Библиографическое описание:

Адушева А. Ю., Насакина Л. А. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 82-86.

В условиях рынка хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информации, формируемую в системе бухгалтерского учета. Достоверность такой информации подтверждается независимым аудитором.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, учетная политика, аудиторская проверка

Собственники, и прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Наличие достоверной информации, подтвержденной независимыми аудиторами, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Следует отметить, что к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, относятся оценка соответствия бухгалтерского учета и учетной политики предприятия действующему законодательству. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия  является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предусматривает:

1. рассмотрение основ организации бухгалтерского учета на предприятии и их оценка;

2. изучение методики аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.

При разработке плана аудиторской проверки системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита системы бухгалтерского учета, которая более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Таким образом, программа является более подробным развитием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточно для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия. Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень вопросов для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

 Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета, для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия и факторы, определяющие условия его функционирования (таблица 1). И основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

Таблица 1

Примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица

Факторы, влияющие на построение системы бухгалтерского учета

Критерии оценки факторов

1. Общие экономические факторы

общий уровень развития экономики;

процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;

инфляция, девальвация или ревальвация национальной валюты;

политика Правительства Российской Федерации или органов исполнительной власти иностранного государства, на территории которого аудируемое лицо, его филиалы и представительства ведут деятельность;

курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля.

2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица

рынок и конкуренция в отрасли;

цикличная или сезонная деятельность;

изменения в технологии производства;

коммерческий риск;

сокращение или расширение деятельности;

неблагоприятные условия деятельности;

экономические показатели в отрасли;

проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета;

экологические требования и проблемы;

требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица;

доступность и стоимость энергоресурсов;

особенности деятельности.

3. Управление и структура собственности аудируемого лица

корпоративная и организационная структура;

акционеры и их аффилированные;

структура капитала;

цели, принципы, стратегические планы руководства;

приобретения организаций, реорганизация аудируемого лица или ликвидация отдельных видов деятельности;

источники и методы финансирования;

совет директоров;

руководители;

наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;

отношение руководства аудируемого лица к системе внутреннего контроля.

4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность аудируемого лица

характер деятельности;

местонахождение производственных помещений, складов, служебных помещений;

характеристика персонала;

рынки сбыта продукции или предоставления услуг;

поставщики товаров и услуг;

товарно-материальные запасы;

лицензии, патенты;

основные виды расходов;

научные исследования и разработки;

активы, обязательства и операции в иностранной валюте - по типам валюты;

действующие информационные системы;

особенности полученных займов.

5. Особенности законодательства

требования нормативных правовых актов, применяемых в процессе деятельности аудируемого лица, в том числе в сфере налогообложения;

требования раскрытия информации, характерные для данного вида деятельности;

требования к аудиторскому заключению;

возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

В таблице 2 представлены аудиторские  процедуры по трем рассмотренным источникам: ФСПАД № 5 [2], учебник «Аудит» Р.П. Булыги [3] и статья С.М. Бычковой [4].

Таблица 2

Аудиторские процедуры

Наименование  аудиторской процедуры

ФПСАД № 5

Точка зрения Р.П. Булыги

Точка зрения С.М. Бычковой

Тесты средств внутреннего контроля

+

+

Инспектирование

+

+

+

Наблюдение

+

+

Запрос

+

+

+

Подтверждение

+

+

+

Пересчет

+

+

+

Аналитические                                процедуры

+

+

+

Инвентаризация

+

Проверка  соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций

+

Устный  опрос 

+

Проверка  документов (сканирование)

+

Прослеживание

+

Подготовка  альтернативного баланса

+

Повторное проведение

+

Как видно из таблицы 2, авторы вносят некую  неопределенность в понимании аудиторских процедур. Так, Р.П. Булыга не выделяет такую аудиторскую процедуру как наблюдение, а С.М. Бычкова такую как тесты средств внутреннего контроля, хотя эти процедуры предусмотрены в ФПСАД № 5. Кроме того авторы приводят разновидности аудиторских процедур неуказанных в Стандарте.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;

соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.

Аудит организации бухгалтерского учета начинается с того, что проверяется функционирование фактической формы учета и степень ее полноты и достаточности. Проверяется наличие должностных инструкций для всех работников бухгалтерии, рабочего плана счетов, приказов о назначении материально-ответственных лиц, порядок проведения инвентаризаций.

Целью ознакомления с учетной политикой является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике.

Информационной базой для ознакомления с содержанием организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии являются:

· приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

· утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

· пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

· изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

· дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

При проведении проверки необходимо установить:

· наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

· соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

· последовательность применения учетной политики;

· наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

· полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

· соблюдение учетной политики.

По результатам проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики формулируется вывод о соответствии системы бухгалтерского учета масштабам деятельности организации и адекватности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и достоверности формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетностями.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон №307-ФЗ: принят ФС ГД РФ  30 декабря 2008 г. // «КонсультантПлюс».
  2. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" правило (стандарт) «Аудиторские доказательства» [Электронный ресурс]: № 5: утв. Правительством РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
  3. Булыга, Р.П. Аудит [Текст]:  учебник / Р.П. Булыга. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 431 с.
  4. Бычкова, С.М. Стандарты, устанавливающие методы получения аудиторских доказательств [Электронный ресурс] /С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова // МСФО и МСА в кредитной организации. – 2010. ‒ № 2 // «КонсультантПлюс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle