Библиографическое описание:

Шамсиев А., Узакова С. А. Методические система формирования обобщённых приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 39-42.

В данной работе рассматривается основные понятие лежащие в основе методики формирования общих приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике.

Ключевые слова: учебная деятельность, учебная задача, приём деятельности, общеучебные приёмы, общий приёмы учебной деятельности, специальные приёмы, частные приёмы.

Общеизвестно, что человек формируется и проявляется в деятельности.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество видов деятельности: читает книги, решает научные проблемы (познавательная деятельность), занимается радиолюбительством (любительская деятельность), умственным и физическим трудом (трудовая деятельность), обучается в школе (учебная деятельность) и др. Каждая деятельность занимает в жизни разное положение, в определенные периоды одна из них бывает ведущей, доминирующей. Для школьника ведущей является учебная деятельность.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности интеллектуального роста и персонального развития.

Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность учащихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приемов решении связанных с ним задач и следовательно, на развитии учащихся и формирование их личности.

Понятие «учебная деятельность» более широкое, чем понятие «учебно-познавательная деятельность», так как в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера. Понятие «познавательная деятельность» более широкое, чем два предыдущих, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия нового в науке. Для учащихся познавательная деятельность протекает, как правило в учебной — познавательной форме.

Особенность учебной деятельности в том, что она универсальна, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Она является также внутренней неотъемлемой частью любой другой деятельности, так как прежде, чем осуществлять какую — либо деятельность, необходимо овладеть ею в условиях учебной деятельности.

Важнейший элемент структуры учебной деятельности — учебная задача.

Учебная задача — это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т. е. достигают поставленной цели.

Решение учебных задач складывается из системы учебных действий, направленных на достижение цели. Учебные действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий: восприятие сообщений, наблюдение, актуализация опорных знаний, предметно-практические действия, изучение содержания предметной задачи и преобразование ее условия, выдвижение и проверка гипотез, составление плана решения, проведение эксперимента, выполнение упражнений, самоконтроль и самооценка действий и т. д. Содержание и «глубина» такого преобразования материала может быть различной, она определяется тем составом способов учебных действий, которыми обладает ученик, и степенью их сформированности. Богатство освоенных способов и гибкость их применения определяют степень сложности учебной деятельности для ученика.

Формированию у учащихся умения принимать учебную задачу способствует использование учителем разнообразных заданий: 1) предлагаются задачи без вопросов; 2) даются задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности; 3) подбираются упражнения, в которых учащимся предлагается переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной. Например, в учебниках математики часто встречаются задания такого типа: реши примеры, заполни таблицу и т. д. Здесь учебная задача скрыта, поскольку задание формулируется как практическая задача, направленная на получение конкретного результата, поэтому учащиеся по просьбе учителя должны определить, чему они будут учиться, выполняя то или иное задание.

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля. Д. Б. Эльконин считает: «Под контролем следует понимать прежде всего контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий». Контроль так же состоит в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.

По предположению Д. Б. Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение.

Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Действие оценки позволяет определять усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Оценка позволяет школьнику определить, разрешена ли данная учебная задача и можно ли переходить к выполнению различных конкретных действий, опирающихся на требуемое понятие, или необходимо создавать новые ее варианты для достижения исходной цели. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату.

Наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности называетcя приемом деятельности. Схема действий или операций (состав приема) может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания; правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу, его можно перестроить и создать на этой основе другой прием. В состав приема может входить не только определенная система действий, но и словесно сформулированное суждение о том, какие действия и как варьируются в зависимости от условия и требования задачи.

Приемы деятельности могут быть разной степени сложности и обобщенности. Более сложный прием состоит из большего числа действий, включает в себя в качестве составляющих действий другие приемы, он необходим для решения более сложных задач. Прием деятельности называется обобщенным, если он получен на основе анализа менее общих (частных) приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных учебных задач.

Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением; умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык. Термины «умение» и «навык» отражают разный уровень сформированности соответствующих действий и операций. Понятие «уровень» относится и к программе деятельности в целом. На основе того, структуру каких компонентов деятельности они отражают, выделяют программы трех уровней: 1) только исполнительских, 2) информационных и исполнительских компонентов; 3) мотивационно-целевых; информационных и исполнительских. В процессе деятельности на основе программы-инструкции у субъекта формируется своя индивидуальная программа деятельности.

Среди приемов учебной деятельности выделяются различные виды и категории.

Классификация приемов учебной деятельности учащихся по изучению математики учитывает особенности ее содержания и основных задач и может быть проведена по различным основаниям как в отношении общеучебных приемов (умственной деятельности, решения задач), так и в отношении отдельных, разделов и тем школьного курса математики. Нами классификация приемов учебной деятельности учащихся по усвоению математики выполнена по двум основаниям: 1) характер (тип) учебной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала и 2) процессы полного цикла учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний и способов деятельности. Первое отражает связь приемов учебной деятельности с содержанием учебного предмета и типами его учебных задач, второе — с организацией реального учебного процесса. Выбор этих оснований объясняется целями классификации — представить приемы учебной деятельности в качестве предмета специального изучения и использования их для управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учащимися.

По первому основанию мы выделяем в школьном курсе математики следующие четыре группы приемов учебной деятельности учащихся:

1.         Общеучебные приемы, не зависящие от специфики предмета математики. Эту группу можно разделить на две подгруппы: 1) приемы общей (внешней) организации учебной деятельности — приемы слушания, наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, зарисовывания, планирования работы с учебником и другими средствами информации, пересказа информации, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы и т. п.; их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью; 2) приемы познавательной деятельности — приемы внимания, запоминания; оперирования образами, представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями; приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем; приемы рефлексии и др.

2.         Общие приемы учебной деятельности по математике которые делятся на те же две подгруппы. Это 1) например, приемы работы с математической книгой и математическими таблицами, организации самостоятельной работы по математике, ведения тетради по математике, приемы заучивания и воспроизведения математического материала и т. д. Они незначительно отличаются от соответствующих общеучебных приемов, но все-таки имеют свои особенности, связанные со спецификой математики; 2) приемы познавательной деятельности в сфере математических объектов — приемы оперирования математическими понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами теорем), приемы характерных для математики мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) в их специфической форме и т. д.

3.         Специальные приемы учебной деятельности по отдельным математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии) — это такие общематематические приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются во всех темах этого курса. Например, в школьном курсе алгебры — это приемы тождественных преобразований выражений, приемы рационализации вычислений с использованием тождественных преобразований выражений, приемы решения уравнений, приемы решения задач с помощью уравнений и т. д.; в курсе геометрии — это приемы построения геометрических фигур, выполнения чертежа по условию задачи, чтения чертежа и т. д. В каждом из специальных приемов можно выделить подгруппы более узких приемов, соответствующих более конкретным задачам и даже отдельным действиям по их решению. Например, из группы приемов тождественных преобразований выражений можно выделить приемы упрощения выражений, разложения выражений на множители, доказательства тождеств и неравенств, приведения подобных слагаемых и т. д. Без усвоения специальных приемов учебной деятельности невозможна выработка сознательных умений и навыков, которые, с точки зрения теории учебной деятельности, формируются только на основе усвоенных приемов.

4.         Частные приемы учебной деятельности — это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются только в определенных темах курса.

Один и тот же прием деятельности в различных ситуациях может выступать как частный по отношению к более общему приему и как обобщенный по отношению к еще более узким приемам. Так, можно сформулировать частные приемы решения линейного уравнения на основе нахождения неизвестных компонентов действий в младших классах. По отношению к ним отмеченный выше частный прием решения линейного уравнения является обобщенным. С накоплением теоретических знаний у учащихся расширяется «поле поиска» решения задач. Это создает условия как для обобщения приемов их решения, так и для специализации и конкретизации этих приемов учебной деятельности.

По второму основанию мы выделяем в школьном курсе математики следующие группы приемов учебной деятельности учащихся:

1.      Приемы восприятия новых знаний и способов деятельности.

2.      Приемы переработки и осмысления новых знаний и способов деятельности.

3.      Приемы запоминания и закрепления изученного материала.

4.      Приемы применения знаний и способов деятельности в различных ситуациях.

5.      Приемы обобщения и систематизации изученного.

6.      Приемы самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Приемы, входящие в состав первой классификации, используются учащимися на различных этапах полного цикла учебно-познавательной деятельности и, претерпевая перестройку, образуют приемы, входящие в состав второй классификации. Например, на этапе восприятия нового понятия учащимся необходим общий прием определения понятия через указание рода и видовых отличий. В дальнейшем этот прием видоизменяется и на его основе строятся и используются приемы подведения под понятие и запоминания определения понятия. При этом в каждой группе приемов учебной деятельности есть простые и сложные приемы.

Специальные исследования показала, что несформированность умений и навыков учебной деятельности является одной из причин неумения мыслить, а это ведет к перегрузке учащихся, неуспеваемости, нежеланию учиться. Абсолютно бесспорным является утверждение, что учащихся надо вооружать системой общих и специфических приемов деятельности — как умственной, так и практической. В исследованиях проблемы «учить учащихся учиться» выделяется проблема формирования общеучебных умений и навыков, носящих универсальный характер; владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков называют «умением учиться». В практике обучения можно видеть, как учитель побуждает ученика использовать для решения учебной задачи некоторое правило или инструкцию. Но «единовременное» и попутное использование правил и инструкций не исчерпывает всей целенаправленной работы по формированию приемов учебной деятельности в процессе обучения.

Нами разработана следующая методическая схема формирования обобщенных приемов учебной деятельности в процессе обучения математике: диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности — анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности; постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися — мотивация той ее стороны, которая направлена на овладение необходимыми приемами этой деятельности, возбуждение интереса к ней; введение приема (нескольких приемов) — инструктаж о способах учебной деятельности, направленный на усвоение учащимися состава приема; для этого он должен быть сформулирован и представлен в качестве предмета специального усвоения; отработка введенного приема, в процессе которой на основе его осознания формируется умение;

оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема (текущий контроль) выявление пробелов и организация необходимой помощи учащимся в их устранении, уточнение задач учебной деятельности и средств их решения; применение нового приема (в типичных, стандартных) ситуациях, отчего умение становится все более автоматизированным, т. е. превращается в навык; обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся, по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах; действительно, формулировка каждого приема учебной деятельности есть обобщение (первичное) способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих действий; дальнейший анализ самих приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению учебных задач и сформулировать обобщенный прием; закрепление обобщенного приема; этот этап сливается с повседневной учебной деятельностью учащихся; обучение нахождению новых приемов учебной деятельности на основе изученного, необходимых для использования обобщенного приема в новых (незнакомых, нестандартных) ситуациях. Выделенные здесь этапы формирования приемов учебной деятельности в реальном учебном процессе не отделены четко друг от друга и взаимодействуют не только в указанной последовательности, они переплетаются в самых различных сочетаниях. Так, этап «применение приема» имеет место и при «отработке приема», и при «оперативном контроле» и др. С другой стороны, например, при закреплении одних приемов может происходить обобщение других и т. п., что образует диалектическую связь всех рассмотренных этапов. Наконец, для формирования общеучебных приемов нет этапа обобщения, так как сами они носят достаточно общий характер. Этапы формирования общеучебных приемов несколько меняются и должны быть следующими: диагностика, постановка целей, введение приема, отработка приема, оперативный контроль, применение, специализация (от общеучебных к общематематическим и специальным приемам), закрепление (общематематических, специальных) приемов учебной деятельности. Однако обобщение как мыслительная операция присутствует на всех этих этапах в единстве с процессами сравнения и абстрагирования, так как это единство — предпосылка всякого теоретического мышления.

Приведенные этапы формирования приемов учебной деятельности соотносятся с этапами полного цикла учебно-познавательной деятельности учащихся; то и другое — со структурой учебного процесса (этапами учебного занятия). Этот факт позволяет проектировать управляющую деятельность учителя в процессе обучения математике и формировать его методический инструментарий (выбирать методы, формы и средства обучения) на основе диагностики сформированности приемов учебной деятельности учащихся.

Литература:

1.                  Осипова С. И., Орешкова С. П. Учебная деятельность в контексте формирования умений учащихся структурировать теоретический материал // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 6 — С. 24–29.

2.                  Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Развитие общеучебных умений учащихся // Народное образование. — 2003. — № 8. — С. 115–126.

3.                  Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987. — 80 с.

4.                  Фридман Л. М. Формирование у учащихся общеучебных умений / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. — Мн.: ИПК образования, 1995. — 32 с.

5.                  Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle