Библиографическое описание:

Айдарбекова А. С., Ермекбаева А. Т., Калшораева Б. Н. Проблемы обучения химии и биологии в школах Казахстана // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 267-269.

Биология и химия — это ключевые предметы сегодняшней школы. Они способствует формированию и обогащению духовного мира человека. Повышая роль и значение этих наук в целом и школьного образования в частности, можно решать новые проблемы человечества.

Современная биология и химия формирует новое поколение, которое понимает ценность жизни, место человека в природе, способное искать пути решения экологических, продовольственных, энергетических и других проблем.

Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биохимии и биотехнологии, бионики, развитие химического производства с одной стороны, и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы, с другой, поставили биологическую и химическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие компетентности выпускника в этих отраслях знаний является одним из направлений работы современной школы для решения проблемы обучения химии и биологии [1].

В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Одной из проблем обучения является недостаточное оснащение кабинетов химии и биологии в школе (не хватает интерактивных досок и компьютеров, реактивов и лабораторного оборудования, современно оснащенных кабинетов).

Сегодня, когда информация становится ресурсом развития общества, очевидно, что современное образование — это непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования [2].

Использование ИКТ на уроках биологии и химии позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Расскажу, в какой последовательности мы с учащимися строим свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:

-          Поиск наглядности, аудио — и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).

-          Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.

-          Вставка текстовой информации, таблиц, схем.

-          Оформление слайдов, анимация, навигация.

Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

-          Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук).

-          Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация).

-          Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера) [3].

В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Использование ИКТ позволяет демонстрировать:

-          фотографии животных, растений, известных людей, занимательных опытов и т.д,

-          отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,

-          схемы и таблицы,

-          тесты, кроссворды для проверки знаний,

-          видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,

-          аудиозаписи «Голоса животных»;

-          музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

-          использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

В изучении школьного курса химии и биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

-          наглядное представление объектов и явлений микромира;

-          изучение производств химических продуктов;

-          моделирование химического эксперимента, опыта и химических реакций;

-          система тестового контроля

-          подготовка к ЕНТ [4].

Одной из немаловажных проблем является проведение программных экскурсий (например, экскурсия на завод для изучения химического производства или экскурсия на конезавод, звероферму и т.д), а использование виртуальных экскурсий решает эту проблему и значительно расширяет кругозор ребенка.

Ещё одной проблемой является проведение на уроках химии опытов со взрыво- и пожароопасными веществами. Я считаю, что при решении этой проблемы, одним из главных достоинств является использование компьютерного проектирования на уроке химии — при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести еще и задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Поэтому ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей и склонностей каждого ученика.

Поэтому следующей проблемой биохимического образования школьников я выделяю профильное обучение как одно из средств развития биологической и химической компетентности выпускника. Эта проблема освещена в Послании Президента «Социально- экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» и отражена в новой редакции Закона РК «Об образовании».

Цель профильного обучения биологии и химии в старших классах — подготовка химически, биологически и экологически грамотной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления, экологической культурой; способностью ориентироваться в химической, биологической и пограничных с ней областях картины мира; обладает знаниями методов, теорий, стилей мышления, областей практического применения биохимических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в любой области материальной или духовной культуры, в частности для постановки и решения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образа жизни и успешного сотрудничества со специалистами — химиками- биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

Для того чтобы выполнить поставленные цели и задачи, необходимо дать учащимся хорошие навыки самостоятельного овладения знаниями. Их можно формировать в ходе организации опытнической работы на участке, наблюдений в природе, во время работы со специальной литературой, справочниками и работы над проектами, во время выполнения летних заданий, при постановке исследовательских опытов по химии и биологии. За время учебы в специализированных классах ребята не должны потерять интереса к биологии и химии. Очень важно учителю поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе будущей профессии [5].

Для успешной реализации учебного процесса современный учитель должен обладать определенным набором качеств, которые несомненно являются общими для всех предметников, но тем не менее компетенции учителя биологии должны отличаться от таковых учителя, предположим, математики или русского языка.

Первое, чем должен владеть предметник — это содержание и методология предмета. Но если содержание представляет собой набор теорий, законов, фактов, то методология должна распределить их в определенной последовательности, развить систему понятий с тем, чтобы у учащихся в головах были не разрозненные сведения о предмете, а выстроилась система знаний. Для этого учитель должен знать ведущие идеи, на которых базируется изучение биологии. Это многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы.

Вторая профессиональная компетентность — это знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их в реальном учебном процессе [6].

Третья составляющая профессиональной компетентности — это владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.

Развитию учащихся будут способствовать такие виды работ, как составление схем строения организмов и органов; сравнительных таблиц, схематических рисунков, требующих от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков» и т. д.

Знание валеологических требований к уроку четвёртая компетентность, которой должен владеть учитель. Для успешной учебы важно все: выбор цвета стен, парт, одежды, т. к. цвет отражает не только психологические качества человека, но влияет на его гормональный статус.

Хотелось бы отметить еще одну составляющую успешной работы с учащимися: а именно владение учителем приемами эффективного общения с детьми, родителями, коллегами. Учитель биологии, зная закономерности развития высшей нервной деятельности, основы психологии, должен быть примером в отношениях с детьми, родителями, коллегами.

И, конечно, учитель должен обладать еще одной компетентностью — умением работать в инновационном режиме. Немного подробнее остановимся на третьей компетенции учителя биологии — владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета [7].

Литература:

1.                  Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов /Лебедева М. Б., Агапонов СВ. и др. / Под. ред.М.Б Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

2.                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / Под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

3.                  Кузнецов А. А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: Методическое пособие / А. А. Кузнецов, СВ. Зенкина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4.                  Кузнецов А. А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. — 2009. — № 2.

5.                  Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. — 2008. — № 5.

6.                  Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. — 2008. — № 6.

7.                  Русских Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. — 2003. — № 1.

8.                  Слободчиков В. И., Рябцев В. К. Проектирование замысла и реализации // Технологии проектной деятельности как единство в образовании. — Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2000.

9.                  Петрова О. Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. — 2011. — № 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle