Библиографическое описание:

Воронцова И. Л. Динамика физической работоспособности и максимального потребления кислорода мальчиков 8 лет г. Тюмень с нарушением прикуса и дефектом речи // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 153-155.

У 16 мальчиков 8 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса различной степени тяжести клинических проявлений, по методике степ-теста В. Л. Карпмана проведено определение физической работоспособности и максимального потребления кислорода в динамике учебного года. В качестве контроля физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода изучены у 15 мальчиков того же возраста с нормальным прикусом, входящих в первую и вторую группы здоровья. Установлено, что нарушения прикуса не влияют на показатели физической работоспособности и максимального потребления кислорода, свойственные данному возрасту.

Ключевые слова: мальчики 8 лет, нарушения прикуса, физическая работоспособность.

The 16 boys 8 years Tyumen with malocclusion of varying degrees of severity of clinical manifestations, methods of step test V. l. Karpmana a definition of physical performance and maximal oxygen consumption in the dynamics of the school year. As a control physical performance and maximum oxygen consumption were studied in 15 boys of the same age with normal occlusion in the first and second group health. The malocclusion has no impact on the performance of physical performance and maximum oxygen consumption, typical of the age.

Keywords: boys 8 years, malocclusion, physical performance.

Введение. Переход детей из дошкольного образовательного учреждения в общеобразовательную школу сопряжен как с огромными эмоциональными, так и физическими нагрузками [1, 2, 4]. От того, как быстро дети могут адаптироваться к условиям школьного обучения, зависит их морфофункциональное состояние, одним из важнейших показателей которого является физическая работоспособность. В этой связи актуальными являются исследования, позволяющие оценить уровень физической работоспособности детей образовательных учреждений, особенно на начальном этапе обучения. В доступной нам литературе мы не встретили работ, отражающих показатели физической работоспособности у детей периода второго детства, имеющих нарушения прикуса и связанные с этим нарушения речи.

Цель исследования: у мальчиков 8 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса и связанные с этим нарушения речи, в динамике первого года школьного обучения изучить уровень физической работоспособности и максимального потребления кислорода.

Материал и методы исследования. Вмедицинском центре «Астра-Мед» г. Тюмень обследовано 16 мальчиков (основная группа — ОГ) в возрасте 8 лет, имеющих различные клинические проявления прикуса и связанное с этим нарушение речи. В качестве контроля (контрольная группа — КГ) обследованы 15 мальчиков того же возраста с нормальным прикусом, входящих в первую и вторую группы здоровья (канд. биол. наук, доцент Е. Т. Колунин). Все мальчики являются коренными жителями г. Тюмень, родители которых на протяжении трех поколений проживали в городе. Физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода (МПК) были изучены по классической методике степ-теста В. Л. Карпмана [3]. При проведении пробы PWC130, применяемой нами у мальчиков 8 лет, использована следующая схема последовательности действий:

1.        Пятиминутный отдых в положении сидя.

2.        Первая нагрузка продолжительностью три минуты восхождения на ступеньку высотой 25 см с частотой двадцать раз за 1 минуту.

3.        После первой нагрузки частота сердечных сокращений (ЧСС) определялась в течение последних 10 секунд работы.

4.        Перед второй нагрузкой — трехминутный отдых в положении сидя на ступеньке, затем восхождение на ступеньку высотой 33 см с частотой 30 раз в минуту. Продолжительность работы также 3 минуты. После второй нагрузки ЧСС также определялась за 10 секунд.

Мощность нагрузок вычислялась по формуле: N = 1,3 × p × h × n,

где: N — работа, кгм/мин; p — масса тела испытуемого, кг; n — число подъемов в минуту; h — высота ступеньки, м; 1,3 — коэффициент, учитывающий величину работы при спуске со ступеньки.

Расчет величины физической работоспособности проводился по формуле:

где: N 1 и N 2 — соответственно мощность первой и второй нагрузок, f 1 и f 2 — ЧСС в конце первой и второй нагрузок.

Определение МПК вычислялось также по формуле В. Л. Карпмана:

МПК = 2,2 × PWC130 + 1070

Расчет МПК на килограмм массы тела мальчиков выполнен по формуле:

МПК / кг = мл/кг

Результаты исследования обработаны на персональном компьютере, с использованием математического анализа по общепринятым методам вариационной статистики. Определялись: среднее арифметическое значение и ошибка средней арифметической. О достоверности различий судили по параметрическому t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при уровне значимости р<0,05.

Исследования соответствовали Приказу МЗ РФ № 226 от 19.06.2003 года «Правила клинической практики в РФ», при этом были соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ.

Результаты и обсуждение. Основу пробы PWC 130 у мальчиков периода второго детства составляет определение той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 130 уд/мин, т. е. уровня оптимального функционирования кардиореспираторной системы. Результаты исследования общей физической работоспособности в динамике учебного года у мальчиков ОГ и КГ при применении пробы PWC 130 свидетельствовали о том, что (табл. 1) достоверных различий (p>0,05) в значениях нет. Физическая работоспособность мальчиков находилась в полном соответствии с их возрастом и подчинялась физиологическим закономерностям роста и развития детей. В то же время МПК является относительно консервативным показателем и в динамике учебного года не претерпевало существенных изменений.

Таблица 1

Динамика показателей физической работоспособности и МПК мальчиков 8 лет г. Тюмень (M±m)

Время проведения исследования

Показатель

PWC 130, кгм/мин

PWC 130, гм/мин/кг

МПК, мл/кг

ОГ

Сентябрь 2012 г.

n — 16

246,2±14,8

7,8±0,7

40,6±1,5

Сентябрь 2013 г.

n –15

273,6±16,3

8,3±0,6

40,4±1,6

КГ

Сентябрь 2012 г.

n — 15

248,6±14,7

7,9±0,8

40,5±1,6

Сентябрь 2013 г.

n — 13

277,5±17,4

8,4±0,7

40,7±1,5

Примечание: n — число наблюдений.

Результаты исследования свидетельствовали о том, что в течение календарного учебного года у мальчиков сравниваемых групп величина их физической работоспособности в абсолютных значениях увеличивалась, что статистически достоверно (р<0,05). Так, за период с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года, физическая работоспособность мальчиков ОГ в абсолютных значениях повысилась на 27,4 кгм/мин, а у мальчиков КГ — на 28,9 кгм/мин. Что касается значений физической работоспособности на килограмм массы тела, то у мальчиков ОГ в абсолютных значениях она повысилась на 0,5 кг, равно как и у мальчиков КГ. МПК в течение учебного года у мальчиков сравниваемых групп достоверных различий не претерпевало.

Таким образом, исследование в динамике календарного учебного года показателей физической работоспособности и МПК у мальчиков 8 лет сравниваемых групп, несмотря на относительно небольшую выборку, не выявило достоверные различий. Можно утверждать, что нарушения прикуса и связанные с ним нарушения речи не влияют на физическую работоспособность мальчиков восьмилетнего возраста.

Литература:

1.                      Байгужин П. А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8–9 лет с различным психотипом: автореферат дис. …канд. биол. наук / П. А. Байгужин. — Челябинск, 2005. — 18 с.

2.                      Бушева Ж. И. Функциональные типы двигательной активности детей младшего школьного возраста /Ж. И. Бушева, Б. И. Бушев. //Успехи современного естествознания. — 2007. — № 8. — С. 25–26.

3.                      Карпман В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов /В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. — М.: ФиС, 1974. — 208 с.

4.                      Ходас В. В. Физиологические особенности адаптационных процессов у учащихся с различной двигательной активностью /В. В. Ходас: автореферат дисс. …канд. биол. наук. — Тюмень, 2003. — 22 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle