Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Воронцова И. Л., Прокопьев Н. Я., Колунин Е. Т. Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 207-209. — URL https://moluch.ru/archive/66/10693/ (дата обращения: 16.07.2018).

В статье дается анализ динамики возрастных значений величины адаптационного потенциала (уровня здоровья) у 144 мальчиков периода второго детства г. Тюмень, имеющих различные по степени выраженности клинических проявлений нарушения прикуса, приведшие к возникновению дефектов речи. В качестве контроля обследовано 126 мальчиков того же возраста, входящих в первую и вторую группу здоровья и не имеющих заболеваний челюстно-лицевой области. Показано, что в начале учебного года у всех мальчиков отмечается напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, прекращающееся при регулярных занятиях в школе. После выхода с зимних каникул напряжение механизмов адаптации возникает вновь, но носит кратковременный характер.

Ключевые слова: мальчики периода второго детства, нарушения прикуса, уровень здоровья.

Актуальность. Внастоящее время остро стоит проблема выяснения причин снижения уровня здоровья детей дошкольного и школьного возраста [1, 3]. Отмечается ухудшение по таким параметрам, как индекс здоровья, число острых заболеваний, количество длительно и часто болеющих детей, уровень физического развития, а ведь считается, что физическое развитие достаточно тонко отражает здоровье поколения, позволяет прогнозировать долголетие и жизнестойкость популяции [5, 7]. Только по официальным данным за годы обучения в 5 раз сокращается число здоровых детей. Однако, несмотря на такие неблагоприятные цифры, по мнению ряда авторов, показатели, основанные на обращаемости, занижены в 3–9 раз по сравнению с данными, полученными при сплошном углубленном обследовании детей. Приводятся данные, что только 0,53 % учащихся могут быть отнесены к 1-й группе здоровья при использовании строгих критериев во время проведения медосмотров [6].

Организм ребенка, обучающегося в школе, подвергается широкому спектру негативных воздействий, снижающих резервы его здоровья и приводящих в итоге к развитию хронической патологии. Заболевания — это результат незрелости функциональных систем, ведущей к напряжению и срыву адаптационных механизмов в случаях неадекватности учебных нагрузок возможностям организма [8]. Снижение адаптационных возможностей учащихся связано также с возрастными перестройками и с влиянием внешних факторов, ведь детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды. Значительный вред здоровью детей наносят также нерациональное питание и психоэмоциональное напряжение при занятиях в школе [2, 4, 6].

Современные исследования свидетельствуют о том, что у детей всё чаще диагностируются различные клинические проявления нарушений прикуса. В доступной нам литературе мы не встретили исследований, характеризующих значения адаптационного потенциала детей в период начала школьного обучения (1 и 2 четверти учебного года) и в зимний период времени.

Цель исследования: умальчиков 8–12 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса, изучить за осенний и зимний периоды школьного обучения уровень их адаптационного потенциала по Баевскому.

Материал и методы. В медицинском центре «Астра–Мед» г. Тюмень обследовано 144 мальчика (основная группа — ОГ) 8–12 лет, имеющих различные по степени выраженности клинических проявлений нарушения прикуса, приведшие к возникновению дефектов речи. В качестве контроля обследовано 126 мальчиков того же возраста (КГ), входящих в первую и вторую группу здоровья (табл. 1), не имеющих заболеваний челюстно-лицевой области. Из многообразия нарушений прикуса мы в данном сообщении представляем только два нарушения — прогнатический, или дистальный, и глубокий (травмирующий прикус) прикус.

Таблица 1

Численный и возрастной состав мальчиков 8–12 лет г. Тюмень с нарушением прикуса и их здоровых сверстников

Возраст, лет

Нарушения прикуса

КГ

Дистальный

Глубокий

8

13

15

24

9

15

16

26

10

12

14

25

11

14

15

27

12

14

16

24

Всего:

68

76

126

Уровень здоровья (УЗ) изучали с помощью т. н. адаптационного потенциала, определяемого в баллах [1] по формуле:

УЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ - 0,009Р - 0,27

где: ЧСС — частота сердечных сокращений; САД — систолическое артериальное давление; ДАД — диастолическое артериальное давление; В — возраст; МТ — масса тела; Р — длина тела.

Значения адаптационного потенциала характеризовались: не более 2,10 баллов — удовлетворительный, от 2,11 до 3,20 баллов — напряжение механизмов адаптации сердечнососудистой системы, от 3,21 до 4,30 баллов — неудовлетворительный; более 4,30 баллов — срыв адаптации.

Полученные данные обработаны на персональном компьютере, с использованием математического анализа по общепринятым методам вариационной статистики. Определялись: среднее арифметическое значение и ошибка средней арифметической. О достоверности возрастных различий судили по параметрическому t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при уровне значимости р<0,05.

Все исследования соответствовали Приказу МЗ РФ за № 226 от 19.06.2003 года «Правила клинической практики в РФ». Соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ.

Результаты и обсуждение.

У мальчиков с нарушением прикуса и их здоровых сверстников в осенний период 2013 года и в зимний период 2014 года проведено изучение уровня здоровья (табл. 2).

Таблица 2.

Показатели уровня здоровья мальчиков 8–12 лет г. Тюмень в осенний и зимний период 2013–2014 года (M±m)

Месяц

Возраст, лет

8

9

10

11

12

Дистальный прикус

Сентябрь

2,23±0,13

2,34±0,20

2,17±0,13

2,13±0,10

2,11±0,17

Октябрь

2,19±0,15

2,28±0,22

2,12±0,15

2,10±0,12

2,04±0,13

Ноябрь

2,14±0,18

2,13±0,16

2,10±0,13

1,89±0,15

1,97±0,15

Декабрь

2,02±0,14

2,06±0,13

2,07±0,11

1,93±0,14

1,88±0,16

Январь

2,18±0,13

2,22±0,23

2,16±0,16

2,15±0,16

2,17±0,13

Февраль

2,09±0,17

2,08±0,17

2,05±0,12

2,06±0,13

1,94±0,12

Глубокий прикус

Сентябрь

2,19±0,14

2,29±0,18

2,14±0,18

2,11±0,10

2,09±0,17

Октябрь

2,13±0,16

2,12±0,23

2,07±0,14

2,03±0,12

2,02±0,13

Ноябрь

2,01±0,12

2,00±0,17

1,90±0,14

1,94±0,15

1,90±0,15

Декабрь

2,02±0,12

2,01±0,15

1,88±0,09

1,90±0,14

1,83±0,16

Январь

2,15±0,13

2,18±0,20

2,18±0,17

2,14±0,16

2,15±0,13

Февраль

2,03±0,13

1,78±0,14

2,01±0,13

1,89±0,13

2,04±0,12

Мальчики контрольной группы

Сентябрь

2,03±0,14

2,10±0,17

2,07±0,14

2,02±0,10

2,05±0,13

Октябрь

1,89±0,11

2,06±0,13

2,04±0,12

1,85±0,09

2,06±0,14

Ноябрь

1,90±0,12

1,95±0,12

1,91±0,11

1,96±0,10

1,94±0,10

Декабрь

1,81±0,10

1,88±0,10

1,93±0,13

1,90±0,09

1,87±0,10

Январь

2,09±0,13

2,12±0,13

2,11±0,14

2,13±0,13

2,10±0,14

Февраль

2,01±0,14

2,00±0,11

1,83±0,09

2,03±0,11

1,94±0,09

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по мере увеличения возраста мальчиков с нарушением прикуса у них напряжение в деятельности сердечнососудистой системы становилось менее выраженным. В начале учебного года, т. е. в сентябре и октябре месяце 2013 года, у мальчиков 8 и 9 лет имело место напряжение механизмов адаптации сердечнососудистой системы, причем более выраженное, чем в возрасте 10, 11 и 12 лет. Это связывается нами с рядом факторов. Во-первых, предшествующих занятиям в школе трехмесячным каникулам, когда не нужно было проводить 5–6 часов за партой. Во-вторых, началом активных уроков, требующих большого умственного напряжения. В-третьих, значительным снижением уровня двигательной активности, имевшей место во время каникул.

В абсолютных значениях напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы имело место у мальчиков с дистальным прикусом. По мере адаптации к занятиям в школе напряжение в деятельности сердечно-сосудистой системы становилось менее выраженным и уже к декабрю 2013 года находилось на уровне удовлетворительных значений. Проведение исследования в январе 2014 года, после окончания зимних каникул, выявило вновь напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, но по сравнению со значениями, полученными в сентябре 2013 года, оно было более «лёгким». У всех мальчиков в феврале 2014 года уровень адаптации находился в пределах нормативных значений.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.                      Нарушения прикуса у мальчиков 8–12 лет влияют на показатели адаптационного потенциала, особенно в первые два месяца занятий в школе.

2.                      По мере увеличения возраста мальчиков напряжение в деятельности сердечнососудистой системы становится менее выраженным, преобладая в возрасте 8 и 9 лет.

3.                      После окончания зимних каникул в январе месяце у всех мальчиков 8–12 лет вновь имеет место напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, но оно носит кратковременный характер и быстро принимает нормативные значения.

4.                      Полученные в ходе исследования данные желательно учитывать при построении учебного процесса в школе и тренировочного процесса в спортивных школах.

Литература:

1.         Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. — М.: Медицина, 1979. — 289 с.

2.         Байгужин П. А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8–9 лет с различным психотипом: автореферат дис. …канд. биол. наук /П. А. Байгужин. — Челябинск, 2005. — 18 с.

3.         Блинова Н. Г. Особенности психосоматического развития и адаптации к учебной деятельности учащихся с 7 до 16 лет / Н. Г. Блинова, Е. В. Васина, С. Н. Витязь. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 2004. — Т.90, № 8. — С. 354.

4.         Голиков Н. А. Педагогика оздоровления: принципы, подходы, технологии / Н. А. Голиков. //Проблемы образования в условиях северных городов: материалы научно-практической конференции (20 апреля, г. Нягань). — Нягань, 2006. — С. 104–109.

5.         Давыдок А. М. Медицинские и педагогические проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению /А. М. Давыдок, А. А. Крюкова. //Альманах «Новые исследования». — М.: Вердана, 2004, № 1–2. — С.143.

6.         Кучма В. Р. Состояние здоровья школьников и роль образовательных учреждений в сохранении здоровья детей и подростков /В. Р. Кучма. //Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Москва-Тверь, 2006. — С. 97–100.

7.         Макунина О. А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7–10 лет в зависимости от профиля обучения: автореферат дис. …канд. биол. наук /О. А. Макунина. — Челябинск, 2005. — 22 с.

8.         Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экономические аспекты /А. Г. Щедрина. — Новосибирск. ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): напряжение механизмов адаптации, Нарушение прикуса, тюмень, сердечно-сосудистая система, адаптационный потенциал, мальчик, зимний период, уровень здоровья, школа, дистальный прикус.


Ключевые слова

нарушения прикуса, мальчики периода второго детства, уровень здоровья.

Похожие статьи

Методическая разработка исследовательского занятия по...

Расчетный индекс адаптационного потенциала сердечнососудистой системы.

научно-исследовательская работа, школьники, адаптационный потенциал, адаптация, сердечно-сосудистая система.

Динамика показателя уровня здоровья (адаптационного...)

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи.

Динамика физической работоспособности и максимального...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения...

Костный компонент массы тела как показатель физического...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи.

Оценка физического развития методом индексов мальчиков...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи. Площадь поверхности тела мальчиков 8–12 лет г. Тюмень...

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей...

Библиографическое описание: Гуртовая М. Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей периода второго детства

Александров С. Г. Оценка некоторых показателей сердечнососудистой системы у школьников при различных уровнях адаптации /С. Г...

Уровень адаптационного потенциала слабослышащих борцов...

Ключевые слова: нарушения слуха, спорт, адаптационный потенциал. Актуальность.

Уровень адаптационного потенциала (уровень здоровья — УЗ) определен по стандартной

напряжение механизмов сердечнососудистой системы — от 2,11 до 3,20 баллов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методическая разработка исследовательского занятия по...

Расчетный индекс адаптационного потенциала сердечнососудистой системы.

научно-исследовательская работа, школьники, адаптационный потенциал, адаптация, сердечно-сосудистая система.

Динамика показателя уровня здоровья (адаптационного...)

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи.

Динамика физической работоспособности и максимального...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения...

Костный компонент массы тела как показатель физического...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи.

Оценка физического развития методом индексов мальчиков...

Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи. Площадь поверхности тела мальчиков 8–12 лет г. Тюмень...

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей...

Библиографическое описание: Гуртовая М. Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей периода второго детства

Александров С. Г. Оценка некоторых показателей сердечнососудистой системы у школьников при различных уровнях адаптации /С. Г...

Уровень адаптационного потенциала слабослышащих борцов...

Ключевые слова: нарушения слуха, спорт, адаптационный потенциал. Актуальность.

Уровень адаптационного потенциала (уровень здоровья — УЗ) определен по стандартной

напряжение механизмов сердечнососудистой системы — от 2,11 до 3,20 баллов

Задать вопрос