Специфика формирования ответственного поведения у студентов высших учебных заведений | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Воспитание в высшей школе

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 15.10.2015

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Басаев В. А. Специфика формирования ответственного поведения у студентов высших учебных заведений // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/14/338/ (дата обращения: 12.12.2018).



 

Экономический кризис, социальные проблемы рождаемости и понижение общего физического и психического здоровья среди населения — всё это различные стороны одного и того же социального явления. Данное явление отражает общие изменения в обществе, которые связаны с формированием единых стандартов жизнедеятельности человека, основанных на повышении благосостояния человека, возможности получения и потребления им как можно большего количества материальных и моральных благ.

Всё это приводит к постепенной перестройке образа мышления большинства людей и касается изменений не только в образе их жизни, но и их отношения к получению высшего образования.

На данный момент времени высшее образование в нашей стране стало более доступным, а значит, всё больше и больше людей его получают и становятся дипломированными специалистами.

В результате такой общедоступности знаний, население страны вроде бы должно быть гораздо умнее и образованнее. Однако средства массовой информации всё чаще указывают на противоположную тенденцию — снижение интеллектуального уровня и общей грамотности населения. Своеобразие данной тенденции состоит в том, что получение необходимых знаний, умений и навыков во многом определяется особенностью поведения и специфической деятельностью его «потребителей». [1, с. 56] Именно процесс потребления, а не активное достижение и усвоение знаний во многом становится барьером для повышения интеллектуальности населения. Современное общество, а значит и образовательная система, всё больше становятся обществом потребления, когда человек получает всё необходимое для существования, не прикладывая к этому никаких усилий.

Прежде получение высшего образования являлось социальной проблемой для большинства граждан и определяло в последующем соответствующее высокое социальное положение и статус личности.

Образованный человек выделялся среди других людей особыми навыками и способностями, которые позволяли ему выполнять сложные технические и научно-практические задачи. Именно поэтому стремление поступить в высшее учебное заведение характеризовалось настойчивостью и способностью личности преодолевать различные препятствия. Данные качества создавали предпосылки для последующего эффективного включения индивида в социальные отношения, а значит, и более успешной его адаптации в обществе. [2, с. 92] В результате сам факт поступления в высшее учебное заведение предполагал своеобразный отбор личностей, у которых уже были предпосылки активной борьбы с трудностями и их соответствующего преодоления.

Кроме этого, студенты и выпускники высших учебных заведений отличались высоким уровнем обучаемости, т. е. они оказывались способными выполнять такую профессиональную деятельность, которую до данного конкретного момента не выполняли. Таким образом, попадая в реальные производственные условия, бывший студент мог достаточно быстро освоить необходимые «тонкости» профессии и стать впоследствии высококвалифицированным специалистом.

Разрыв между теорией и практикой у будущих выпускников, компенсировался сформированной в процессе обучения важной способностью — исследовательским поведением или «надситуативной» активностью, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь, не будучи уверенным, в их выполнимости.

Умение самостоятельно размышлять, быстро и эффективно обучаться новым профессиональным навыкам становилось одним из важнейших показателей студенческой молодежи, а впоследствии и квалифицированных специалистов.

Направленность высшего образования и ее основной «продукт» (выпускники) оказывались открытыми для поступления новых и важных знаний, которые затем активно использовались в профессиональной деятельности. Основная задача высшего учебного заведения состояла в том, чтобы научить будущего специалиста постоянно размышлять, творчески решать возникающие производственные проблемы и задачи.

Таким образом, будущие специалисты должны были не только получать необходимую информацию, правильно ее хранить и классифицировать, но, и создавать новые модели на базе имеющихся знаний, т. е. они представляли особого рода самообучающуюся систему.

В результате, можно было говорить о том, что студенты вместе с получением необходимых знаний, информации и диплома о высшем образовании, также осваивали и способы активного изучения и познания окружающего мира. Высшие учебные заведения ставили своей задачей подготовить разностороннюю и многогранную личность будущего специалиста. Выпускники вынуждены были успешно разбираться не только в своей профессиональной области, но и в смежных областях знаний.

Таким образом, студенты и выпускники высшего учебного заведения чаще всего представляли собой людей с высоким уровнем социальной и профессиональной адаптивности, способных в самых различных условиях и ситуациях не только приспособиться, но и активно реализовать свой личностный, профессиональный потенциал. Но самое главное, будущие специалисты оказывались способны в своей профессиональной деятельности нести ответственность за свои действия и поступки.

Ответственность в психологической литературе часто понимается как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность является качеством зрелой личности и компонентом профессиональной компетентности специалистов любого профиля. [3, с. 82]

Однако в современном отечественном образовании намечается противоположная тенденция, когда студенты и выпускники надолго остаются зависимыми от окружающего мира и поэтому у них возникают трудности для успешной социальной адаптации и вовлечении в профессиональную деятельность. Часто они отказываются брать на себя какую-либо ответственность за свою деятельность, как в социальном, так и в профессиональном отношении. Во многом это является результатом их обучения в образовательном учреждении. Рассмотрим отдельные факторы, обуславливающие данную тенденцию.

В настоящее время население нашей страны получило возможность получать высшее образование не только на государственной (бесплатной) основе, но и на коммерческих условиях, т. е. оплачивать собственное образование. В результате статус студента в высшем учебном заведении серьёзно изменяется. Теперь он оказывается «коммерческой» личностью, «заказчиком образовательных услуг». Это приводит, как к позитивным, так и негативным последствиям.

Позитивным фактором данного явления стало то, что высокий уровень экзаменационного стресса резко снижается. В результате будущие студенты и их родители уже не в такой степени эмоционально переживают, т. к. заранее знают о своем поступлении. Это приводит к тому, что проблема «прикладывания» физических и психических «учебных» усилий понижается.

Вступительные экзамены, страх и тревога, связанные с ними постепенно исчезают, а значит, появляется уверенность «в завтрашнем студенческом будущем». Это приводит к тому, что высшее образование начинает рассматриваться как составная часть жизнедеятельности современного человека. Именно поэтому в обществе всё больше начинают говорить о тенденции перехода на всеобщее высшее образование, которое становится заменой «общего среднего» образования.

С другой стороны, современная трансформация высшей школы предполагает и свои отрицательные стороны. Получение платного образования приводит к тому, что не каждый платежеспособный гражданин, психологически готов к обучению в высшем образовательном учреждении.

Учебная мотивация и желание учиться у будущего студента вроде бы присутствуют, но, студенческая ответственность и серьёзность оказываются не сформированными. Он в больше степени определяется «великовозрастным школьником», т. е. вместо «взрослой» личности студента, которая понимает свои права и обязанности, отстаивает их, присутствует инфантильная «подростковая» личность школьника-студента, которая пока еще не способна самостоятельно осуществлять свое образование и самообразование, а также отвечать за свои действия и поступки. В результате, современный студент отличается от школьника только немногими социальными факторами и показателями, определяемыми его возрастными особенностями. Вроде бы большая свобода действий и передвижений, большая социальная и правовая независимость, а также гражданская и юридическая ответственность, на самом деле сопровождаются серьёзными ограничениями и запретами, при этом, как взрослыми, родителями, так и самими молодыми людьми. Одним из показателей данного явления стало то, что в некоторых институтах и университетах появились новые для высших учебных заведений социальные инстанции и службы — родительские собрания, попечительские советы, где родители первокурсников и даже старших курсов должны были контролировать посещаемость своих детей и отвечать за их успеваемость.

Всё это привело к тому, что как государственные, так и, в большей степени, коммерческие вузы стали снижать уровень требований обучения в целях создания более комфортных условий для получения высшего образования студентами. Обучение студентов в отдельных вузах стало осуществлять путём «прослушивания» различных учебных дисциплин, которые читались известными специалистами и учеными. Студенческая атмосфера стала определяться как получение образования без соответствующих экзаменационных переживаний, трудностей и препятствий, которые серьезно осложняют жизнь человека и создают психологические проблемы. Таким образом, образовательное пространство предопределяло снисходительное отношение к студенту, как неспособному освоить необходимый объем знаний (своеобразная неполноценность), а значит и обучение становилось популяризированным, не предполагающим научную строгость.

В результате высшая школа вместо своего дальнейшего развития, усиления требований и качественной подготовки будущих профессионалов и специалистов, все больше приближается к школьному обучению, но более высокого уровня.

Наиболее актуальным в современном образовании становится формирование ответственности с момента поступления молодого человека в высшее учебное заведение. Переход к совершенно новому виду обучения должен означать коренную перестройку всего образа жизни молодого человека, когда он должен ходить в институт, посещать лекции и семинары, самостоятельно заниматься тем, что предусмотрено вузовской программой, выполнять требования преподавателя и добиваться качественных результатов в учебе. Данный процесс предполагает, что, как со стороны родителей, так и преподавателей должны создаваться условия, когда молодой человек будет осознавать и понимать свою социальную значимость, уметь преодолевать возникающие трудности и препятствия, а также представлять себя «зрелой», «взрослой» личностью, способной нести ответственность за свои поступки и действия.

 

Литература:

 

  1.                Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования: Учебник. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2005. — 264с.
  2.                Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Наука, 2006. — 359с.
  3.                Пионова Р. С. Педагогика высшей школы. — М.: Педагогика, 2002. — 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, высшее учебное заведение, профессиональная деятельность, высокий уровень, молодой человек, будущий специалист, высшая школа, противоположная тенденция, окружающий мир, будущее.

Похожие статьи

Рубрика: Высшее профессиональное образование

высшее образование, высшее учебное заведение, профессиональная деятельность, высокий уровень, молодой человек, будущий специалист, высшая школа, противоположная тенденция, окружающий мир...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях...

студенческая молодежь, художественное воспитание, высшее учебное заведение, молодой человек, духовное развитие, духовно-практическая деятельность, высшее образование, высокодуховная личность, формирование...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов. Автор: Канаева Надежда Анатольевна. Рубрика: Психология и социология. Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе, чем они будут заниматься

Исследование уровня востребованности на российском рынке... специальность, выпускник, окончание университета, рынок труда, Россия, высшее образование, остальное.

Условия формирования будущего специалиста вуза

Концепция разработки образовательных стандартов высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливаемых НИТУ МИСиС.

– М., 2007. Корнеев Э.Н. Условия формирования будущего специалиста ж. Молодой ученый, № 6, 2011.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов, к профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы ориентированы именно на компетентностный подход.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является образовательный стандарт высшего профессионального образования, в который включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Проблемы образования в государственных федеральных...

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Рубрика: Высшее профессиональное образование

высшее образование, высшее учебное заведение, профессиональная деятельность, высокий уровень, молодой человек, будущий специалист, высшая школа, противоположная тенденция, окружающий мир...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях...

студенческая молодежь, художественное воспитание, высшее учебное заведение, молодой человек, духовное развитие, духовно-практическая деятельность, высшее образование, высокодуховная личность, формирование...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов. Автор: Канаева Надежда Анатольевна. Рубрика: Психология и социология. Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе, чем они будут заниматься

Исследование уровня востребованности на российском рынке... специальность, выпускник, окончание университета, рынок труда, Россия, высшее образование, остальное.

Условия формирования будущего специалиста вуза

Концепция разработки образовательных стандартов высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливаемых НИТУ МИСиС.

– М., 2007. Корнеев Э.Н. Условия формирования будущего специалиста ж. Молодой ученый, № 6, 2011.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов, к профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы ориентированы именно на компетентностный подход.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является образовательный стандарт высшего профессионального образования, в который включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.

Роль практики в формировании профессионального становления...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Проблемы образования в государственных федеральных...

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос