Библиографическое описание:

Рулева С. Г., Сергалиева Д. Д., Айрумян Г. С. Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 852-854.

Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия — длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия — короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретение — это 99 % пота и 1 % вдохновения» [2, 25]

Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд [3, 37]. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нём четырёх способностей:

1.                 Оригинальность, нетривиальность, необычность, высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремиться найти своё собственное, отличное от других решение.

2.                 Систематическая гибкость. т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3.                 Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта т. е., чтобы видеть его новые, скрытные от наблюдения стороны.

4.                 Семантическая спонтанная гибкость, то есть, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, и в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Психологические исследования, посвящённые вопросам деятельности и творчества, весьма многочисленны, следует отметить, что в последние годы учёные не только изучают психологические закономерности деятельности и творческих процессов, в частности, но и пытаются найти эффективные способы активизации этих явлений.

Человеческая деятельность, или, что является синонимом, сознательная деятельность, — это такая форма взаимосвязи человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель. В зависимости от того, какие потребности в данный момент реализуются, деятельность приобретает ту или иную специфику.

Так что же такое творчество?

«Творчество, — деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее».

«Творчество,- это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры». [5, 5]

Таким образом, творчество — это создание на основе того, что есть, того, чего ещё не было. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Самое главное в творчестве — это его новизна, и следовательно, у нас нет эталона, по которому можно оценить его продукт. В реальности история свидетельствует о том, что чем оригинальнее продукт творчества и чем шире последствия его применения, тем более вероятно, что он будет оценен современниками как зло. По-настоящему значительное творение — будь то идея, произведение искусства или научное открытие, — скорее всего, будет считаться ошибочным, плохим или глупым. Позднее оно может казаться чем-то очевидным, само собой разумеющимся. И как правило, спустя много лет оно получает окончательную оценку как творческий вклад. Кажется ясным, что ни один из современников не может правильно оценивать продукт творчества в то время, когда он создавался, и это утверждение тем справедливее, чем больше новизна этого творения.

Также бесполезно изучать цели индивида, учащегося в творческом процессе. Многие, возможно большинство, творений и открытий, которые, как оказалось, имеют большую социальную значимость, имели в своей основе скорее стремление удовлетворить личный интерес, чем социальную значимость. Наряду с этим история знает немало печальных примеров, когда появление некоторых творений приводило к трагедии. Нужно признать тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что это его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1)     Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).

2)     Наиболее распространенного определение творческого мышления основано на характеристике его продукта.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Л. Толстой придерживался мнения, если ученик в школе не научится сам ничего творить. То и в жизни всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. [4,7]

Попробуем ответить на вопрос: в какой мере креативность применима к возрасту младших школьников? Совместимо ли творчество с обучением, особенно — начальным? Мы считаем, что творчество доступно детям, боле того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её. Если иметь в виду уроки русского языка и чтения, то творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений. При их выразительном чтении, пересказе, особенно — драматизации; в различных видах изложения и сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, которая характеризуется высоким накалом положительных эмоций, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее. Для формирования креативности, по мнению Львова М. Р., необходима система. Творчество надо развивать на различных занятиях, но родной язык всегда был и остаётся главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль. Это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. [5,8]

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и к красоте, а ещё чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Опыт развития творческих способностей прослеживается в деятельности Л. Толстого. Написание сочинений в Яснополянской школе до сих пор привлекает внимание педагогов своей высокохудожественностью.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. И. Ушакова и др.), так и за границей (К.и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.)

К. И. Чуковский подчёркивал творческую силу ребёнка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством: он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребёнка».

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребёнка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно — только сочетания неожиданны. В этом отношении правы те, кто подчёркивает тонкое чувство языка у детей.

Итак, словотворчество на определённом этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даём нашим детям.

В наши дни развитие речи детей, в том числе и обучению сочинениям, в школе уделяется известное внимание. Появилось немало статей брошюр, освещающих опыт учителей. И всё же часто образовательный и воспитательный эффект от проведённой работы снижается из-за недостатков в методике развития творческих способностей младших школьников. [3, 28].

Таким образом, в современной науке характеризуя творчество, мы говорим о новом взгляде на вещи, с различного рода новыми идеями и это связано с нешаблонным мышлением, которые для своего нуждается в таланте. Именно этот вид мышления связан с творческими функциями. Кроме того, подбирая задания творческого характера на этапах развития различного вида мышления (наглядно — образное, причинное, эвристическое), следует руководствоваться следующими принципами (научности, систематичности, индивидуального подхода) и методами (словесными. практическими, наглядными).

Большую роль в развитии творчества мышления играет включение в структуру урока продуктивных заданий. Которые являются одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка.

Литература:

1.      Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.,

2.      Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Просвещение, 1984

3.      Дружинин В. Н. Психология общих способностей СПб., 1999.

4.      Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М., 1991.

5.      Львова Ю. Л. Развивать дар творчества. Киев, 1987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle