К вопросу о профессиональной мобильности педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 28.04.2017

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Мустафаева Е. А. К вопросу о профессиональной мобильности педагогов // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 263-266. — URL https://moluch.ru/archive/151/42786/ (дата обращения: 19.09.2018).



Закон «Об образовании в Российской Федерации» актуализирует инновационную деятельность в целях обеспечения модернизации системы образования [9, с.23].

Инновационная деятельность ориентирована не только на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, материально-технического, но и, в первую очередь, на совершенствование научно-педагогического и кадрового обеспечения системы образования [9, с.23].

Принцип инновационности обеспечивает высокий уровень подготовки профессиональных кадров, стимулирует внедрение новых педагогических технологий, качественно меняет отношение педагога к процессу обучения и самообучения.

Таким образом, мобильность специалистов, выражающаяся в готовности к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям и оперативному реагированию на них, является одной из главных составляющих модернизации образования.

Именно поэтому интерес к проблеме мобильности со стороны педагогической науки в последние годы значительно возрос.

Анализ работ по обсуждаемой проблеме показал, что в педагогических исследованиях феномена профессиональной мобильности отчетливо просматривается тенденция двух направлений — это исследование профессиональной мобильности обучаемого и исследование профессиональной мобильности педагога.

Большая часть исследований относится к первому направлению. Это работы А. И. Архангельского, Б. М. Игошева, Э. А. Морылевой, Е. Г. Неделько, Н. В. Сидоровой и др.

Актуальность исследования второго направления обусловлена тем, что, не смотря на большое количество научных работ по мобильности, сущность профессиональной мобильности педагога, являющейся необходимым условием модернизации всей системы образования, недостаточно изучена.

В данной статье мы обратимся к феномену «профессиональная мобильность педагога», рассмотрим различные подходы к исследованию профессиональной мобильности, к определению ее сущности и психолого-педагогическим характеристикам мобильной личности.

Современное понятие «профессиональная мобильность» достаточно емкое и неоднозначное. Как целостное явление, профессиональная мобильность, имеет сложную структуру и может рассматриваться с позиции социологии, педагогики и психологии.

Анализ энциклопедической, педагогической, социальной и психологической литературы показывает, что понятие «мобильности» трактуется в различных научных источниках сообразно разным историческим периодам.

«Профессиональная мобильность» в современной научной литературе возникла в первой половине ХХ столетия, в начале, как чисто социологическое, а затем только как социально-педагогическое понятие.

Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот русским социологом П. А. Сорокиным в 20-е гг., на что ссылаются все современные публикации.

Автор рассматривал понятие достаточно широко, — как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [2, с.373]. Он подразделил социальную мобильность на виды: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная социальная мобильность — это перемещение индивида или группы в системе социальной иерархии, включая изменение социального статуса (бывает восходящей и нисходящей). Горизонтальная социальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса (смена гражданства, профессии, места жительства или работы) [4, с.31].

Понятием «социальная мобильность» вслед за П. А. Сорокиным в своих работах пользовались многие философы и социологи, как отечественные (Ю. В. Арутюнян, Т. И. Заславская, Ю. А. Карпова, И. Л. Смирнова, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филлипов и др.), так и зарубежные (П. Блау, Ф. Гато, Д. Глас, С. Липсет, Р. Бендикс, Р. Хаузер и др.).

Впервые понятия «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность» были разделены в 80-е гг. XX в. Так, в «Кратком философском словаре» понятие «социальная мобильность» определяется как перемещение людей из одного социального слоя в другой или смена занятий в пределах одного и того же социального слоя. А «профессиональная мобильность» — как изменение группой лиц или индивидом одной профессии на другую [4, с.31].

Такие исследователи, как И. В. Удалова и Е. Д. Гражданников считали, что «профессиональная мобильность» является своеобразным вектором «социальной мобильности» и ввели в оборот категорию «социально-профессиональной мобильности», под которой понимали смену профессии, сопровождаемую изменением социального статуса.

Следует отметить, что на сегодняшний день, не смотря на то, что существует огромное количество видов мобильности (социальная, профессиональная, социально-профессиональная, культурная, академическая, отраслевая, квалификационная и др.), все эти виды берут свое начало у истоков социальной мобильности.

Так, Б. М. Игошев охарактеризовал этот процесс следующим образом: по мере изучения социальных перемещений и изменений представления о мобильности в обществе постепенно расширяются и углубляются, а само понятие социальной мобильности наполняется новым содержанием.

В педагогическом аспекте профессиональную мобильность такие исследователи, как В. А. Мищенко, рассматривают в качестве специализированной психолого-педагогической подготовки учащегося в период обучения в профессиональных образовательных учреждениях квозможной смене профессии или специальностей внутри одной профессии в процессе будущей трудовой деятельности [6, с.78].

В качестве способа и готовности личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности, «профессиональную мобильность» определяет С. В. Нужнова [7, с. 1].

Такое же определение профессиональной мобильности предлагает и Педагогический словарь [8, с.467].

Рассматривая профессиональную мобильность с позиции социологии и педагогики, можно сказать, что это, прежде всего, процесс.

В свою очередь, впсихологии «профессиональная мобильность» рассматривается, главным образом, как качество личности.

Исследователь В. А. Мищенко отмечает, что «это качество в определенной степени присуще различным лицам в разной степени изначально, и, в то же время, оно может быть сформировано в процессе социализации» [6, с.78].

По мнению, Е. И. Огарева, социально мобильным считается тот индивид, который обладает гибкостью, способностью к изменениям, умеющий оперативно реагировать на вызов времени [4, с.31].

Е. И. Огарев рассматривает «профессиональную мобильность» в двух разных аспектах: 1) как горизонтальные и вертикальные перемещения индивида в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями его образовательного статуса и 2) как личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности (способность легко и быстро осваивать все новое и находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнение нестандартных задач).

В начале XXI века в исследованиях феномена мобильности педагогов, прослеживается прямая связь между образованием и мобильностью. Так, например, Ю. К. Калиновский, считает, что, чем образованнее человек, тем он мобильнее. По мнению автора, социально-профессиональная мобильность — это интегративное качество личности, определяющее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной, профессиональной среде под влиянием меняющихся природных, культурных, социальных ситуаций и обстоятельств ее деятельности [5, с.21].

Профессиональная мобильность начинает рассматриваться как составляющая профессионализма современного специалиста (Н. В. Василенко).

Мобильность связывают с профессионально значимыми качествами: компетентностью и профессионализмом (Е. Л. Шарова).

С нашей точки зрения, более целостное определение предложено Л. Н. Горюновой, которая полагает, что понятие профессиональной мобильности включает в себя триединый комплекс составляющих:

‒ качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;

‒ деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

‒ процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [3, с.116].

В соответствии с таким пониманием профессиональной мобильности Л. В. Горюнова выделяет следующие основные ее составляющие:

‒ совокупность компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность педагога, в их числе ключевые компетенции: здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, общения, информационно-технологическая и общепрофессиональные компетенции: педагогического взаимодействия, организационная, проективная;

‒ готовность к переменам как синтез устойчивости и «реактивной» адаптации;

‒ активность как способность к преобразованию педагогической деятельности и себя в ней [1].

На наш взгляд, такое определение охватывает почти все аспекты профессиональной мобильности, ее сущности.

Итак, проведя анализ научной литературы в области исследуемого феномена, под определением «профессиональная мобильность» мы будем понимать интегральное качество личности, обеспечивающее готовность личности быстро модифицировать свою деятельность при постоянно изменяющихся условиях внешней среды, а также процесс, направленный на преобразование человеком самого себя и окружающей профессиональной среды.

В настоящее время формирование мобильности рассматривается с позиции компетентностного подхода. В определении сущности профессиональной мобильности, ее структурных компонентов большое значение имеет трактовка субъекта деятельности, предложенная Б. Ф. Ломовым (рис.1):

Рис. 1. Б. В. Ломов. Трактовка субъекта деятельности

Таким образом, данные структурные характеристики субъекта деятельности позволяют выделить и структурные компоненты профессиональной мобильности: психологическая готовность; мотивационная установка; креативность, как проявление чувствительности к неопределенности ситуаций; интеллектуальная лабильность (гибкость); активность, выполняющая функцию преодоления нормативно заданной деятельности; волевая направленность; рефлексия, являющаяся условием глубокого осознания и критического анализа; индивидуальный стиль деятельности; самоконтроль; саморегуляция; самостоятельность; ответственность; интеракция (социальное взаимодействие субъектов инновационной деятельности); социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка социальной ситуации, обусловленной инновационными процессами); коммуникабельность (способность эффективно взаимодействовать в процессе совместной инновационной деятельности с целью реализации своих мотивов и удовлетворения потребностей); включенность в профессиональную деятельность на основе использования потенциала внешней среды, предполагающая принцип целостности и открытости.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что мобильность педагога, являющаяся необходимым условием модернизации всей системы образования, рассматривается учеными широко. Одни исследователи понимают ее как процесс, другие — как качество личности, третьи — как интегративное свойство, обеспечивающее формирование необходимых компетенций специалиста. В свою очередь, определение сущности феномена «профессиональная мобильность педагога», ее психолого-педагогических характеристик, а также ее структурных компонентов позволяют говорить о возможности целенаправленного формирования и развития профессиональной мобильности педагога как индивидуального качества человека.

Литература:

  1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-professionalnaya-mobilnost-spetsialista-kak-problema-razvivayuschegosya-obrazovaniya-rossii#ixzz4WXMYV4Fv
  2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. …д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006.
  3. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону, 2005.-137с.
  4. Зеер Э. Ф. Многозначность феномена «мобильность» в профессиональном образовании / Социально-профессиональная мобильность в XXI в. Сборник материалов и докладов Международной конференции (Екатеринбург, 29–30 мая 2014г), Екатеринбург, РГППУ, 2014,т с30–36.
  5. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона / Ю. И. Калиновский.дисс на соиск.уч.степ.д.п.н.-СПб., 1999
  6. Мищенко В. А.. К трактовке понятия «профессиональная мобильность» в современной научной литературе / Сибирский педагогический журнал. ВАК. Выпуск 15/2008, с.75–81
  7. Нужнова, С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html
  8. Педагогический словарь –М., АПН, 1980.-Т.1.-774с.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»/Москва, 2014. 134с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная мобильность, профессиональная мобильность педагога, качество личности, социальная мобильность, социальный статус, перемещение индивида, готовность личности, необходимое условие модернизации, инновационная деятельность, позиция социологии.


Похожие статьи

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое...

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на...

В статье раскрыто различные тенденции освещения проблемы профессиональной мобильности научной дефиниции с позиций системного подхода. Ключевые слова: мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность...

Профессиональная мобильность молодежи на современном...

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования. Мобильность молодежи Узбекистана как фактор интеграции в ЕС.

Непрерывное образование как условие профессиональной...

Основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок

Но профессиональный статус в условиях высокой конкуренции необходимо постоянно подтверждать, укреплять, повышать.

Основные подходы к изучению проблемы профессиональной...

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, социально-педагогический аспект, высшее профессиональное образование, подготовка кадров. В условиях модернизации высшего профессионального образования...

Включение системы СПО в подготовку профессионально...

Профессиональная мобильность — это переход группы или индивида из одной профессиональной позиции в другую.

В понятии «профессиональная мобильность» выделяют объективную, субъективную и характерологическую стороны.

Психологические особенности развития профессиональной...

профессиональная мобильность, дискуссионный клуб, профессиональная мобильность личности, психологическое сопровождение, профессиональная деятельность, профессиональный статус, мобильная...

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

Профессиональная мобильность будущего экономиста и ее...

профессиональная мобильность, инновационное развитие региона, будущий экономист, прошлый век, социальная мобильность, профессиональная мобильность личности, готовность личности...

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое...

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на...

В статье раскрыто различные тенденции освещения проблемы профессиональной мобильности научной дефиниции с позиций системного подхода. Ключевые слова: мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность...

Профессиональная мобильность молодежи на современном...

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования. Мобильность молодежи Узбекистана как фактор интеграции в ЕС.

Непрерывное образование как условие профессиональной...

Основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок

Но профессиональный статус в условиях высокой конкуренции необходимо постоянно подтверждать, укреплять, повышать.

Основные подходы к изучению проблемы профессиональной...

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, социально-педагогический аспект, высшее профессиональное образование, подготовка кадров. В условиях модернизации высшего профессионального образования...

Включение системы СПО в подготовку профессионально...

Профессиональная мобильность — это переход группы или индивида из одной профессиональной позиции в другую.

В понятии «профессиональная мобильность» выделяют объективную, субъективную и характерологическую стороны.

Психологические особенности развития профессиональной...

профессиональная мобильность, дискуссионный клуб, профессиональная мобильность личности, психологическое сопровождение, профессиональная деятельность, профессиональный статус, мобильная...

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

Профессиональная мобильность будущего экономиста и ее...

профессиональная мобильность, инновационное развитие региона, будущий экономист, прошлый век, социальная мобильность, профессиональная мобильность личности, готовность личности...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое...

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на...

В статье раскрыто различные тенденции освещения проблемы профессиональной мобильности научной дефиниции с позиций системного подхода. Ключевые слова: мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность...

Профессиональная мобильность молодежи на современном...

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования. Мобильность молодежи Узбекистана как фактор интеграции в ЕС.

Непрерывное образование как условие профессиональной...

Основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок

Но профессиональный статус в условиях высокой конкуренции необходимо постоянно подтверждать, укреплять, повышать.

Основные подходы к изучению проблемы профессиональной...

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, социально-педагогический аспект, высшее профессиональное образование, подготовка кадров. В условиях модернизации высшего профессионального образования...

Включение системы СПО в подготовку профессионально...

Профессиональная мобильность — это переход группы или индивида из одной профессиональной позиции в другую.

В понятии «профессиональная мобильность» выделяют объективную, субъективную и характерологическую стороны.

Психологические особенности развития профессиональной...

профессиональная мобильность, дискуссионный клуб, профессиональная мобильность личности, психологическое сопровождение, профессиональная деятельность, профессиональный статус, мобильная...

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

Профессиональная мобильность будущего экономиста и ее...

профессиональная мобильность, инновационное развитие региона, будущий экономист, прошлый век, социальная мобильность, профессиональная мобильность личности, готовность личности...

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое...

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на...

В статье раскрыто различные тенденции освещения проблемы профессиональной мобильности научной дефиниции с позиций системного подхода. Ключевые слова: мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность...

Профессиональная мобильность молодежи на современном...

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования. Мобильность молодежи Узбекистана как фактор интеграции в ЕС.

Непрерывное образование как условие профессиональной...

Основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок

Но профессиональный статус в условиях высокой конкуренции необходимо постоянно подтверждать, укреплять, повышать.

Основные подходы к изучению проблемы профессиональной...

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, социально-педагогический аспект, высшее профессиональное образование, подготовка кадров. В условиях модернизации высшего профессионального образования...

Включение системы СПО в подготовку профессионально...

Профессиональная мобильность — это переход группы или индивида из одной профессиональной позиции в другую.

В понятии «профессиональная мобильность» выделяют объективную, субъективную и характерологическую стороны.

Психологические особенности развития профессиональной...

профессиональная мобильность, дискуссионный клуб, профессиональная мобильность личности, психологическое сопровождение, профессиональная деятельность, профессиональный статус, мобильная...

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

Профессиональная мобильность будущего экономиста и ее...

профессиональная мобильность, инновационное развитие региона, будущий экономист, прошлый век, социальная мобильность, профессиональная мобильность личности, готовность личности...

Задать вопрос