О некоторых структурных особенностях новостных медиатекстов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 30.01.2014

Статья просмотрена: 2746 раз

Библиографическое описание:

Жуков, А. С. О некоторых структурных особенностях новостных медиатекстов / А. С. Жуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 943-945. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9135/ (дата обращения: 26.04.2024).

Новостная журналистика в настоящее время представлена разнообразными жанровыми формами медиатекстов, создаваемых для различных СМИ: газетно-журнальных, радио и телевизионных, интернет-среды. Под медиатекстом мы подразумеваем любой публицистический текст, который адресован от лица СМИ массовой аудитории [1, 2]. Но вне зависимости от того, в газете или на интернет-сайте публикуется новостной материал, он должен быть логично и четко структурирован, информационно насыщен, содержать достоверную фактуру. Именно эти критерии позволят добиться адекватности информирования аудитории о событиях, фактах, которые имеют место быть в действительности.

В арсенале новостной журналистики преобладают следующие жанровые формы: заметка-хроника (представляет собой ответы на основные шесть вопросов новости, которые образуют лид: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как?), расширенная заметка (состоящая, как правило, из нескольких блоков: лид, подробности (детализация), бэкграунд (справочная информация, контекст события и т. д.), цитаты от лиц, связанных с новостью и некоторые другие блоки), заметка-анализ события (структурно повторяет расширенную заметку, однако включает некоторые элементы анализа), отчет, некролог, новостной репортаж, предметное интервью и некоторые другие. Все они имеют определённую структуру, соответствующую «жёсткому» или «мягкому» типу расположения информации в тексте. Для «жёсткого» типа характерна оперативность, повышенная важность новости (в этом случае в начало материала выносится самое важное, кульминационный момент события, факта, а далее излагается информация по принципу убывания интереса), для «мягкого», напротив важен процесс, подробности, детали события, а не его суть.

Каждая жанровая форма имеет свои структурные особенности. Одним из важных структурных элементов новостной заметки, наряду с заголовком, хэдлайном и лидом, является бэкграунд.

Исследователь Е. П. Прохоров отмечал, что «чрезвычайно важно <…> работать с уже известной аудитории информацией (напоминать, актуализировать, систематизировать, переосмыслять наличные сведения) творчески, небанально — повторение должно быть вариативным, уже известное читателю (слушателю) — представлено в новых связях, раскрыто на новом материале…» «Для достижения эффекта новизны информации следует учитывать требование необходимой избыточности информации — использования внешне лишних сведений, повторов, поскольку для восприятия нового важны своего рода неторопливость изложения, опора на уже освоенное…» [3]. Думается, что именно «опора на уже освоенное» читателем (зрителем, слушателем), т. е. то, что являет собой бэкграунд в новостном материале, позволяет добиваться большей информированности аудитории, под которой мы, следуя позиции Е. П. Прохорова, понимаем «такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель — классовый, этнический, региональный, профессиональный, возрастной и т. д. — располагает всей «необходимой и достаточной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора» [4].

Бэкграунд (от англ. background) — это структурный элемент информационных медиатекстов (однако он важен и для аналитических материалов), который не связан напрямую с информационным поводом, но включает расширяющую, детализирующую или уточняющую информацию о факте, событии, объекте; позволяет представить новость объёмнее, в новых связях.

Бэкграунд может быть первичным, то есть таким, который содержит информацию, необходимую для понимания сути новости. Так, например, если в ленте новостей на сайте информационного агентства, интернет-СМИ или традиционного средства массовой информации появляется заметка о каком-либо поворотном моменте в судебном процессе, который длится на протяжении долгого времени, необходимо в первом или втором абзаце включить информацию о том, с чем связан этот судебный процесс, с чего всё началось, то есть дать достаточный для понимания контекст. Кроме того, если в заметке идёт речь о том, чего читатель может не знать (например, термины, неизвестные названия и т. п.), журналист обязан дать необходимую справочную информацию о предмете информационного сообщения. Такой бэкграунд должен располагаться в лиде или сразу после него. Так достигается важный в журналистском материале принцип декодируемости и адекватности восприятия информации читателем.

Бэкграунд может быть и вторичным (вспомогательным). Такой бэкграунд дополняет материал, даёт какие-либо детали, без которых основное сообщение можно понять, и, в отличие от первичного, даётся в середине или в конце материала. Например, в информационных сообщениях о смерти знаменитого человека в самом начале констатируется факт смерти, затем даются детали, информация о том, когда и где состоится прощание с ним, а в конце всегда содержится краткая биографическая информация об умершем.

Выбор бэкграундной информации и размещение её в новостном материале зависит от многих факторов: от информационного повода, который становится предметом публикации; политики издания; целевой аудитории, которой адресуется новость.

Во-первых, бэкграундом в журналистском материале может выступать контекст. Он выполняет функцию напоминания о том, что предшествовало факту, ставшему информационным поводом для публикации заметки. Без такой бэкграундной информации суть текущей новости может быть не совсем понятна для читателей, которые не следят за быстроменяющейся информационной картиной, представляемой в СМИ. Введение в материал контекста позволяет не упустить логику (историю) развития того или иного события. Контекст должен располагаться в первых строках новости и быть кратким, ёмким. Если возникает необходимость дать более подробную картину предшествовавшего события, то такой контекст должен располагаться в глубине или в самом конце материала (обычно для этого используют связки типа «Напомним» или «Ранее сообщалось, что…»).

Вертолет Ми-8 МЧС доставил в Петербург пятерых детей, пострадавших накануне в крупной аварии в Вологодской области [контекст-1]. Состояние одного из них — тяжелое. Всех разместили в детской городской больнице. Такое решение принял губернатор Вологодской области. Он распорядился, чтобы все дети были доставлены в лучшие больницы, и там им была оказана всесторонняя медицинская помощь, пишет «Вести».

Напомним, что страшная авария с участием грузовика и автобуса с детьми произошла накануне днем в Вологодской области [контекст-2]. По предварительным данным, виновником аварии стал водитель грузовика, который заснул и выехал на встречную полосу.

В результате ДТП погибли шесть человек: оба водителя и еще четыре сопровождающих. Также пострадал 21 ребенок — все они получили ранения разной степени тяжести[контекст-3]. Однако пять детей находятся в критической состоянии. Сейчас врачи борются за их жизнь. [5]

Информационным поводом для публикации этой новостной заметки стала информация о том, что вертолёт МЧС доставил в больницу Петербурга пятерых детей, которые пострадали в крупной аварии в Вологодской области. В этой новости использовано несколько контекстов: во-первых, авария произошла 28 марта, поэтому в заметке, которая была опубликована 29 марта и содержит новую информацию по данному информационному поводу (крупная авария в Вологодской области и пострадавшие при ней дети), в самом начале, в лиде, дан краткий контекст, напоминающий о том, что произошло днём ранее, и без которого суть текущей новости могла бы быть не вполне ясной (контекст-1). Далее, во втором и третьем абзацах, представлен более расширенный контекст, показывающий всю картину ранее произошедшего (контексты 2 и 3).

Обратим внимание на то, что подобного рода контексты в журналистских материалах должны располагаться по известному для структуры «жёстких» заметок принципу «перевёрнутой пирамиды», когда информация в тексте «движется» от главного к второстепенному. Причём, чем выше в тексте располагается контекст, тем короче и ёмче он должен быть изложен.

Так, в представленном примере в лиде (контекст-1) представлена бэкграундная информация, касающаяся пострадавших детей, о которых идёт речь в текущей заметке, а затем (контексты 2 и 3) даётся второстепенный для данного материала бэкграунд о том, что произошло и почему дети оказались в такой ситуации.

Во-вторых, в качестве бэкграунда в новостном материале может выступать справочная информация. Это любые фактические, статистические данные, которые могут быть связаны с текущей новостью; могут дополнить, расширить, пояснить новость, сравнить её с другими подобными событиями. Это может быть указание на уникальность, редкость события. Справочная информация востребована в тех случаях, когда в сообщении речь идёт о том, что читателю может быть неизвестно, непонятно, о том, что требует разъяснений в той или иной форме. Часто подобного рода справочная информация даётся во врезке к основному тексту, но может быть вкраплена и в него. Причём такие вкрапления могут быть как краткими, так и расширенными.

Например, новостная заметка «Ольга Бакушинская вызвана на допрос по делу об оскорблении Мизулиной» («Газета.ru», 7 августа 2013 года):

Журналистку Ольгу Бакушинскую вызвали на допрос по делу об оскорблении депутата Госдумы Елены Мизулиной, сообщает РИА «Новости».

«Мне позвонил следователь Широков, я пойду на допрос. Пока еще день не наметили, потому что у меня есть адвокаты, соответственно, мне нужно согласовать с ним и со следователем, чтобы время было всем удобно», — сказала Бакушинская.

Также журналистка отметила, что пока не знает, что ей вменяют, в своих публикациях она три раза упоминала Мизулину, но «там ничего оскорбительного не было».

Ранее сообщалось, что на допрос по делу об оскорблении Мизулиной вызваны Елена Костюченко и Ксения Собчак. [6]

Обратим внимание на то, что в качестве бэкграунда в данном материале использована информация, напрямую не связанная с сутью новости, но которая как бы дополняет её, указывая на аналогичные случаи.

В заметке «В Пскове 27-летний душевнобольной убил известного священника Павла Адельгейма» («Newsru.com», 5 августа 2013 года) сразу после лида, подробностей следует справочная информация о том, кем являлся убитый, чем он был известен и т. д.

Известного православного священника Павла Адельгейма убили. «Час назад в Пскове ударом ножа в своем доме убит о. Павел Адельгейм. Убийца — мужчина из Москвы, некто Пчелинцев. Ему 27 лет (1987 г. рождения). Он жил три дня в доме о. Павла по просьбе некоей женщины из Москвы. Возможно, кто-то думал, что слово пастыря спасет душевнобольного», — этом сообщил в своем блоге депутат местного заксобрания Лев Шлосберг. <...> Псковские правоохранители заявили, что тело убитого было обнаружено в понедельник около 20:00 в храме Константина и Елены в Красногорском проезде, сообщает «Интерфакс».

На теле убитого несколько ножевых ранений. <...> Есть информация, что подозреваемый в нападении на священника находится в больнице в реанимационном отделении, ему делают операцию.

Павел Адельгейм, которому 1 августа исполнилось 75 лет, стал священнослужителем еще в советские времена. В 1969 году был арестован за распространение религиозного самиздата, отмечает «Интерфакс». В 1970 году был осужден на 3 года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй». В 1971 году в связи с волнениями в исправительно-трудовом учреждении потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. С 1976 года клирик Псковской епархии... [7]

Заметка «Жизнь победила», опубликованная в журнале «Эксперт», содержит бэкграунд-указание на уникальность факта, ставшего предметом публикации. Обратим внимание, что такая справочная информация очень гармонично вписывается в текст одной фразой и позволяет обратить на себя внимание.

В России зарегистрирован первый в этом году естественный прирост населения.

На 7 тыс. человек больше родилось, чем умерло в июне в России. Таковы данные Министерства труда и соцзащиты. Естественный прирост зафиксирован впервые в этом году, сообщает РИА «Новости».

По данным министерства, рождаемость в июне составила 149,8 тысячи человек, смертность — 142,8 тысячи. При этом в целом показатели рождаемости в июне по сравнению в аналогичным периодом прошлого года снизились на 3,6 тысячи детей. [8]

Бэкграунд, безусловно, выполняет, пользуясь терминологией Е. П. Прохорова, «требование необходимой избыточности информации» в новостном материале, позволяя читателю не утонуть в потоке новостей и учитывать контекст события при освоении новой информации.

Бэкграунд (в виде справочной информации или контекста) может располагаться и в начале материала, и в середине, и в самом конце новостной заметки. Введение его в медиатекст, как уже отмечалось выше, зависит от информационного повода, целевой аудитории, политики издания. Бэкграунд чрезвычайно важен в так называемых «сюжетных» новостях с продолжением, когда по одному и тому же событию, факту возникают несколько информационных поводов. Ярким примером тому является освещение событий вокруг авиакатастрофы, произошедшей в Казани с Боингом 737: в течение нескольких недель новостные ленты освещали подробности, связанные с этой трагедией. И, разумеется, каждая последующая публикация сопровождалась бэкграундом — кратким или расширенным контекстом.

Литература:

1.         Солгник Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст». Вестник Московского университета, серия 10: Журналистика. № 2, 2005. С. 7–16.

2.         Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). Изд. 2-е, стереотипное. М., 2005. 288 с.

3.         Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Москва, 2003. С. 42.

4.         Там же. С. 41.

5.         Пятерых детдомовцев пострадавших в ДТП под Вологдой доставили в Петербург. «Новые известия», 29 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.newizv.ru/lenta/2013–03–29/180174-pjateryh-detdomovcev-postradavshih-v-dtp-pod-vologdoj-dostavili-v-peterburg.html (режим доступа — свободный).

6.         Ольга Бакушинская вызвана на допрос по делу об оскорблении Мизулиной. «Газета.ru», 7 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2013/08/07/n_3095489.shtml (режим доступа — свободный).

7.         В Пскове 27-летний душевнобольной убил известного священника Павла Адельгейма. «Newsru.com», 5 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://newsru.com/religy/05aug2013/o_pavel.html (режим доступа — свободный).

8.         Жизнь победила. «Эксперт», 7 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://expert.ru/2013/08/7/zhizn-pobedila/ (режим доступа — свободный).

Основные термины (генерируются автоматически): справочная информация, информационный повод, Вологодская область, информация, новостной материал, новостная заметка, том, контекст, крупная авария, текущая новость.


Похожие статьи

О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных...

Основные термины (генерируются автоматически) : лида, новостная заметка, Пензенская область, справочная информация, заголовок, новостной текст, ответ, Несогласованная акция, главный судебный пристав, Болгарская православная церковь.

Значение и применение жанров в журналистике | Статья в журнале...

Исследователь Семён Гуревич подходит совершенно по-другому:  Жанры новостной информации

То есть, считается, что в печати существует два вида материалов: новости (news)и большие статьи (features).

Отражение городской жизни в ежедневнике «Metro»

Особенности подачи новостных материалов в издании «Metro.

Газета выбирает для печати новости с сильным событийным началом: событийная информация, событийное интервью, событийный репортаж имеют новостную окраску.

Системные характеристики региональных интернет-СМИ

Новостной портал не предоставляет возможность с помощью гиперссылок обратиться к другим материалам авторов, однако

Одной из основных целей деятельности прессы самоуправления является снабжение граждан многосторонней текущей информацией о жизни республики.

Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана...

Жестокость в новостных и информационных телепередачах оказывает самое сильное

Основными структурами передачи информации в телевизионных новостных сюжетах на

2. Последовательные эпизоды монтируются в смысловое целое. 3. Очень крупный план.

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Под определением «Интернет» понимается всемирная информационная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией.

«Маркеры субъективности» в информационных текстах...

НТА и «NewsRoom24» зарегистрированы в качестве информационных агентств, «Нижегородские новости» и «ПроГород» — сетевые версии новостных газет.

В таких специфических журналистских текстах, как информационные заметки...

Место и роль информационных агентств новой России

Основной продукт агентства – новостная информационно-аналитическая лента «Горячая линия», которая выходит в двух версиях.

Влияет и сам характер такой информации – она менее оперативна и событийна, это так называемые мягкие новости.

Продвижение бренда компании в сфере спорта | Статья в журнале...

– размещение логотипов на экипировке, спортивных объектах, рекламно-информационных материалах.

Внутренний туризм: продвижение филимоновской игрушки как регионального бренда Тульской области.

Ссылка на мнение авторитета как один из приемов манипуляции...

Для манипуляции характерна подтасовка односторонних мнений и избирательная подача материала, т. е. «селекция информации» [3, с. 676].

В таком контексте наличие оборудования иностранного происхождения не вызывает осуждения.

Похожие статьи

О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных...

Основные термины (генерируются автоматически) : лида, новостная заметка, Пензенская область, справочная информация, заголовок, новостной текст, ответ, Несогласованная акция, главный судебный пристав, Болгарская православная церковь.

Значение и применение жанров в журналистике | Статья в журнале...

Исследователь Семён Гуревич подходит совершенно по-другому:  Жанры новостной информации

То есть, считается, что в печати существует два вида материалов: новости (news)и большие статьи (features).

Отражение городской жизни в ежедневнике «Metro»

Особенности подачи новостных материалов в издании «Metro.

Газета выбирает для печати новости с сильным событийным началом: событийная информация, событийное интервью, событийный репортаж имеют новостную окраску.

Системные характеристики региональных интернет-СМИ

Новостной портал не предоставляет возможность с помощью гиперссылок обратиться к другим материалам авторов, однако

Одной из основных целей деятельности прессы самоуправления является снабжение граждан многосторонней текущей информацией о жизни республики.

Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана...

Жестокость в новостных и информационных телепередачах оказывает самое сильное

Основными структурами передачи информации в телевизионных новостных сюжетах на

2. Последовательные эпизоды монтируются в смысловое целое. 3. Очень крупный план.

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Под определением «Интернет» понимается всемирная информационная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией.

«Маркеры субъективности» в информационных текстах...

НТА и «NewsRoom24» зарегистрированы в качестве информационных агентств, «Нижегородские новости» и «ПроГород» — сетевые версии новостных газет.

В таких специфических журналистских текстах, как информационные заметки...

Место и роль информационных агентств новой России

Основной продукт агентства – новостная информационно-аналитическая лента «Горячая линия», которая выходит в двух версиях.

Влияет и сам характер такой информации – она менее оперативна и событийна, это так называемые мягкие новости.

Продвижение бренда компании в сфере спорта | Статья в журнале...

– размещение логотипов на экипировке, спортивных объектах, рекламно-информационных материалах.

Внутренний туризм: продвижение филимоновской игрушки как регионального бренда Тульской области.

Ссылка на мнение авторитета как один из приемов манипуляции...

Для манипуляции характерна подтасовка односторонних мнений и избирательная подача материала, т. е. «селекция информации» [3, с. 676].

В таком контексте наличие оборудования иностранного происхождения не вызывает осуждения.

Задать вопрос