своих индивидуальных способностей.

Групповые занятия в системе личностно — ориентированного образования предполагают широкое использование методов воспитания и обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение обучающихся в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий. Обязательное использование здоровье сберегающих технологий и соблюдение ортопедического режима в системе внеурочной деятельности и во время учебного процесса. Основным моментом на занятиях является создание ситуации успеха, подбор заданий и информации подбирается с учетом психофизических особенностей каждого.

В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности обучающихся, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с ОВЗ, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка. Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, в своей работе использую следующие методы:

            информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);

            приемы актуальности субъективного опыта обучающихся;

            методы диалога;

            приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

            игровые методы;

            рефлексивные приемы и методы;

            методы диагностики и самодиагностики;

            методы проекта.

Наиболее доступны для обучающихся с ОВЗ практически-действенные методы воспитания. Особенно эффективны они для обучающихся, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.

Проектная деятельность — это искорка, зажигающий факел любознательности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации обучающихся выявляются через анализ структуры деятельности воспитателя и обучающихся, когда он сам определяет деятельность, открывает для себя новые знания, выбирает новые пути решения, экспериментирует, несет ответственность. Этот вид работы очень понравился и родителям, т. к. они вливаться в проектную деятельность вмести с детьми. Важность введения проектной деятельности необходима, так как в этой деятельности «находят» себя все обучающиеся. Метод проектов — технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы. Ежегодно в центре проводятся социальные проекты: «Этот загадочный и фантастический мир», «Я и моя семья», «Дом, в котором я живу», «Фильм, фильм. Фильм» и другие. В рамках патриотического воспитания проводится военный проект.

Эффективным механизмом повышения доступности повышения познавательной активности, является внедрение современных информационных образовательных технологий. Обучающимся нравится общаться с компьютером, работа с компьютером повышает самооценку, что очень важно для развития личности. В ходе этой работы возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления; все это ведет к повышению творческих способностей. Занятия с применением ИКТ увлекают, развивают, существенно меняют процесс образования и воспитания. На компьютерах обучающиеся оформляют свои проекты, выполняют письменные работы, сообщения, доклады. Учатся: узнавать новое, анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причины неудач и оценивать успехи. Каждый обучающийся работает в меру своих творческих сил, чувствует уверенность в себе, ощущает радость труда.

Воспитание, формирование личности обучающихся осуществляется каждый день. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающихся стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с одноклассниками, коллективные дела, игры, совместные переживания. Каждый обучающийся — индивидуальность: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, а кто-то читает много книг... Наша задача — помочь каждому ребёнку раскрыться.

При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, то ничего и не получится.

Репетиции спектаклей, общешкольных мероприятий имеют большое значение в воспитании индивидуальности обучающихся, так как во время их проведения они общаются и незаметно для себя показывают то, что умеют. Распределение ролей происходит, учитывая индивидуальные способности и желания каждого. На таких мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым. Обучающиеся учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно этому учатся быть хорошими людьми. Встречи, организованные с неординарными личностями, творческими людьми, оказывают положительное влияние. Все обучающиеся являются активными участниками мероприятий, проводимых как в центре, так и за его пределами, доказательством этого является наличие грамот, наград и кубков.

Таким образом, личностно-ориентированный подход — важнейший принцип воспитания детей с ОВЗ. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

 

Литература:

 

  1.              Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. и др.; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / 2004. — 144 с.
  2.              Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
  3.              Исаев, Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. — СПб.: Издательство ППМИ, 2003. — 186 с.
  4.              Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997.- № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, ориентированное воспитание, воспитание, личностный подход, проектная деятельность, работа, ребенок, внеурочная деятельность, воспитательная работа, известный психолог.

Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно- ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Анализируя проектную деятельность учащихся, установим

Применение эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяет увидеть положительную динамику в процессе социализации учащихся.

2. Водзинский Д. И. Внеклассная воспитательная работа.

Развитие личности учащегося посредством проектной...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Основные методы педагогической поддержки социализации...

Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации. Внеурочная деятельность как средство формирования...

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов

Воспитание, формирование личности воспитанников осуществляется каждый день.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, проектная...

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность, проектная деятельность, дополнительное образование, самостоятельное мышление, внеурочная деятельность.

Реализация гендерного подхода во внеурочное время

Ключевые слова: гендерный подход, гендерно-ориентированные технологии обучения и воспитания, военно-патриотическое воспитание, воспитательный процесс, внеурочное время.

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы...

внеурочная деятельность, ученик, предмет диагностики, подход, работа, педагог, деятельность, детский коллектив, воспитательный компонент, воспитательный процесс.

Личностно ориентированный подход...

Использование личностноориентированного подхода в педагогической работе с детьми с ОВЗ позволяет сгладить сложную структуру их дефекта, способствуя максимально комфортной адаптации детей к социальной среде.

Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно- ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Анализируя проектную деятельность учащихся, установим

Применение эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяет увидеть положительную динамику в процессе социализации учащихся.

2. Водзинский Д. И. Внеклассная воспитательная работа.

Развитие личности учащегося посредством проектной...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Основные методы педагогической поддержки социализации...

Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации. Внеурочная деятельность как средство формирования...

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов

Воспитание, формирование личности воспитанников осуществляется каждый день.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, проектная...

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность, проектная деятельность, дополнительное образование, самостоятельное мышление, внеурочная деятельность.

Реализация гендерного подхода во внеурочное время

Ключевые слова: гендерный подход, гендерно-ориентированные технологии обучения и воспитания, военно-патриотическое воспитание, воспитательный процесс, внеурочное время.

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы...

внеурочная деятельность, ученик, предмет диагностики, подход, работа, педагог, деятельность, детский коллектив, воспитательный компонент, воспитательный процесс.

Личностно ориентированный подход...

Использование личностноориентированного подхода в педагогической работе с детьми с ОВЗ позволяет сгладить сложную структуру их дефекта, способствуя максимально комфортной адаптации детей к социальной среде.

Задать вопрос