Библиографическое описание:

Савенков Л. Д. Особенности построения системы внутреннего контроля экономических субъектов с учетом TQM // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 105-108.

Раскрывается роль внедрения систем внутреннего контроля (СВК) в деятельность экономических субъектов. Особое внимание уделено особенности построения системы внутреннего контроля с учетом системы менеджмента качества.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, система менеджмента качества, эффективность, конкурентоспособность, интеграция.

В настоящее время, особое внимание в сфере деятельности экономических субъектов, уделяется системам внутреннего контроля. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" всем экономическим субъектам предписывается осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, а организациям, подпадающим под обязательный аудит, - еще и внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности. Исключение - если обязанность ведения бухгалтерского учета возложена на руководителя фирмы.

Среди тезисов, хоть и несущих смысловую нагрузку, но совсем не новых можно привести такие: "для целей противодействия злоупотреблениям и мошенничеству наиболее эффективными процедурами ... являются санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, физический контроль" и "такая процедура внутреннего контроля, как санкционирование (авторизация) платежей может осуществляться руководителями разного уровня в зависимости от суммы платежа".

При документировании внутреннего контроля, как показывают проведенные исследования, необходимо произвести описание контрольной среды применительно к бухгалтерскому учету, которое может содержаться в положении о бухгалтерской службе, учетной политике, требованиях к квалификации бухгалтеров и других документах, устанавливающих "требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала экономического субъекта и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета". Кроме того, должно присутствовать описание бизнес-процессов и описание рисков, включая те, на минимизацию которых может быть направлен внутренний контроль.

Внедрение систем ориентированных на повышение «качества» способствует минимизации рисков, которым подвержена СВК. В свою очередь под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Система внутреннего контроля представляет собой процесс, по средствам которого целенаправленное достижение целей включает в себя следующие категории:

- эффективность и результативность деятельности;

- достоверность финансовой отчетности;

- соответствие стандартам и законодательству.[9]

Системе внутреннего контроля приписываются четыре принципа действия:

Превентивность. Контроль приводит к предотвращению определенных ошибок, например, с помощью более тщательной работы сотрудников предприятия.

Дисфункциональность. Контроль также может негативно воздействовать на количество ошибок, если он оказывается чрезмерным, тем самым, действуя демотивируя.

Коррективность. Когда с помощью контроля найденные ошибки могут быть исправлены.

Надежность. Контроль рабочих процессов может приводить к надежности, когда работник может обеспечивать планомерное выполнение процессов.[7]

Разделение деятельности предприятия на составные части различных бизнес-процессов и дальнейшая интеграция системы внутреннего контроля и систем управления качеством, ориентированных под каждый конкретный бизнес-процесс способствует увеличению конкурентных преимуществ предприятия.

Бизнес-процесс представляет собой временную и логическую связь отдельных видов деятельности с различными поступающими и исходящими величинами. Процессы описываются различной внутренней документацией: методическими инструкциями и инструкциями по эксплуатации. Методические инструкции описывают логически связанные действия и определяет исполнителей, а инструкции по эксплуатации объясняют как конкретно данное действие должно быть исполнено.[6]

Конкурентные преимущества предприятия могут быть классифицированы по следующим признакам:

- по степени их устойчивости (с низкой, средней и высокими степенями устойчивости);

- по возможности использования или времени достижения (реальные и потенциальные конкурентные преимущества);

- по сфере конкуренции или масштабу деятельности предприятия (локальные, национальные, глобальные конкурентные преимущества).[2]

Контроль как функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы. При помощи контроля производится оценка степени достижения целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдерживать нужное на правление деятельности и своевременно корректировать неверные решения.[3]

Начальным звеном в построении любой концепции является выбор и сущностное наполнение методологических принципов и методических правил.[4] Принципы поддерживают существованию системы внутреннего контроля. Профессор Института экономики HWZЦуриха Т. Раутенштраух выделяет четыре основных принципа, характеризующие систему внутреннего контроля:

1.внутренний контроль следует понимать как процесс интегрированный в предпринимательскую деятельность, поэтому его нельзя воспринимать отдельно от всех процессов предприятия.

2.внутренний контроль не является самоцелью, а лишь способствует достижению корпоративных целей.

3.внутренний контроль не должен ограничиваться наличием корпоративных принципов, стандартами и определенной документацией, а должен распространяться на всю деятельность организации.

4. система внутреннего контроля не является гарантией полного отсутствия ошибок и рисков в компании, но она помогает предотвратить или обойти их. Даже если возможна почти абсолютная уверенность в отсутствии ошибок и рисков, то стоимость такой системы внутреннего контроля будет значительно превышать выгоды, получаемые от ее использования.[4]

Зарубежный опыт внедрения и применения различных моделей улучшения качества показывает, что интегрированную систему управления предприятием целесообразно выстраивать и совершенствовать, прежде всего, на принципах «Всеобщего Менеджмента Качества» (TQM - TotalQualityManagement) и «Бережливого Производства и Мышления» (LTM - LeanThinkingandManufacturing), комплексной безопасности, потому что, остальные подходы можно рассматривать как частные случаи на фоне вышеуказанных.

Достоинства идей TQM состоят в том, что согласно им в основе менеджмента должны находиться не машины, а люди и бизнес - процессы, включая процессы взаимоотношений поставщиков и потребителей. Наиболее значительным достижением TQM является осознание бизнеса как процесса достижения справедливо сбалансированных целей и интересов всех заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, инвесторов, менеджеров, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества).

Единая система управления качеством включает в себя различные функции:

- стратегического, тактического и оперативного управления;

- принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные функции;

- специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;

- управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Функции единой системы управления качеством можно подразделить, исходя из распространения и глубины воздействия на стратегические и тактические.

Стратегические функции:

- прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

- определение направлений проектных и конструкторских работ;

- анализ достигнутых результатов качества производства;

- анализ информации о рекламациях;

- анализ информации о потребительском спросе.

В свою очередь методологию стратегического управления необходимо рассматривать в качестве взаимодействия двух взаимодополняющих подсистем:

1.       управление стратегическими возможностями, включающие анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;

2.       оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее предприятиям реагировать на неожиданные изменения или «реализуемая стратегия».

Тактические:

- правление сферой производства;

- поддержание на уровне заданных показателей качества;

- взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Предлагаемые интегрированной системой управления предприятием TQM подсистемы управления также применимы интегрированной СВК:

- общеадминистративное управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью предприятия

- управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью производства конкретных видов продукции

- стратегическое планирование и маркетинг

- управление материально-техническим снабжением и подготовкой

- управление активами и рисками

- управление персоналом.

Результаты деятельности компании могут оцениваться с помощью следующих критериев: степень удовлетворенности потребителей, степень удовлетворенности персонала предприятия и степень влияния предприятия на общество. Данные результаты определяют цели и задачи бизнеса.

Квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает:

- увеличение степени удовлетворенности потребителей продукцией и услугами;

- улучшение имиджа и репутации предприятия;

- повышение производительности труда;

- увеличение прибыли;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- обеспечение экономической устойчивости предприятия и рационального использования всех ресурсов;

- повышение качества управленческих решений;

- внедрение новейших технических и технологических разработок.

Производственные процессы являются центральными в цепочке создания добавленной стоимости. Процессы складирования и изготовления продукции должны быть интегрированными с соответствующими концепциями управления, организации, планирования, бюджетирования и контроля.[6] Конечному продукту производимому на предприятии необходимо уделять особое внимание как при внедрении системы качества, так и при интеграции внутренних контрольных систем на производстве, где качество должно рассматриваться не только с позиции производителя, но и с позиции покупателя данной продукции. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества производимой продукции.

Для оценки качества производимой продукции важны разнообразные свойства:

- технический уровень, который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;

- эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции;

- техническое качество, предполагающее гармоничную увязку предполагаемых и фактических потребительских свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока полезного использования).

Для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдать основные требования TQM.

1.Оориентация на потребителя. Система качества должна быть направлена на удовлетворение требований потребителя и превзойти его ожидания. Процесс ориентации на потребителя начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков для получения выводов по рынку в целом.

2. Ведущая роль руководства. Руководители компании устанавливают единые цели, направления деятельности и способы их реализации.

3. Максимальное вовлечение сотрудников компании в процесс достижения поставленных целей. Персонал компании должен владеть методами работы в команде для обеспечения постоянного улучшения деятельности.

4. Процессный подход. Процессная модель состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица компании. Под бизнес-процессом понимают совокупность разных видов деятельности, которые создают продукт. Основой управления бизнес-процессами являются показатели эффективности: затраты, время выполнения процессов, качественные характеристики процессов.

5. Системный подход к управлению. Результативность и эффективность деятельности предприятия могут быть повышены за счет создания, обеспечения систем взаимосвязанных процессов по созданию качественной продукции и управления этой системой.

6. Постоянное улучшение деятельности. Предприятие должно не только отслеживать возникновение проблем, но и предупреждать их возникновение в дальнейшем.

7. Подход к принятию решений, основанный на достоверных фактах. Достоверность данных базируется на внутренних проверках системы качества и др.

Осуществление перечисленных подходов невозможно без интеграции СВК и систем управления качеством со всеми бизнес-процессами организации, а также всех отделов и органов управления предприятия.

Литература:

1.                  Васильчук О.И. Организационно - экономический механизм контроллинга на предприятиях сферы сервиса//дисс. на соискание ученой степени д-ра эконом.наук / Москва, 2000

2.                  Васильчук О.И. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.// Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2011. № 5. С. 12-16

3.                  Васильчук О.И., Савенков Д.Л.: Основы управления предприятиями сферы услуг. // Сибирская финансовая школа. 2011. № 3.

4.                  Нечитайло А.И., Нечитайло И., Панкова Л.В. Понятие, сущность и принципы разработки концепций бухгалтерского учета и отчетности // Аудит и финансовый анализ 4/2012, с. 28-33

5.                  Федотов Г. П., Васильчук О. И., Васильчук К. С. Управление стоимостью бизнеса для принятия обоснованных управленческих решений// «Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика», № 1 (33), 2014, С. 190-201.

6.                  Bungartz O. Hanbuch Interne Kontrollsysteme (IKS). Steuerung und Überwachung von Unternehmen. 3., neubearbeiteteAuflage. Erich Schmidt Verlag GmbH, Berlin 2012 - 521 с.

7.                  .Frugier F.: Die EinrichtungModernerInternerKontrollsysteme in Unternehmen. Verlag: DruckDiplomica. Hamburg, 2009. 101 s.

8.                  Grab H., Schläpfer A., Odermatt F., Dr. Mattig F.: Riskmanagement und Internes Kontrollsystem. Treuhand- und RevisionsgesellschaftMattig-Suter und Partner, 2011. 58 s.

9.                  Hirschi B., Hurlimann E., Toma A., Werren K.: Das Interne Kontrollsystem. Verlag: Schlaefli& Maurer AG Bern, 2011. 180 s.

10.              .Rautenstrauch T., Hunzike S.: Stärkung des IKS. WEKA Finanzen - Das Schweizer Portal fürRechnungswesen. Controlling und Buchhaltung, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle