Библиографическое описание:

Дядинчук Т. Г. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 752-753.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человеком, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

А. С. Запорожец

Детство — очень важный период в жизни детей. Именно в это время каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов деятельности детей является изобразительная, художественно-творческая деятельность.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Потребность в рисовании заложена у ребят на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Современная система начального школьного образования стремится сформировать в детях базовые способности развития личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности так, чтобы ребенок смог пройти путь «творца». Изначально всякое художество сводится к тому: что рисовать, на чём и чем. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях. Многие ученые по праву считают детский рисунок «королевским путем» познания мира ребенка, отражающий окружающую действительность и его индивидуальность [1, с. 20–27].

Однако каким образом эмоционально-эстетическое сознание дошкольников влияет на продукт художественной деятельности, решено было изучить.

Изучив учебно-методическую литературу, я выявила характерные особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста:

-       ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

-       изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

-       чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;

-       развиваются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности, в которых складывается направленность на получение результата. Этим результатом может быть рисунок, несущий печать личности автора. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания, моделируя действительность, расширяет границы ее познания. Развивается умение создавать и воплощать замыслы. Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Ведущая роль в становлении личности ребенка — школьника принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребенка связана высокая степень воздействия эмоций на художественную деятельность.

Исследование еще раз доказало: познание ребенком окружающей действительности происходит через эмоционально-эстетическое переживание. Все дети от рождения обладают возможностями художественного восприятия мира и склонны видеть чувствами (красивое — некрасивое — поэтому нравится или не нравится).

А ведь именно это и является основанием эстетического развития. Ребенок отождествляется с чувствами, возникающими при рисовании на заданную тему, выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношение.

В рисовании дети создают образы, отражающие его отношение к окружающей действительности доступными ему средствами выразительности (цветом, декором, приемами и способами рисования).

Стало очевидно, что способность воспринимать цвет имеет большое значение. Благодаря использованию цвета работы преображались, в зависимости от позитивного или негативного отношения к теме рисунка. Каждая детская работа была наполнена детским содержанием, в них нашли отражение впечатления детей, отношение к тому, что изображают, проявляя позитив или негатив. Дети выражали свое отношение к изображаемому:

-       тщательностью прорисовки деталей,

-       подбором цвета,

-       разными размерами изображаемого, давая словесные пояснения эмоционально-эстетического восприятия образов «красивого» или «некрасивого».

При изображении «красивого» детские рисунки проникнуты добрым настроением, сочностью колорита, выразительностью образов, аккуратностью, старательностью выполнения.

При изображении «некрасивого» преобладали темные, блеклые тона, угловатость линий, дисгармония, небрежность рисунков, формальность выполнения работ.

Итак, художественное творчество развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс. Художественная деятельность у младших школьников способствует снятию детских страхов обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям гамму новых ощущений, которые со временем становятся богаче, полнее, ярче. Однако необходимо дать педагогам некоторые рекомендации, чтобы поддержать положительное эмоционально-эстетическое отношение детей к собственной художественной деятельности:

-       рисуйте с детьми то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство грусти, открыло им красоту природы, искусства, и т. п. Личная практика вызывает живую потребность в проявлении эмоциональных переживаний детей;

-       рисованию необходимо отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности;

-       при реализации детских замыслов в рисунке не торопитесь навязывать способы передачи образов, давая возможность самостоятельно изобразить задуманное;

-       особое внимание при этом уделяйте культуре цвета, поддерживайте осознание ребенком его выразительной силы;

-       продолжайте подводить детей к осмысленному изыскиванию новых приемов, выразительных средств при создании рисунка (линий, форм, композиционного расположения).

Но, если эмоциональное состояние ребенка вас беспокоит, не следует думать, что исправив рисунки, вы поможете ему. Помощь ребенку и исправление рисунка — это совершенно разные вещи. Чтобы помочь ему, заботиться надо непосредственно о нем. Уделите ребенку внимание, попытайтесь решить его жизненные проблемы и рисунки изменятся сразу.

Только не забывайте, что в эмоциональной оценке многое зависит от индивидуальности воспринимающего, поэтому жесткое навязывание «правильных» (т. е. совпадающих с нашими ожиданиями) решений тут совершено недопустимо. Иначе мы только впечатаем в сознание ребенка новую разновидность стереотипов (цветовых, композиционных). Добиваться нужно лишь того, чтобы ребенок осознал и принял сам принцип связи цвета, линий и настроения, характера чувства.

Литература:

1. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. № 4,с.20–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle