Библиографическое описание:

Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 781-784.

Общепризнано,что современного человекадолжны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.

Что такое метод проектов.

Под проектом (от лат. projectus — выдвинутый вперед) в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понимается:

1)      разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2)      предварительный текст какого-нибудь документа;

3)      замысел, план.

Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных развлекательных и других проектах.

Проекты под названием «Метод проблем» уже 80 лет начали активно внедряться и в школьную преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании.

Подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов У. Х. Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е г. г. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования «школы учёбы» в «школу жизни», где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность.

Темы их говорят сами за себя: «Поможем ликвидировать неграмотность», «Вред алкоголя» и т. п. Неудивительно, что уровень образовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполнением ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуждена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.

За рубежом метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность, за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980–1990-х г. г., в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — «метод проектов». Проект, как было указано выше, это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.

Под методом проектом в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской.

Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта.

Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сущности и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.

Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов).

Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учёт социальных и культурных условий, т. е. учёт позиций других участников проекта.

Виды проектной деятельности.

В соответствии сдоминирующим методом или видом деятельности можно выделить следующие типы проектов:

-          прикладные проекты,которые отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников (например, проект закона, справочные материалы, словарь, аргументированное объяснение какого-либо природного явления). Проекты такого вида предполагают тщательное продумывание структуры, распределение функций между участниками, оформление итогов деятельности с их последующей презентацией и внешним рецензированием;

-          исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагают наличие основных этапов, характерных для любой научной работы (обоснование актуальности темы исследования, его предмета и объекта, обозначение цели и задач, выявление методов поиска и источников информации, выдвижение гипотезы, определение путей решения проблемы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление полученных результатов, выступление с сообщением или докладом, обозначение новых проблем для дальнейшего анализа);

-          информационные проекты направлены на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выявленных фактов; структура такого проекта сходна со структурой исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции;

-          ролево-игровые проекты, вкоторых участники исполняют определённые роли(литературных персонажей или выдуманных героев), обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями; структура таких проектов только намечается, оставаясь открытой до окончания работы. Такие проекты позволяют не только получить новые знания, но и способствуют приобретению определённого социального опыта.

В соответствии спредметно-сдержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

Первые, как правило, выполняются на уроках одного предмета, хотя предусматривают подчас применение знаний из других дисциплин. Межпредметные проекты чаще всего выполняются во внеурочное время и требуют привлечения знаний по двум-трём предметам, что делает необходимой квалифицированную помощь учителей-предметников.

По характеру контактов проекты могут быть локальными, внутришкольными, региональными, национальными и международными. Если в основе классификации лежит количество исполнителей, то различают индивидуальные и коллективные проекты.

И наконец, по продолжительности проведения проекты делятся на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Если краткосрочные проекты выполняются на уроках по отдельному предмету, то проекты средней продолжительности (один — два месяца) и долгосрочные (до одного года) посвящены довольно крупной или нескольким взаимосвязанным проблемам, являются, как правило, междисциплинарными, реализуются во внеурочное время, хотя контролироваться могут и во время учебных занятий.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых, например, сочетаются признаки как информационных, так и прикладных.

Этапы проектной работы.

На начальном этапе важной представляется выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполняемому проекту. Подготовка к работе над проектом включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы школьников; поиск или выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения её необходимости, реальности (т. е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средств; сбор необходимой для начала проектирования информации; макетирование или моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определение задания для каждой; разработку критериев контроля.

Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).

Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащихся в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждаются в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит о т оформления его макета или модели.

Итогом проектной деятельности являются презентация и защита её финального продукта. Подготовка начинается с разработки сопроводительной документации и письменного отчёта, а также устного выступления представителей микрогрупп и координаторов проекта на публичном его обсуждении. Одновременно пакет документов передаётся рецензентам и внешним экспертам для заключения. Остальные учащиеся школы знакомятся с материалами из стендовой информации о проектной работе. Во время устной защиты, по форме напоминающей процедуру обсуждения научной работы, авторы представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы слушателей и замечания, содержащихся в отзывах оппонентов. Однако работа над проектом не может считаться завершённой без анализа самими учащимися (рефлексии) как стадий его подготовки, так и результатов публичной защиты.

Некоторые учебные проекты могут иметь и больше этапов, что определяется в каждом конкретном случае.

Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения.

Завершая анализ теоретических проблем использования проектной технологии, необходимо отметить и некоторые её негативные стороны. Так учителя и методисты отмечают:

-          неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы над проектом (нарастание напряжения накануне презентации);

-          сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

-          увеличение риска неудачного окончания работы учащимися;

-          повышение эмоциональной нагрузки на учащихся и учителя;

-          невозможность включения значительного числа учащихся в работу над проектом.

Из опыта работы.

Социальный проект «Наш уютный школьный двор».

Цель проекта: восстановление школьного двора.

Задачи проект:

1.      Привлечь внимание к актуальности данной проблемы.

2.      Найти способы решения проблемы.

3.      Вовлечь социум в реализацию проекта.

4.      Воспитывать активную жизненную позицию.

Состав проектной группы:

-          члены совета старшеклассников;

-          члены педагогического совета;

-          члены совета школы (родители).

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: социальный, практико-ориентированный.

Актуальность проекта.

Наряду с материальными ценностями создаются и ценности духовные. Школьный двор — место, где взрослые и дети могут возобновить свои силы, отдохнуть, побыть наедине с самим собой.

План мероприятий по реализации проекта.

1. Сбор информации по проблеме.

1.1. Выделение круга проблем.

1.2. Изучение ситуации на месте.

2. Программа действий.

2.1. Создание информационного банка.

2.2. Оформление проектной документации.

3. Реализация плана действий.

3.1. Социологический опрос.

3.2. Проведение фотосессии.

3.3. Внесение предложений участниками проекта.

3.4. Составление письма-обращения в организации, способные оказать помощь в реализации проекта.

3.5. Составление бизнес — плана.

4. Подведение итогов.

4.1. Завершение работы по оформлению документации.

4.2. Предполагаемые результаты.

4.3. Составление сметы расходов на реализацию проекта.

В ходе подготовительной работы был проведен опрос учеников, учиучителей и родителей. Вопросы:

1. Нравится ли вам наш школьный двор?

2. Что хотели бы изменить в нем?

Для реализации проекта необходимо провести следующие работы:

-       разбивку цветочных клумб и замену бордюров:

-       ремонт детской площадки, расположенной на территории школы;

-       высадка кустарников и цветов весной;

-       обновление школьного ограждения.

В результате реализации данного проекта школьный двор должен засиять яркими красками к 1 сентября следующего учебного года. Это будет подарок первоклассникам от выпускников школы.

Темы проектов.

1.                  Миграционные процессы и социально — экономические проблемы региона.

2.                  Проблемы профессионального самоопределения молодёжи.

3.                  Религии региона: перспективы межконфессионального взаимодействия.

4.                  Ветераны Великой Отечественной войны: социальный статус и социальные роли.

5.                  Механизмы защиты прав граждан: достижения и проблемы.

6.                  Культурные традиции региона.

7.                  Демографические проблемы региона.

8.                  Твой XV111 век (можно любой исторический период).

9.                  Великая победа: люди, события, книги.

10.              Встреча разных культур.

11.              Мир дому твоему.

12.              Пишем сценарий.

13.              Влияние религии на поведение человека.

14.              Преступность несовершеннолетних.

15.              Современная семья — гармония и конфликты.

16.              История моего имени.

17.              О гражданине Минине и князе Пожарском. (Об исторических личностях изучаемого периода).

18.              Подвиг любви бескорыстной (жены декабристов).

19.              Рынок труда: проблемы и тенденции.

20.              Толерантность -путь к миру.

21.              Удивительный мир симметрии.

22.              Наглядно — практическая геометрия.

23.              Школьное научное физико-математическое общество.

Литература:

1.      Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

2.      Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. — Учитель, № 4, 2000.

3.      Полат Е. С. Как рождается проект. — М., 1995.

4.      Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М., АРКТИ, 2004.

5.      Ястребцева Е. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовазовательных проектах. — 2-е изд., испр. |Текст| /Е.Ястребцева. — М., ЮНПРЕСС, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle