Библиографическое описание:

Бондаренко В. И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 919-923.

В статье проанализированы современные социокультурные условия становления молодого поколения; изложено разнообразие взглядов на сущность феномена духовности; обосновано содержание, принципы и пути формирования духовности студентов отечественных высших учебных заведений; показаны противоречия данного процесса.

Ключевые слова: духовность личности, студенты, учебно-воспитательный процесс, формирование духовности.

The modern social and cultural terms of becoming the young generation are analysed in a section; outlined variety of looks on essence of the phenomenon of spirituality; grounded maintenance, principles and ways of forming the spirituality of students of Ukrainian higher educational establishments; contradictions of this process are shown .

Key words: spirituality of personality; students, educational process, forming of spirituality.

Современное социально-экономическое, научно-техническое и культурное развитие общества поставило перед высшей школой задачу сформировать не только настоящего профессионала, обладающего глубокими профессиональными знаниями, но и высокодуховную личность. Вместе с тем следует отметить, что присущая высшему образованию специфика учебного процесса не способствует динамичному разнообразию направленных на достижение указанной цели воздействий. На сегодняшний день вследствие недостаточной разработанности аспектов содержания и ценностных доминант высшего профессионального образования ВУЗы, в основном, действуют, как консервативный «распределитель» профессиональных знаний, по которым теряется духовная составляющая личности будущего дипломированного специалиста. Такая ситуация позволяет выделить следующие противоречия:

-          между объективной потребностью общества в активных творческих личностях с развитой системой духовных ориентиров, способных к духовно-практической деятельности и трансляции духовных ценностей и идеалов, и неразработанность конкретных путей формирования духовности будущего специалиста в период общепрофессиональной подготовки;

-          более или менее выразительным аксиологическим потенциалом каждой из профессиональных дисциплин в формировании духовности студентов и чрезмерным «весом» в образовательном процессе знаниевого компонента содержания высшего образования;

-          обострением потребности образовательной практики в научно-методическом обеспечении формирования духовной культуры студента и отсутствием фундаментальных разработок по данной проблематике.

В такой ситуации крайне острой становится не только необходимость переноса задач профессионального образования, должного внимания к формированию духовности студентов и реальное возвращение категории «духовность» в педагогическую науку, но и сосредоточение исследователей практиков на осмыслении содержания и поисках наиболее эффективных путей духовного развития сегодняшнего студенчества в современных социокультурных условиях.

Со своей стороны, понимая духовность будущего специалиста, как интегративное профессионально значимое качество личности, характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии, к основным критериям ее сформированности считаем целесообразным включить: культурную компетентность, представленность духовно-культурных ценностей в аксиологическом потенциале личности, эмпатийность, целеполагания в сфере духовной жизни и включенность студента в духовно-практическую деятельность. Исходя из этого, формирование духовности студенческой молодежи должно предусматривать: интеграцию знаний о ценности духовной культуры, развитие духовного мира молодого человека, обогащение духовных потребностей, расширение опыта духовного познания на основе активизации духовно-практической деятельности и стремление к духовному самосовершенствованию. Сам процесс формирования духовности в высшем учебном заведении, на наш взгляд, включает: конструирование педагогом ситуаций проживания нового опыта; искусственное создание в стенах ВУЗа среды, способной осуществить определенное предполагаемое воспитательное воздействие, интеграцию внутренних и внешних условий развития, целенаправленное стимулирование действия факторов развития личности.

Главной сферой социальной активности студенческой молодежи выступает обучение. И именно в отношении к нему, в оценке значения полученных знаний, культуре чтения специальной литературы, стремлении к успехам в профессиональном росте наиболее отчетливо проявляется уровень развития духовности, которого достиг конкретный студент. Помочь ему с максимальной эффективностью использовать годы учебы в высшем учебном заведении для «восхождения» к вершинам духовности педагог сможет, положив в основу преподавания своего предмета совокупность принципов: аксиологического (понимание человека как высшей ценности, ориентация на духовность как одну из определяющих характеристик ценности высшего образования); личностно-ориентированного (учет закономерностей природного и социокультурного развития личности, организация учебного процесса в контексте культуры цивилизации и определенного народа); деятельностного (удовлетворение интересов и потребностей студента в различных видах духовно-практической деятельности, стимулирование молодого человека к самостоятельной духовной поиска).

Заметим, что соблюдение указанных принципов не теряет своей актуальности на каждом из этапов формирования духовности студенчества, а именно: когнитивно-рефлексивном (расширение знаний о духовной основе определенной профессиональной дисциплины), ценностно-смысловом (осмысление особенностей развития собственного духовного «Я» в процессе интериоризации полученных от педагога духовных знаний) деятельностно-трансляционном (формирование оценочного отношения к явлениям окружающей действительности, реализация стремления самостоятельной духовно-практической деятельности, экстериоризация приобретенного опыта духовного познания). Подобное взаимодействие эмоционально-когнитивных процессов и ценностно-смыслового поля молодого человека в пространстве внутреннего «Я» позволяет эффективно решать задачи становления целостной духовной личности. Причем полезными в формировании духовности студентов могут стать как традиционные, так и инновационные формы аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности студентов (лекции, беседы, брифинги, дискуссии, конференции, участие в разработке различных культурных проектов или моделировании заданных ситуаций).

Заметим, что среди всех учебных дисциплин в высшей школе, независимо от профессионального направления, бесспорными лидерами в процессе формирования духовности студенческой молодежи следует признать культурологические дисциплины. Ведь именно культура фокусирует систему ценностных представлений человека, переводя ее таким образом в качественно иной способ бытия – более осмысленный и упорядоченный. В данном контексте ценностное содержание культурологических дисциплин заключается в их способности обеспечить студентов совокупностью знаний о смысле и значении культуры и представлениями о ценностном отношении к окружающему миру; обогатить их культурные потребности и стимулировать к духовно-практической деятельности. Кроме того, поскольку одним из наиболее эффективных путей воздействия на внутренний мир личности является окружающая среда, студента в стенах высшего учебного заведения, кроме целенаправленного педагогического воздействия педагога, должен «окружать» мир духовных ценностей, переживания и понимание которых будет способствовать его духовному росту. Обеспечить такое «окружение» способно искусство. Французский философ М. Дюфренн, разрабатывая собственную концепцию артизации действительности, провозглашал высоким типом познания, видя в нем практически единственное средство торможения деперсонализации и дегуманизации человека в условиях современного общества. [18, с. 31].

Поэтому, чтобы достичь цели формирования высокодуховной личности, каждое высшее учебное заведение нашего государства должно стать учебно-научным, культурно-образовательным и воспитательным центром студенческой молодежи. Сложность заключается в том, что это должно происходить в условиях, когда в молодежной среде наблюдается стремительный рост наркомании и токсикомании, заболеваемости СПИДом, преступности; когда расцвет так называемой «массовой культуры» с присущими ей атрибутами насилия, жестокости, порнографии, засильем на телевидении боевиков и фильмов ужасов достиг небывалых размеров, и когда ежедневно усиливается социально-культурная апатия студенческой молодежи. Эти негативные процессы находят отражение в различных социологических исследованиях и констатируют, что для большинства нынешних студентов в сфере духовных интересов главным является телевидение. На втором месте стоит «эстрадная музыка». А такие виды искусства как: живопись, театр, хореография, классические литература и музыка им практически незнакомы.

Вопросы духовного развития личности сегодня чрезвычайно актуальны. Его значение всегда растет в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Поскольку именно такое время переживает сейчас наша страна, важно создать эффективное противодействие намеченной тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато опасными последствиями – культурным обеднением жизни общества и духовным упадком индивидов, его составляющих. Недаром с уровнем духовного развития и способностью личности воспринимать красоту и строить собственный мир по ее законам связывают результативные проявления человеческой творческой энергии, а также общий прогресс общества во всех сферах его жизнедеятельности.

Оценивая современные социокультурные опасности, И. Дзюба отмечает, что "потеря многообразия природных условий и впечатлений, радостей и стимулов, монотонность городского быта и технологизированность труда, стандартизация обучения, информация, развлечения, серийность духовной продукции – все это приводит не только к эмоциональному обеднению жизни, но и к снижению моральной чувственности, в частности в поисках суррогатных и стрессовых компенсантив утраченных переживаний; к ослаблению физического и психического здоровья, постепенному сужению шкалы человечности, поскольку развитие достает только те составляющие человеческого характера, которые "вписываются" в большей степени в искусственные условия существования" [5, с. 8-9]. Соглашаясь со справедливостью приведенной мысли, считаем, что сегодня процесс модернизации высшего образования должен быть главным образом ориентирован на обеспечение соответствующих условий для полноценного, системного и целенаправленного утверждения человеческого в человеке, развитие тех сил и возможностей, которые позволят ему строить свою жизнь, руководствуясь общечеловеческими ценностями.

В данном контексте формирования духовности студентов любого по профессиональной направленности высшего учебного заведения, их гармоничное всестороннее развитие невозможно без целенаправленного ознакомления с культурными достижениями человечества, различными видами искусства, без формирования у них навыков эстетического освоения окружающей действительности. Все это объединяется под общим названием – художественное воспитание, которое, по нашему мнению, в современных условиях духовного упадка украинского общества должно занять в профессиональной подготовке будущего дипломированного специалиста достойное место рядом с усвоением профильных дисциплин. Именно оно, сочетаясь с аксиологическим влиянием всех учебных предметов, способствует усвоению студентами духовных достижений нации, адекватной интерпретации ими художественных ценностей и вообще, станет действенным фактором формирования духовности молодежи, определяя степень интеллигентности и творческую направленность ее устремлений.

Кроме того, роль художественного воспитания усиливается и, учитывая процессы глобализации, для которых характерна многоцветная культурная мозаика, мощный информационный поток, противоречивые процессы индивидуализации и деперсонализации личности, требуют поиска новых подходов к воспитанию человека, способного проявлять собственную уникальность. Среди негативных последствий глобализационных процессов крайне опасно определенное "раскультуривания" человека, его моральная деградация и дегуманизация. В диалоге культур художественное воспитание обеспечивает обобщение и углубление искусствоведческой, культурологической и эстетической компетенции студентов, способствует формированию их гуманистической направленности.

Учитывая, что студенческий возраст является периодом наиболее интенсивного формирования личности, развития профессионального мышления и самоутверждения, чрезвычайную актуальность приобретает вопрос включения художественного воспитания в систему учебно-воспитательной работы высшего учебного заведения. Это требует специальной педагогической деятельности, направленной на привлечение студентов в казну всемирной художественной культуры, на духовное развитие и реализацию творческого потенциала личности, на формирование ее гуманистической мировоззренческой позиции. Нужно осознать, что только замена стихийного самообразования организованной и контролируемой системой учебных занятий по искусству способна повысить и сделать привычными эстетические потребности. Научить молодого человека видеть, чувствовать и понимать прекрасное в любом его проявлении – основная задача педагогического коллектива ВУЗа, который стремится сформировать интеллигентную и высокодуховную личность.

Исходя из указанной цели, художественное воспитание в ВУЗе должно быть направлено на решение ряда задач. А именно: во-первых, обеспечение возможности студентам продолжать свое художественно-эстетическое образование, которое, возможно, было получено до момента вступления в высшее учебное заведение. Кроме того, необходимо создание условий для развития способностей и талантов студенческой молодежи, оказание помощи в планировании и организации досуга, как в стенах ВУЗа, так и за его пределами. Это может быть посещение выставок, музеев, концертов, театров, участие в коллективах художественной самодеятельности, разнообразных художественных фестивалях. Третья задача состоит в формировании у студенчества сознательного стремления быть активным субъектом художественной среды.

Следует заметить, что художественное развитие студентов во время их обучения в ВУЗе происходит не только под влиянием специальных воспитательных мероприятий. Сюда же добавляется ряд демографических, социальных, социально-психологических и других  факторов. Среди них: молодежная и культурная политика государства, социально-экономическое и политическое состояние общества, профиль ВУЗа и место его нахождения, индивидуально-психические особенности молодого человека и существующий уровень ее художественной культуры. Учитывая это, достижение главной цели духовного развития студенческой молодежи требует от профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений учета влияния названных факторов в процессе поиска эффективных форм и методов работы, направленных на духовный рост личности; органического сочетания обучения, воспитания, научно-исследовательской и методической работы.

В специальной литературе, а также на разного рода конференциях говорится о необходимости повышения роли культуры во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, декларируется принцип гуманитаризации образования, который предусматривает усиление удельного веса гуманитарных знаний в системе обучения. Вместе с тем приходится признать, что нынешние образовательные стандарты отнюдь не направлены на усиление роли культуры и искусства в учебно-воспитательном процессе. Актуальной задачей становится выявление гуманитарного потенциала каждого элемента учебно-воспитательной системы ВУЗа и усиление культурологических функций учебных дисциплин.

Анализ современного состояния обеспечения и организации духовного развития молодежи средствами культуры и искусства позволяет выделить ряд проблем, основными из которых являются:

1.         В системе художественного воспитания еще достаточно влиятельной остается традиция сосредоточения педагогических усилий не на развитии духовности личности, а главным образом, на освещении теории и истории культуры, искусства. Такой подход, по нашему мнению, является ошибочным, поскольку в нем фактически игнорируется субъект эстетического отношения.

2.         В существующей практике привлечения студенческой молодежи к миру искусства иногда одним видам искусства (изобразительное, музыкальное искусство, литература) отдается предпочтение, а другим видам художественного творчества (киноискусство, архитектура, театр, ландшафтное искусство) должное внимание практически не уделяется. Это негативно отражается на формировании эстетического опыта молодежи, разрушает целостность ее духовного становления.

3.         Беспокойство вызывает и тот факт, что культурологическая подготовка будущих специалистов, способна стать стержнем духовного воспитания студенчества, в большинстве случаев сводится к лекционным занятиям. При этом довольно редко и малоэффективно используются эстетико-воспитательные возможности внеаудиторной работы, деятельности студенческих клубов и молодежных объединений. При таких обстоятельствах молодежь психологически настраивается на формальное восприятие духовных ценностей человечества и не видит реальных возможностей для реализации своей активности в области духовного самосовершенствования.

Литература:

1.    Андрущенко В. Роздуми про освіт. Статті. Нарисси. Інтерв’ю / В.Андрущенко.  – К., 2004. – 738 с.

2.    Буева Л.П. Проблема творчества / Л.П. Буева // Вопросы философии. – 1996. – № 2. – С.4-12.

3.    Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л.П. Буева. – М. : Фонд "Новое тысячелетие", 1998. – 168 с.

4.    Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М., 1988.

5.    Дзюба І.М. Україна перед сфінксом майбутнього / І.М. Дзюба // Український історичний журнал. – 2002. – № 3.

6.    Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) / В.П. Зинченко // Вопросы философии. – 2002. – №2. – С. 119–136.

7.    Коханович Л.И. Гуманитарная среда ВУЗа и гуманитарное образование / Л.И. Коханович. – М. : НИИВО, 1995. – 144 с.

8.    Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации / С.Б. Крымский // Вопросы философии. – 1992. – № 2. – С. 15-23

9.    Кулюткин Ю.Н. Технократия и гуманизм / Ю.Н.Кулюткин // Информационный бюллетень: Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. – СПб, Новгород, Псков, 1995. – С. 8-11.

10.     Семиченко В.А. Психология эмоций / В.А. Семиченко. – Луганск: НПФ «Осирис», 1996. – 164 с.

11.     Сипченко В.І. Гуманістична спрямованість навчально-виховного процесу у вищій школі / В.І. Сипченко //Теоретичні питання освіти та виховання: Збірник наукових праць. За заг. ред. М.Б. Євтуха. – Вип. 8. – К.: Видавничий центр КДЛУ, 2000. – С. 73-74.

12.     Сухомлинський В.О. Виховання почуттів / В.О.Сухомлинський // Вибрані твори: В 5-ти т. Статті. – К. : Радянська школа, 1977. – 639с.

13.     Ушинський К.Д. Вибр. пед. тв. Т.І. – К., 1983. – 352 с.

14.     Художественная культура и развитие личности / Отв. редактор Ю.У. Фохт-Бабушкин. – М. : Наука, 1987. – 132 с.

15.     Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. –  М., 1982. – 186 с.

16.     Щербань П. Формування духовної культури особистості / П.Щербань // Рідна школа. – 1999. – № 7. – С. 14-17.

17.     Энциклопедический словарь по культурологии / Под. ред. проф. А.А. Радугина. – М. : Центр, 1997. – 264 с.

18.     Юдина М.Е. Эволюция взглядов Мишеля Дюфренна на природу худож. творчества / М.Е. Юдина // Теор. проблемы художественно-эстетич. деятельности. – М., 1982.

19.     Юзвак Ж.М. Духовність як психологічний феномен: структура та чинники розвитку / Ж.М. Юзвак // Філософська думка. – 1999. – № 5. – С. 139-150.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle