Библиографическое описание:

Климанова А. П. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности предприятий машиностроения // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 441-443.

Инновационный тип развития экономики — это главный показатель экономического усиления стран в мировом пространстве. От него зависит возможность получения предприятиями значительных прибылей, которые в процессе распределения источником формирования бюджетов всех уровней и ВВП страны.

Инновационная деятельность является конкретным видом деятельности, направленным на создание, распространение и воспроизводство в экономической сфере новшеств, выступает в качестве связующего звена между научной сферой и производственной, своеобразной производительной силы, которая осуществляет интеграцию материального и научного производства, а также реализацию посредством использования научной продукции технико-экономических потребностей экономических агентов.

Формирование понятийного аппарата инноваций получило свое развитие в трудах таких российских ученых, как Базилевич А. И., Ильдеменов С. В., Ильдеменов А. С., Воробьев В. П., Дорофеев В. Д., Чемоданов М.Н, Антонова Ю.И, Баранчеев В. П., Патеев Б. А., Хучек М. П., Дресвянников В. А., Мухамедьяров А. М., СуринА. В., Молчанова О. П., Гохберг Л. М., Кузнецова Л. А., Дежина И. Г., Киселева В. В., Сайфиева С. Н. и многих других.

Среди зарубежных экономистов, которые внесли значительный вклад в развитие терминологии рассматриваемого вопроса, следует отметить таких, как Шумпетер, Друкер, Симми, Вуд, Сеннет, Харт, Айдалот, Стернберг, Кастеллз, Иварсон, Хол и другие.

В научной литературе насчитывается множество самых различных определений инновации. В научный оборот данный термин впервые ввел австрийский ученый Шумпетер, который трактовал понятие инновации как новую комбинацию производственных факторов научно-организационного характера, которые мотивированы предпринимательским духом. Согласно его определению целью предпринимательской фирмы является не максимизация прибыли, а постоянный поиск на основе технологических, продуктовых и организационных инноваций стратегического преимущества [9].

Различные авторы впоследствии давали собственные определения термина инновации в зависимости от предмета и объекта исследования. Чемоданов М. Н. рассматривает инновацию в качестве нового или усовершенствованного продукта или технологического новшества как результата реализованного на практике творчества [10]. Аналогичным образом данный термин представляет в своих работах Владимиров В. Н. [3]. В некоторых работах инновации определяются в качестве комплексного процесса создания, распространения и применения новшества для удовлетворения уже известной или новой общественной потребности. Также термин рассматривается в ракурсе процесса, в котором техническое изобретение или продукт доводятся до стадии практического применения. Отдельно следует выделить определение инновации как конечного результата таких самостоятельных основных процессов, как изобретение и эксплуатация. Все разнообразие подходов к определению инновации можно свести к трем процессам (рис.1).

Специфической чертой любого нововведения является наличие способности к мультипликации, т. е. неограниченному умножению доходов. Данную точку зрения разделяют некоторые ученые, например такие, как Б. Твисс, который определяет инновацию в качестве процесса, в котором идея или изобретение приобретают экономическое содержание. [8] Основываясь на изучении американского опыта, Громеко В. И. определяет инновацию в качестве процесса, в ходе которого техническое изобретение или научная идея должны быть доведены до стадии практического применения и давать экономический эффект [4].

Рис.1. Определение инновации как процесса

По мнению некоторых исследователей, инновацию следует отличать от локального усовершенствования, простого улучшения процесса или продукта. Для своего внедрения инновация требует реорганизации производственного процесса, комплекса организационно-технологических изменений, изменения поведения потребителей, обучение персонала. Так, к примеру, Бестужев-Лада И. В. полагает, что «нововведение можно операционно определить как такую разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления — технического, экономического, политического, социального или иного» [2].

Инновация трактуется Молчановым Н. Н. в качестве результата научного труда, который направлен на совершенствование в целом общественной практики и предназначен для реализации в общественном производстве непосредственно. Понятия «инновация» и «нововведение» он считает при этом синонимами [7].

На основании рассмотренных терминов, можно сказать, что инновация представляет собой один из элементов инновационного процесса, а в целом инновационный процесс предполагает создание инноваций, их освоение и распространение [11]. Следование основным принципам, целью которых является эффективное управление инновационным циклом, способствует их успешной реализации, развитию интеллектуальной деятельности и процесса генерирования новых знаний, увеличению интеллектуального капитала организации [1].

Инновациям в условиях глобализирующегося мира в обеспечении конкурентоспособности предприятий машиностроения отводится важная роль. Дальнейшее развитие и функционирование машиностроительных предприятий в современных экономических условиях напрямую определяется их инновационной активностью.

Объясняется инновационная активность предприятий машиностроительной отрасли, главным образом, экономическим их положением, хотя в нововведениях объективная потребность в производстве существует постоянно. Главная причина осуществления инноваций (80 %) заключается в расширении ассортимента выпускаемой продукции. Обеспечивающие конкурентоспособность инновации имеют небольшой удельный вес: 15–20 % — повышение эффективности, 25–30 % — достижение современных требований качества.

В машиностроении существенная особенность инновационной деятельности заключается в постоянно увеличивающихся темпах изменения потребностей в продукции данной отрасли, что связано с революционным влиянием научно-технического развивающегося прогресса. Машиностроительные фирмы, с учетом жесткой конкурентной борьбы, прогнозировать достаточно точно продолжительность жизненного цикла нового товара имеют возможность не всегда, таким образом, формирование конкурентных преимуществ осуществляться должно за счет максимального сокращения предпроектной, подготовительной и исследовательской фаз развития нововведения.

В качестве основных сдерживающих инновационную деятельность факторов выделяются: высокая стоимость нововведений и недостаток собственных финансовых средств. К другим причинам, препятствующим проведению инноваций, нужно отнести неразвитость рынка технологий, низкий инновационный потенциал предприятий, неопределенность сроков инновационного процесса и длительные сроки окупаемости инновационных проектов.

Развитие и преобразование машиностроения должно осуществляться за счет ее реструктуризации, основываясь на эффективных правовых и хозяйственных механизмах, которые обеспечивают предпринимательскую деятельность по выпуску наукоемкой конкурентоспособной продукции отечественных товаропроизводителей. При этом важная роль принадлежит государству [6].

Государство должно принимать часть непосредственных расходов на науку на себя. Такое решение проблемы влечет за собой дополнительные связанные с распределением бюджета трудности. Заключаются трудности в том, что на национальном уровне инвестиции в сферу НИОКР не могут рассматриваться лишь из соображений будущей прибыли. Государству следует создавать механизмы экономической заинтересованности предприятий в активном обновлении собственного бизнеса.

Литература:

1.                  Ассорина Г. Управление инновационными процессами в экономических системах: базовые принципы // «Проблемы теории и практики управления», 2009, № 5

2.                  Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. M.: Наука, 1993.

3.                  Владимиров В. Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В. Н. Владимиров; ВятГУ, СЭФ, каф. УП. — Киров: Изд-во ВятГУ, 2004. — 110 с.

4.                  Громеко В. И. США: научно-технический потенциал. М.: Мысль, 1977. — С. 37

5.                  Дудченко В. С. Основы инновационной методологии, 1996. — С. 35–36

6.                  Комов М. С. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении / М. С. Комов // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.1. — С. 138–140.

7.                  Молчанов Н. Н. Инновационный процесс: Организация и маркетинг. СПб: СПбГУ, 1994. — С. 5.

8.                  Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.

9.                  Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. — М.: Луч, 2009.

10.              Чемоданов М. Н. Ресурс высокотехнологичной модернизации // Экономист. — 2008. — N 10. — С. 32–41

11.              Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. - 189 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle