Библиографическое описание:

Ткачев В. А. Сущность и содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1116-1118.

Образовательная деятельность по профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в российских военных вузах является важным направлением военно-технического сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с зарубежными странами и доходной статьёй бюджета.

Теоретический анализ педагогических исследований военных ученых показывает, что вопросам сущности, содержания, организации и методики профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ, уделяется большое внимание. Положения и выводы, содержащиеся в этих работах, во многом применимы к исследованию проблемного вопроса совершенствования профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ.

Проведенный теоретический анализ показал, что подготовка военнослужащих зарубежных стран исследовалась М. А. Акрамом, А. И. Афанасьевым, И. А. Вороновым, Г. И. Гладковым, Я. Грицем, Т. А. Карповой, П. Х. Моневым, С. М. Фильковым, Н. Г. Чумичевым и другими исследователями.

Под профессиональной подготовкой в военной литературе обычно понимается комплекс мероприятий многопланового характера: организационного, управленческого, собственно-педагогического, материально-технического, специального. В специальной и военно-педагогической литературе существуют различные определения подготовки специалистов к определенному виду деятельности. Объективные причины различия в определении сущности, как показывает анализ, заключаются в том, что подготовка специалистов к определенному виду деятельности как явление социальное и конкретное, сложно, многообразно, богато и разносторонне, имеет множество внутренних связей; определения возникают аналитическим путем, изыскатели каждый раз вносят в науку новое, особенное, присущее данному явлению. Так, качественный анализ ряда работ и научных исследований военных ученых показывает, что подготовка рассматривается как планомерная, целенаправленная «система воздействий»; «совместная деятельность субъектов и объектов»; «решение учебно-воспитательных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалистов» и т. д., осуществляемых в целях «всесторонней подготовки специалистов», «формирование знаний, навыков, умений качеств личности». Как правило, основы вариаций определений обусловлены самой спецификой подготовки различных категорий специалистов к конкретному виду деятельности.

Кроме того, профессиональная подготовка рассматривается в двух смыслах: широком и узком. Профессиональная подготовка в широком смысле слова — это овладение знаниями, умениями, навыками, связанными с общим разделением труда. Военные знания в своих основных элементах — знания социальные. Они отражают сложный процесс социальной жизни — войну, а также особенности деятельности специфического социального института — Вооруженных Сил. Профессиональная подготовка в узком смысле слова — это овладение знаниями, умениями, навыками, связанными с единичным разделением труда.

Такой подход к пониманию профессиональной подготовки военных специалистов вызывается необходимостью учитывать изменения профессионального разделения воинского труда на современном этапе развития армии. Если раньше можно было ограничиваться понятием «военная подготовка», которая часто рассматривалась как синоним понятия «профессиональная подготовка» в армии, то сейчас этого недостаточно.

Кроме того, такой подход удобен для понимания соотношения общевоинской и узкопрофессиональной подготовки военнослужащих. В прошлом, при относительно простой профессиональной структуре армии, общевоинской подготовки было достаточно для прохождения воинской службы. Это было связано с тем, что функции военнослужащего были относительно просты, в военном деле преимущественно господствовал физический труд. Однако по мере развития единичного разделения воинского труда стала необходимой ещё и узкая профессиональная подготовка.

Анализ различных источников позволяет представить обобщенную характеристику процесса сущности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих, а также других процессов, которые связаны с ним и оказывают на него влияние.

Известно, что понятие «подготовка» произошло от слова подготовить (подготовиться) и представляет собой запас знаний, полученный кем-нибудь для дальнейшей специальной деятельности [1]. «Подготовка» тесно взаимосвязана с «подготовленностью» — степенью выучки, готовности к чему-либо.

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ — частный вид профессиональной подготовки, который определяет особенности их подготовки в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ имеет свою сущность и содержание. Содержание охватывает явление всесторонне. Каждая из сторон выступает, как проявление сущности и в то же время имеет свои специфические черты, наряду с общим является носителем особенного. Исходя из специфики профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ, целесообразно иметь определенное её понятие.

Сущностью профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных в вузах МО РФ является целенаправленный и систематический педагогический процесс воздействия и взаимодействия главного командования ВС РФ, руководящего и преподавательского состава инженерных вузов и национальных военных командований по качественной подготовке иностранных военнослужащих к военно-профессиональной деятельности в национальных армиях в соответствии с должностным предназначением, основанный на вооружении их военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями, формировании высоких профессионально-важных и личностных качеств, повышении эксплуатационной культуры, осуществлении мероприятий по повышению эффективности и усилению практической направленности образовательного процесса с учетом особенностей преподавательской деятельности, с одной стороны, и уровня знаний русского языка и национальных особенностей обучаемых, с другой стороны. В ее рамках обеспечивается формирование профессиональной подготовленности иностранных военнослужащих к освоению и технической эксплуатации военной техники, которая характеризуется: глубоким осознанием необходимости качественного освоения боевой техники, постоянным стремлением к совершенствованию профессионального мастерства; прочным и глубоким усвоением как общих правил технической эксплуатации новых видов вооружения и военной техники, так и особенностей конкретного военного образца; высоким уровнем исследовательской, технической и общей культуры, компьютерной грамотностью [2].

Содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ включает в себя: профессиональное обучение, профессиональное воспитание иностранных военнослужащих, самостоятельную подготовку иностранных военнослужащих, подготовку преподавательского состава вузов к работе с иностранными военнослужащими, правовую и дисциплинарную практику, взаимодействие с национальными командованиями.

Опыт обучения иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ показывает, что существует ряд особенностей характерных для военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих:

-        организация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих проводится с одновременным изучением русского языка, развитием языковых знаний от начальных до высоких в зависимости от периода обучения, поэтому овладение иностранными обучаемыми русским языком должно осуществляться в предельно сжатые сроки, в этих целях задача их обучения русскому языку решается не только усилиями кафедр русского языка как иностранного, но и военно-специальных кафедр; иностранные обучаемые должны овладевать русским языком не только на занятиях по русскому языку, но и на всех учебных занятиях, предусмотренных учебным планом по специальности;

-        подготовка преподавательского состава военных инженерных вузов МО РФ к работе с иностранными военнослужащими должна осуществляться во взаимодействии с кафедрами русского языка и иностранного языка с целью правильной оценки языковых знаний иностранных обучаемых, расширением содержания деятельности преподавателя специальной учебной дисциплины в связи с частичным возложением на него функций преподавателя русского языка по терминологии своей дисциплины;

-        необходимость совершенствования педагогического мастерства, предполагающего повышение толерантности, формирование педагогического такта в условиях деятельности в многонациональной и многоконфессиональной учебной группе;

-        необходимость тщательного продумывания методики учебных занятий с точки зрения языкового оформления материала в связи с трудностью понимания учебного материала на чужом языке, с одной стороны, и недостаточными общеобразовательными знаниями, с другой стороны;

-        повышение роли наглядности учебных занятий, особенно на первом этапе военно-специальной подготовки;

-        использование переводчиков и, в связи с этим, необходимость подготовки к учебному занятию не только преподавателя, но и выделенного для его обеспечения переводчика;

-        увеличение времени для понимания учебного материла в связи со сложностью слухового восприятия в сплошном речевом потоке, своеобразием русской речи, различным для разных дисциплин, а также из-за индивидуальных особенностей речи каждого преподавателя и необходимости перевода информации на родной язык или использования языка посредника;

-        различный базовый образовательный уровень иностранных военнослужащих, различные способы получения среднего (полного) образования до прибытия в инженерный вуз МО РФ;

-        необходимость учета национальных и религиозных особенностей иностранных военнослужащих, а также особенностей национального общего и военного образования;

-        необходимость учета поставок образцов автобронетанковой техники в зарубежные страны;

-        необходимость учёта уровня взаимоотношений между странами.

Таким образом, профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ — это целенаправленный и систематический педагогический процесс воздействия и взаимодействия главного руководящего состава МО РФ, преподавательского состава инженерных вузов МО РФ и национальных военных командований по качественной подготовке иностранных военнослужащих к военно-профессиональной деятельности в национальных армиях в соответствии с должностным предназначением, основанный на вооружении их военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями, формировании высоких профессионально-важных и личностных качеств, повышении эксплуатационной культуры, осуществлении мероприятий по повышению эффективности и усилению практической направленности образовательного процесса с учетом особенностей преподавательской деятельности, с одной стороны, и уровня знаний русского языка и национальных особенностей обучаемых, с другой стороны.

Литература:

1.      Словарь русского языка в четырех томах. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей Москва, 1959. — Т. № 3. — С. 252;

2.      Гуляев В. Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству (по опыту истребительных авиационных частей): Дис. … канд. пед. наук. — М., ВПА, 1988;

3.      Алёхин И. А., Булков А. А. Историко-педагогический анализ развития процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах // Право и образование. — 2007. — № 2. — С. 49–53.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle