Библиографическое описание:

Пилецкая Л. С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 693-697.

В статье раскрыто различные тенденции освещения проблемы профессиональной мобильности научной дефиниции с позиций системного подхода.

Ключевые слова: мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность, профессионально-педагогическая мобильность, системный подход.

In the article the different tendencies of opening of problem of professional mobility are analyses as scientific definition from positions of approach of the systems.

Keywords: mobility, social mobility, professional mobility, professionally — pedagogical mobility, approach of the systems.

Актуальность проблемы. В условиях экономического кризиса, общественного динамизма проблема профессионального самоопределения личности рассматривается под другим углом зрения, поскольку человек может несколько раз менять свой профессиональный статус, квалификацию, производственный коллектив, а на время поиска работы вообще быть «маргиналом». Для рыночной экономики, по сравнению с административной, такая ситуация является нормой. Однако, большая свобода в выборе, неравенство в возможностях не всегда способствуют гармоничному развитию человека, а иногда, наоборот, производят хаос и напряженность. Так или иначе, каждая личность задействована в процесс социальной мобильности, который накладывает отпечаток на ее составляющие: профессиональную и личностную. И именно эти новые общественные требования к личности: реагирование на переменное окружение, принятие и реализация нестандартных решений в ситуации рыночной конкуренции, адаптация к быстроменяющимся условиям, готовность к обновлению своих знаний, — заставляют ее быть мобильной. Исследования проблемы психологической составляющей профессиональной мобильности являются актуальными в плоскости пересечения общественного и личностного, что позволит человеку быть не просто механическим исполнителем сценария своих профессиональных ролей, а быть творцом своего собственного неповторимого профессионального мира.

Обозначенная общественная проблема профессиональной мобильности личности ведет за собой научную проблему: появление нового понятийного аппарата, обогащение его содержания, интеграцию в различных науках. Поэтому требует уточнения и конкретизации психологического содержания категория «профессиональная мобильность». Необходимость исследования проблемы профессиональной мобильности обусловлена недостаточностью научных исследований по данной проблематике в чисто психологическом аспекте, односторонним рассмотрением проблемы (преимущественно в экономическом, педагогическом или социальном плане), отсутствием междисциплинарного системного подхода к этому комплексному явлению.

Анализ последних публикаций с указанной проблемы. Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот Питиримом Сорокиным, на что ссылаются практически все современные исследования мобильности. При этом социологи сосредотачивают основное внимание прежде всего на перемещениях индивидов, шансах на карьеру, а также фактах ее осознание, на целях и мотивах профессиональной мобильности, социальной адаптации.

Фундаментальные труды в разработке темы социальных перемещений принадлежат американским авторам: С. Липсету и Р. Бендиксу, П. Блау и О. Данкену, Д. Фезерману и Р. Хаузеру, в которых освещаются вопросы, связанные с проведением исследований, использованием терминологии, привлечением статистики к обработке эмпирической информации. Начиная с 30- х годов ХХ в., профессиональная мобильность исследовалась в контексте социальной мобильности. Самостоятельное использование термина «профессиональная мобильность» в научной литературе отмечено серединой прошлого века в истолковании «смена различных занятий или профессий» (С. Липсет, Р. Бенедикс). С восьмидесятых годов прошлого века исследования данного феномена проводятся регулярно как за рубежом, так и в отечественной науке. Основные подходы к определению профессиональной мобильности и ее составляющих проанализированы А. В. Амосовой, С. Я. Батишевым, Ю. И. Калиновским, И. Д. Мацкуляк, В. Е. Томашкевичем, И. В. Удаловым и др. Условия формирования профессиональной мобильности раскрыто в трудах А. М. Ващенко (будущих офицеров), И. У. Забиров (руководителей промышленных предприятий), Е. А. Иванченко (будущих экономистов), С. Е. Каплина (будущих инженеров), Л. А. Амировой, И. В. Никулиной, Л. В. Горюновой, Ю. Ю. Дворецкой (преподавателя высшей школы), Б. М. Игошева, А. А. Никитиной, Р. Н. Примы, В. А. Сластенина (будущего преподавателя), С. К. Савицкого (специалиста машиностроительного профиля), И. В. Шпекторенко (государственного служащего) и т. д. Влияние профессиональной мобильности на профессиональное развитие и становление профессионально успешного человека исследованы С. А. Кугель, Р. Т. Насыбулиным, К. Поппером, И. Пригожиным, И. Л. Смирновой, И. Т. Фроловым и др. Однако, несмотря на большое количество исследований по указанной проблеме, в науке нет целостной психологической концепции профессиональной мобильности личности.

Анализ публикаций по данной проблематике свидетельствует, что мобильность в тех или иных формах исследуют преимущественно представители общественных наук, однако, по мнению Ковалиско Н., существенным недостатком их исследований является одностороннее рассмотрение проблемы — в экономическом или в социальном плане, отсутствие междисциплинарного системного подхода к этому комплексному явлению [11]. При этом существует подход к профессиональной мобильности как форме трудовой мобильности, которая, по утверждению Заславской Т. И., является не столько экономическим или социальным, сколько междисциплинарным понятием, выражается в профессиональном, квалификационном, социальном, отраслевом, территориальном и других перемещениях индивидов, является своеобразной формой их адаптации к новым технологическим и экономическим условиям функционирования [16].

Профессиональная мобильность рассматривается как изменение трудовой позиции или роли специалиста, обусловлена изменением места работы или профессии. При таком подходе в понятии «профессиональная мобильность» различают объективный, субъективный и характерологический аспекты [2, 7, 14]. Объективный аспект охватывает научно — технические и социально — экономические предпосылки, а также сам процесс смены профессии. Субъективный аспект раскрывает процесс изменения интересов работников и акт принятия решения о смене места работы или профессии, зависит от таких индивидуальных характеристик людей, как потребности, ценностные ориентации, моральные качества и другие определяющие мотивы.

С характерологической точки зрения важна склонность человека к изменению предметной деятельности, что дает основания рассматривать профессиональную мобильность как относительно устойчивое свойство личности, как подготовленность или склонность к изменению вида профессиональной деятельности.

Системное рассмотрение профессиональной мобильности, по утверждению Н. Ковалиско, с одной стороны, предъявляет определенные требования к профессионально-квалификационным качествам индивида, а с другой — максимально способствует развитию личности через повышение соответствия между структурой ее индивидуальных потребностей и социально — экономической ценностью места, которое она занимает. Первая из этих функций является предметом экономической науки, вторая — социологии и социальной психологии. Это приводит, по утверждению П. Лукашевича и М. В. Туленкова, качественно различные подходы к исследованиям мобильности:

-          как деперсонифицированного социально-экономического процесса;

-          как к средству социального продвижения и профессионального развития личности.

В первом случае мы имеем дело с собственно трудовой мобильностью, а во втором — с так называемой трудовой карьерой работников [14].

Важным является взгляд исследователей на профессиональную мобильность личности в контексте ее профессиональной карьеры (Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Могильовкин Е. А.). Поскольку в современных исследованиях карьеры фиксируют смещение от парадигмы планирования карьеры к парадигме управления карьерой, поскольку ранее в личности была долгосрочная и гарантированная занятость, установка на одну профессию и одно место работы на протяжении всей трудовой жизни, ведущая роль в организации в управлении карьерным ростом и профессиональным развитием сотрудников. Новый взгляд на специфику должностного и профессионального продвижения работников состоит в отношении к карьере как к совокупности многих карьерных циклов динамического происхождения. И в самом определении карьеры используются термины: «перемещение», «мобильность», «продвижение». Также созвучным в психологии карьеры является понятие «карьерная мобильность» (Кричевский Р. Л.), под которым понимается скорость прохождения работником карьерных ступеней (в современных европейских компаниях карьерная мобильность считается высокой, если продолжительность пребывания работника на одной должности не превышает 2,5–3 лет).

Разделяя мнение Л. Н. Лесохиной, Л. И. Рибникова рассматривает понятие профессиональной мобильности с двух позиций:

1)        с одной стороны, это изменение позиций, вызванное внешними условиями, а именно: отсутствием рабочих мест, низкой заработной платой, бытовой неустроенностью работников и т. д., что вызывает необходимость их адаптации к реальным жизненным позициям;

2)        с другой, профессиональную мобильность можно рассматривать как внутреннюю свободу, самосовершенствования личности, основанную на стабильных ценностях и потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии, способности быстро реагировать на изменения в социуме благодаря образованности и профессиональной компетентности.

Психологов (В. Ковалева, В. Тихонович, Л. Левченко и др.) прежде всего интересует психологическая готовность к смене профессии и причины, позволяющие или не позволяющие сломать традиционные стереотипы профессионального поведения. При этом профессиональная мобильность рассматривается ими как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать новые знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.

По определению Л. П. Шевченко, профессиональная мобильность — это психологическая готовность рабочего, специалиста к решению широкого круга производственных задач, способность оперативно, быстро перестраиваться в зависимости от ситуации, поскольку наиболее эффективным ответом человека на неопределенность и проблемность трудовой ситуации является гибкость поведения, проявляется в его способности вовремя менять стратегию или способ действий в соответствии с условиями труда, меняются. При этом показателем гибкости является скорость изменения стратегий в зависимости от изменения ситуации.

При таком подходе вполне мотивированной является характеристика Н. Г. Мурадян мобильности как средства адаптации работников, что повышает их конкурентоспособность, обусловленность профессиональной мобильности уровнем психологической готовности рабочих к деятельности в условиях конкуренции и нестабильности на рынке труда (Ф. Н. Гайсин, Ф. Х. Фаизов).

Учеными (М. Дьяченко, Е. Зеера и Л. Кандибович) профессиональная мобильность определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и технологии, выполнять новые производственные задачи, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. С точки зрения характерологических качеств личности профессиональная мобильность является совокупностью личностных характеристик и особых форм поведения (склонность к творчеству, постоянному самосовершенствованию и самоактуализации, способность рисковать, проявлять инициативу, предприимчивость в обществе, на рабочем месте и т. д.), которые проявляются в ситуации смены профессии. Профессиональная мобильность является механизмом социальной адаптации, позволяет человеку управлять ресурсами субъектности и профессиональным поведением.

Разделяем мнение Л. Горюновой, что профессиональную мобильность «следует определять на уровне личностных качеств (адаптивность, коммуникабельность, самостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальная память, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность), на уровне характеристик деятельности (рефлексивность, креативность, проективность, прогнозирования, целеполагания, гибкость, пластичность), на уровне процессов преобразования собственной личности, деятельности, окружающей среды» [4, 21]. То есть, в субъективном аспекте мобильность зависит от индивидуальных характеристик человека как потребности, интересы, ценностные ориентации, моральные качества и другие мотивационные факторы. Очевидно, что здесь работает классическая психологическая схема, определяется следующими основными элементами: потребности — интересы — мотивы. Указанные исследовательницей отдельные составляющие коррелируют с коммуникативными, личностно — развивающимися, социально — психологическими, прогностическими, информационными, инструментальными компетенциями социального педагога.

Мы согласны с утверждением Л. Сушенцевой [17] о том, что основой профессиональной мобильности личности является динамизм ее мотивационных, интеллектуальных и волевых процессов, благодаря чему создается индивидуальное поле готовности к профессиональной мобильности.

Профессиональная мобильность состоит из различных компонентов. Описывая феномен профессиональной мобильности, Л. Горюнова указывает на ее психологические составляющие. В частности, это: качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетенций, деятельность человека, детерминированная событиями, изменяющими среду, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

Рассматривая профессиональную мобильность как движущую силу активности субъекта, Н. Пряжников говорит, что в поиске собственного смысла в избранной, усваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности и содержится содержательная характеристика профессионального самоопределения личности [15].

Анализ исследований проблемы профессиональной мобильности показывает, что данная проблема очень тесно связана с мотивами и целью деятельности, как основного фактора проявления мобильности. Поэтому психологической основой профессиональной мобильности личности является динамизм ее мотивационных, интеллектуальных и волевых процессов, благодаря чему создается индивидуальное поле готовности к профессиональной мобильности.

Мотивационная сфера обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности, что крайне важно в ситуации неопределенности. При формировании профессиональной мобильности на первое место становится не когнитивный ее компонент и даже не формирование профессионально важных качеств, а, прежде всего, психологическая (в том числе мотивационная) готовность к профессиональной мобильности.

Активным стимулом развития личности является ее потребность в том или ином виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде, в совершенствовании его профессиональных умений и навыков с целью реализации потребностей в творческой деятельности.

Готовность к проявлению профессиональной мобильности включает, по мнению А. Никитиной, деятельностный и субъектный критерии. Деятельностный критерий характеризуется открытостью к изменениям; способностью к целеполаганию, планированию действий, проектирование собственного профессионального развития и достижения профессионально значимых компетенций в решении профессиональных задач; умением находить оптимальные выходы из ситуации затруднения и аргументировать вариант выбора решения; качеством обоснованности явлений профессиональной деятельности; активным самопроявлением в нормальных и специально смоделированных условиях; осознанностью, широтой, интенсивностью, стабильностью направленности (социальной, профессиональной, личностной) на достижение высоких результатов деятельности. Субъектный критерий характеризуется рефлексивным показателем (умение оценивать сложившуюся ситуацию и оценивать свои возможности), направленностью на преодоление ситуации затруднения (потребности, мотивы, мировоззрение, установки, цели), волевыми чертами (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность), необходимости в субъект — субъектном взаимодействии в процессе профессионального становления [9].

ВЫВОДЫ

Обобщая результаты рассмотренных научных разработок, можно выделить два подхода к изучению социальной мобильности личности, как:

1) деперсонифицированного социально — экономического процесса, 2) средства социального продвижения и профессионального развития личности.

Итак, профессиональная мобильность как сложный конструкт одновременно характеризует:

1)        качество личности, которая обеспечивает внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетенций;

2)        деятельность человека, детерминированная событиями, которые изменяют среду, результатом чего выступает самореализация человека в профессии и жизни, 3) процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

Таким образом, трансформационные изменения современного общества предполагают формирование профессионально — мобильной квалифицированной личности, которой присущи динамичность, постоянный поиск, стремление к преобразованиям не только окружающей среды, но и самой себя.

Литература:

1.                  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Борис Герасимович Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

2.                  Амирова Л. А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития /Л. А. Амирова // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований Уральского отделения Российской Академии образования. — 2009. — № 8 (65). — С.86–96.

3.                  Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы в России / Александр Григорьевич Асмолов // Вариативные педагогические системы. — М, 1995. — С. 40–52.

4.                  Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: дис... доктора пед. наук: 13.00.08 / Горюнова Лилия Васильевна. — Ростов-на-Дону. — 2006. — 337 с.

5.                  Дворецкая Ю. Ю. Психология профессиональной мобильности личности: дис. … кандидата псих. наук: 19.00.01 / Дворецкая Юлия Юрьевна. — Краснодар, 2007. — 143 с.

6.                  Дементьева О. М. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов в учеждениях среднего пофессионального образования: автореф. … дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / О. М. Дементьева. — М., 2009. — 22 с.

7.                  Іванченко Є. А. Формування професійної мобільності майбутніх економістів у процесі навчання у вищих навчальних закладах: автореф. дис... канд. пед. наук: спец.13.00.04 / Є. А. Іванченко. — О., 2005. — 20 с.

8.                  Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография / Борис Михайлович Игошев. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 201

9.                  Никитина Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Никитина Елена Александровна. — Иркутск, 2007. — 199 с.

10.              Новиков А. М. Постиндустриальное образование / Александр Михайлович Новиков. — М, 2008. — 136 с.

11.              Коваліско Н. В. Трудова мобільність в умовах регіонального ринку праці: Дис…канд.. соціол. наук: 22.00.07.- Львів, 1999.-184с.

12.              Кожемякіна Н. І. Соціально-педагогічні умови формування професійної мобільності майбутніх менеджерів-аграріїв: дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Кожемякіна Наталія Іванівна. — Одеса, 2006. — 329 с.

13.              Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологи, тренинг. Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.

14.              Пріма Р. М. Формування професійної мобільності майбутнього вчителя початкових класів: теорія і практика: монографія / Р. М. Пріма; Волин. нац. ун-т ім. Лесі Українки. — Д.: ІМА-прес, 2009. — 368 с.

15.              Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М..: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996.- 256 с.

16.              Заславская Т. И. Трудовая мобильность как предмет экономико-социологического исследования // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов / Под ред. Т. И. Заславской, Р. В. Рывкиной. — Новосибирск, 1974. — 57 с.

17.              Сушенцева Л. Проблема професійної мобільності у контексті міждисциплінарного підходу // Теорія і методика професійної освіти. — № 1. — 2011. — С. 3–11.

18.              Хакимова Н. Р. Профессиональное самоопределение личности и психологические условия его реализации в ситуации смены профессиональной деятельности: дис. … кандидата психол. наук: 19.00.01 / Хакимова Нурия Равельевна. — Кемерово, 2005. — 179 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle